Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
поэтапное развитие туризма и рекреации: развитие наиболее известных оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего в г. Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также создание новых транспортных коммуникаций (организация скоростного автомобильного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов, организация железнодорожного сообщения Ростов-на-Дону - Тихорецк - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик, Туапсе - Тихорецк - Ростов-на-Дону, Туапсе - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик), развитие энергосистемы, формирование новых особых туристических зон;
модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении и металлургии, развитие кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, реализация ряда инновационных проектов, в том числе создание интегрированного производства технологических компонентов для солнечной энергетики в Ростовской области и др.;
диверсификация экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в том числе в нефтегазохимии, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;
реализация проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе, освоение ресурсов углеводородов Черного моря, строительство экспортного газопровода «Южный поток» по территории и акватории округа;
создание эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, превращение округа - инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики;
реализация транспортно-транзитных преимуществ округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;
интенсивный рост сервисного сектора, базирующийся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также на развитии финансовых и страховых услуг, создание условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том числе информационных технологий, во взаимосвязанных агломерациях Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда;
реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, развитие перегрузочных портовых комплексов, входящих в систему международных транспортных коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;
формирование на базе крупных агломераций округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
Развитие социальной сферы Южного федерального округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.
Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию.
Предполагается достижение следующих целевых установок развития Южного федерального округа:
в области экономики:
рост валового регионального продукта в 1,9 раза в 2020 году по сравнению с 2009 годом;
реальные располагаемые доходы населения увеличатся в 2020 году в 2 раза по сравнению с 2009 годом;
производительность труда к 2020 году увеличится в 2 раза;
в области социального развития:
средняя ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении возрастет с 69,9 лет в 2009 году до 77 лет в 2020 году;
численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится с 18 процентов в 2009 году до 10 процентов в 2020 году;
обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) увеличится с 47,9 в 2009 году до 51,8 врача в 2020 году;
охват дошкольным образованием детей старше 5 лет вырастет с 53,9 процента в 2009 году до 87 процентов в 2020 году;
доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится с 43 процентов в 2009 году до 17 процентов в 2020 году;
в области экологии:
снижение доли населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
снижение доли населения, не обеспеченного кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
снижение степени загрязнения используемых для питьевого водоснабжения водных объектов, не отвечающих нормативам качества по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;
рост доли обезвреженных и переработанных промышленных и твердых бытовых отходов;
сокращение количества мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям, и занимаемых ими площадей;
рост доли сохраненных и рекультивированных земель.
Среднегодовой темп прироста суммарного
валового регионального продукта при
реализации инновационного сценария развития
в
2010 - 2020 годах составит 5,5 процента в год.
Значительная часть прироста производства
будет обеспечена за счет непромышленных
отраслей: туризма, транспорта и связи,
торговли, а также сектора услуг, рост
которых базируется на развитии инновационных
видов деятельности. Реализация крупных
инвестиционных программ обусловит высокие
темпы роста строительства. Предполагается,
что среднегодовой темп прироста инвестиций
в экономику округа составит 8,3 процента.
Прогнозные показатели социально-экономического
развития Южного федерального округа
приведены в приложении № 2.
Инновационный сценарий развития Южного федерального округа означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста. Количественная оценка параметров развития округа на базе инновационного сценария также показывает, что он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества округа и упрочить его позиции в российской экономике.
III. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Южного федерального округа
1.
Туристско-рекреационный
Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.
Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.
Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура, в связи с чем регионы округа малопривлекательны для туристов. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.
Регионы-лидеры туристско-рекреационной
активности в округе, как правило, специализируются
исключительно на пляжном отдыхе.
К тому же в качестве основной целевой
группы потребителей предлагаемых туристических
услуг традиционно рассматриваются преимущественно
российские туристы. В совокупности эти
факторы свидетельствуют о высокой структурной
неустойчивости туристско-рекреационного
комплекса, производительность труда
в котором со значительным отрывом отстает
от среднестатистических отраслевых показателей
по России. Еще больший разрыв фиксируется
при сравнении с развитыми странами. Во
многом это связано с низкими расходами
туристов, отдыхающих в Южном федеральном
округе.
Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:
увеличение пространственной асимметрии
в развитии туризма между отдельными территориями
и регионами (в частности,
в Краснодарском крае сконцентрировано
около 50 процентов всех гостиничных номеров
и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных
организациях);
усугубляющийся структурный дисбаланс между видами туристско-рекреационного бизнеса (в части, касающейся степени и приоритетов их развития), а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процента населения округа, туристско-рекреационный комплекс предлагает заработную плату на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики округа, в иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;
сегментная несбалансированность присутствия
в туристско-рекреационных комплексах
крупного бизнеса, с одной стороны, среднего
и малого - с другой. В сфере услуг, наиболее
привлекательной для малого и среднего
бизнеса, зачастую доминируют крупные
компании, а там, где требуется высокая
капитализация (морские, речные круизы
и т.д.), наоборот, происходит распыление
потенциала, ресурсов, флота между значительным
числом малых и средних собственников.
В совокупности перечисленные проблемы обусловливают невысокую конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировом рынке, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Нарастание дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.
Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития каспийской круизной линии (по прикаспийским странам - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан) практически не используются.
Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:
развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса;
обновление инфраструктуры и обеспечение
ее эффективной загрузки после проведения
в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр, то есть
в период после 2014 года;
подготовка высококвалифицированных кадров;
диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату - столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и пр.), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа