Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
Многообразие природно-климатических условий и наличие различных типов рыбохозяйственных водоемов позволяют развивать в округе все секторы производства продукции в товарном рыбоводстве. С учетом наличия в округе большого количества малых водохранилищ и прудов руслового типа, а также благоприятных климатических условий для развития интегрированных форм рыбоводства можно прогнозировать широкое развитие рыбоводства в указанном регионе. За последние три года производство (выращивание) товарной рыбы и других водных биоресурсов увеличилось на 31 процент, или на 12,3 тыс. тонн по отношению к уровню 2007 года и составило 52,8 тыс. тонн.
В основе долгосрочного развития агропромышленного комплекса является развитие стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции в Южном федеральном округе в целях обеспечения экономического роста, повышения качества жизни сельского населения, достижения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
Исходя из указанных целей задачами агропромышленного комплекса Южного федерального округа являются:
в сфере развития растениеводства:
восстановление плодородия почв за счет реконструкции и создания новых оросительных каналов, а также внесения удобрений;
внедрение передовых технологий в систему защиты растений от особо опасных вредителей, болезней и сорной растительности;
обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным посевным и посадочным материалом;
восстановление сети семеноводческих хозяйств и модернизация их материально-технической базы с уделением особого внимания созданию на территории округа высокотехнологичного центра по доработке семян технических и овощных культур, а также обеспечению его современным оборудованием;
обновление материально-технической базы действующих питомников по промышленному производству сертифицированного посадочного материала плодово-ягодных культур;
внедрение инновационных технологий в производство растениеводческой продукции;
создание условий для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе путем развития соответствующей инфраструктуры;
обеспечение доступа производителей продукции растениеводства к кредитным ресурсам;
в сфере развития животноводства и рыбоводства:
поддержка развития специализированного мясного скотоводства;
дальнейшее развитие мелкотоварного производства в отрасли;
для дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса - поддержка развития интегрированных форм рыбоводства;
в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности:
проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей и строительство новых;
повышение качества продукции, инновационной активности предприятий пищевой промышленности, освоение новых видов продуктов питания;
дальнейшее развитие направлений по освоению и производству диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания;
внедрение на предприятиях международных систем качества серий ИСО:9000 и ХАССП;
повышение степени переработки произведенной в округе сельскохозяйственной продукции;
создание агропромышленных кластеров, связывающих между собой поставщиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции;
подготовка высококвалифицированных кадров.
С целью решения соответствующих задач развития пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо разработать целевые программы по развитию в регионах отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, связанных с производством социально значимых продуктов питания, а также разработать целевые программы по развитию в регионах производства столового и технического винограда, созданию и перевооружению производственных мощностей по его хранению и переработке.
В соответствии с инновационным сценарием развития предполагается выход агропромышленного комплекса Южного федерального округа в период до 2020 года на качественно новый технологический уровень производства, связанный с масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств, развитием инфраструктуры, формированием новых рынков и улучшением уровня жизни сельского населения.
Инновационный сценарий развития сельского хозяйства характеризуется постепенным переходом от экстенсивных форм ведения сельскохозяйственного производства к высокоинтенсивным технологиям. Для производителей Южного федерального округа открываются новые возможности освоения рынков на базе исследуемых и применяемых технологий производства из различного сельскохозяйственного сырья, технологий производства экологически чистых сельскохозяйственных культур, генно-инженерной технологии и др.
Решением задач по развитию сельского
хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры
рынка продукции агропромышленного комплекса
является продолжение реализации на территории
округа мероприятий, предусмотренных
приоритетным национальным проектом «Развитие
агропромышленного комплекса»,
а также Государственной программой развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы,
в рамках которых осуществляются действия
по следующим основным направлениям:
восстановление позиций агропромышленного комплекса округа, утраченных в 90-е годы (восстановление садов, виноградников и др.);
развитие рыночной и материально-технической инфраструктуры агропромышленного комплекса;
создание условий для производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, увеличение выпуска экспортной и импортозамещающей продукции и вытеснение импортной продукции;
ускоренное развитие животноводства (включая мероприятия по расширению доступности долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм));
совершенствование научного обеспечения
агропромышленного комплекса и создание
условий для внедрения новых технологий
(в частности, внедрение передовых технологий
в свиноводстве);
увеличение поставок племенного скота, техники и оборудования для животноводства по системе федерального лизинга;
стимулирование развития малых форм хозяйствования, реализация мероприятий по увеличению и удешевлению привлекаемых кредитных ресурсов личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Ввиду того, что ресурсов и номенклатуры продукции округа достаточно для создания полноценного рынка импортозамещающих продуктов питания, ускоренное развитие агропромышленного комплекса Южного федерального округа планируется путем формирования крупного территориального агропромышленного кластера.
В долгосрочной перспективе агропромышленный кластер будет наращивать свою конкурентоспособность на российском и международном рынках зерновых, мясных и молочных продуктов и ранних овощей, развивая для этого не только сельское хозяйство, но и транспортную и торговую инфраструктуру.
3. Нефтегазовый комплекс
Нефтегазовый комплекс является развитым и диверсифицированным сектором экономики Южного федерального округа. Его потенциал составляют значительные ресурсы углеводородов (более 96 процентов из них сосредоточено в Астраханской области и на шельфе Северного Каспия), многочисленные добывающие и геолого-разведочные компании, их научно-исследовательские подразделения, постоянно расширяющаяся трубопроводная сеть, магистральные трубопроводы и портовая инфраструктура Черного моря, мощные нефте- и газоперерабатывающие заводы, газо- и нефтехимические предприятия. На долю крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного месторождения приходится 81 процент выпускаемой в России и 10 процентов мировой выработки газовой серы.
Доля Южного федерального округа в общероссийской добыче нефти на современном этапе составляет всего около 1 процента (5,1 млн. тонн), природного газа - 2,6 процента (17,0 млрд. куб. метров), газового конденсата - 22,4 процента (3,3 млн. тонн), что не отвечает современным возможностям сырьевой базы. Степень разведанности начальных суммарных ресурсов нефти на территории округа оценивается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 33,8 процента, природного газа - 32,8 процента, газового конденсата - 30,7 процента, а с учетом шельфов Каспийского, Черного и Азовского морей эти показатели значительно меньше.
В сфере высоких технологий лидируют иностранные компании, обеспечивающие в Астраханской области и на шельфе Каспийского моря практически весь объем геофизических работ и поисково-разведочного бурения. Большинство инноваций в нефтегазовом комплексе связано с работами этих компаний (строительство горизонтальных скважин и боковых стволов, гидроразрывы пластов, сейсморазведка 3D и др.), а не с российскими недропользователями. Следствием этого является крайне низкий средний по Южному федеральному округу показатель извлечения нефти из недр - 12,4 процента (за исключением некоторых месторождений Краснодарского края и Республики Адыгея, где коэффициент извлечения достигает 31,4 процента).
Несмотря на наличие крупных нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических производств, доля Южного федерального округа в объемах нефтепереработки России также пока невелика (7,6 процента). Вместе с тем на большинстве нефтеперерабатывающих заводов Южного федерального округа осуществляются программы модернизации и расширения производства нефтепродуктов. Проектом генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года на нефтехимических комбинатах предусмотрено строительство мощных пиролизных установок и создание нефтегазохимических кластеров на юге Астраханской области.
Существует ряд объективных и субъективных препятствий для более интенсивной реализации нефтегазового потенциала Южного федерального округа:
выработанность значительной доли месторождений углеводородов, а также сокращение их подготовленных разведанных запасов в связи с недостаточным финансированием поисково-разведочных работ и программ параметрического бурения;
низкая инвестиционная привлекательность для крупных нефте- и газодобывающих компаний выработанных и мелких месторождений нефти и газа, отсутствие государственной поддержки (законодательной, налоговой, кредитной, инвестиционной, тарифной) малого и среднего бизнеса в разведке и эксплуатации этих месторождений;
отсутствие инновационных технологий в освоении ряда крупных месторождений газа и конденсата, в том числе при высоком содержании сероводорода и углекислого газа, что в значительной мере затрудняет и ограничивает рост добычи, а также отсутствие связи Астраханского центра газодобычи с Единой газотранспортной системой.
Динамичное развитие нефтегазового комплекса Южного федерального округа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
привлечение инвестиций и передовых технологий в геологоразведку и разработку месторождений углеводородов;
разработка современных инновационных технологий эксплуатации многокомпонентных газоконденсатных месторождений с соблюдением действующих экологических норм;
развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, а также диверсификация направлений, объемов, способов и маршрутов поставок нефти, газа и нефтепродуктов на внутренние и внешние рынки;
освоение наиболее крупных месторождений углеводородов на шельфах Каспийского, Азовского и Черного морей;
ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь нефти, газа и конденсата на всех стадиях производства от добычи до переработки;
массовое внедрение новых технологий эксплуатационного бурения (строительство боковых стволов и горизонтальных скважин), скважинных операций по увеличению нефтеотдачи продуктивных горизонтов;
модернизация действующих и создание новых нефтеперерабатывающих и нефтегазохимических, в том числе пиролизных, производств для получения конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Наиболее привлекательными регионами для развития нефтегазового комплекса (с учетом реального потенциала добывающей, трубопроводной и нефтегазоперерабатывающей отраслей) являются Астраханская и Волгоградская области, Краснодарский край, а также Республика Калмыкия.
В ближайшие годы планируется расширение пропускной способности нефтепровода «Каспийский трубопроводный консорциум» (до 67 млн. тонн в год) и начало строительства по территории Южного федерального округа протяженного экспортного нефтепродуктопровода «Сызрань - Новороссийск» (пропускной способностью 12 млн. тонн в год) и экспортного газопровода «Южный поток» (пропускной способностью 63 млрд. куб. метров в год), что потребует подключения добычных мощностей недропользователей Астраханской области и шельфа Каспийского моря.
Эффективный механизм реализации стратегии развития нефтегазового комплекса Южного федерального округа включает:
создание благоприятных условий для деятельности малых и средних компаний, эксплуатирующих незначительные по запасам месторождения углеводородов, число которых в Южном федеральном округе очень велико, в частности путем введения значительных налоговых льгот на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых месторождениях с запасами до 5 млн. тонн;
стимулирование широкого применения технологии сайклинг-процесса при разработке месторождений в целях повышения коэффициента извлечения газового конденсата посредством установления нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении газа природного, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления в пределах 1 участка недр;
предоставление преференций компаниям, осваивающим углеводородные ресурсы шельфа (льготные ставки вывозной таможенной пошлины в отношении нефти, добытой на нефтеконденсатных месторождениях имени Ю.Корчагина и имени В.Филановского, снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых вплоть до 0 рублей для акваторий Азовского, Каспийского и Черного морей на определенный срок начальной разработки месторождений, снижение импортных пошлин на ввозимое высокоэффективное геолого-разведочное и промысловое оборудование и др.);
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа