Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:32, контрольная работа
Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. МСК Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Отрасли машиностроительного комплекса. Факторы влияющие на их размещение………………………………………………………………..3
3. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ……………………………………………………………….12
4. Перспективы развития машиностроения………………………………15
5. Список использованной литературы……………………………………20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительный
комплекс включает в себя более двадцати
подотраслей (металлообрабатывающую
промышленность; производящую средства
производства; транспорта; оборонную
продукцию, а также предметы потребления)
и при определенных условиях должен
стать ключевым фактором, влияющим
на эффективность инновационного сценария.
МСК Машиностроение призвано обеспечить
производственным оборудованием ключевые
сектора экономики и в первую
очередь обрабатывающие отрасли
промышленности и тем самым определяет
состояние производственного
ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
Машиностроение
- одна из ведущих отраслей тяжелой
индустрии Российской Федерации. Создавая
наиболее активную часть основных производственных
фондов - орудия труда, машиностроительная
промышленность в значительной степени
оказывает влияние на темпы и
направления научно-
Машиностроительный
комплекс - крупнейший из промышленных
комплексов, на его долю приходится
почти 25% стоимости произведенной
продукции и почти 35% всех работающих
в хозяйстве России, а также
около 25% стоимости основных промышленно-производственных
фондов. В нашей стране этот комплекс
развит недостаточно. В экономически
высокоразвитых странах на продукцию
машиностроительной отрасли приходится
35-40% стоимости промышленного
Высокая трудоемкость определяет и социальную значимость машиностроения. Так, комплекс предприятий гражданского машиностроения объединяет 7500 крупных и средних предприятий и организаций. Общая численность занятых в отраслях комплекса составляет около четырех миллионов человек (1/3 всех занятых в промышленности России).
Ассортимент
выпускаемой продукции
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.
Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий
машиностроения по территории страны они условно делятся на 4
группы (см. Приложение 1)
В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов. Как материалоемкость и трудоемкость выделяют тяжелое машиностроение, среднее машиностроение, общее машиностроение.
Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования ("Урал Маш", Санкт-Петербургский металлический завод и др.). В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.
Производство
металлургического
Тепловозостроение,
вагоностроение и путевое машиностроение
обеспечивает железнодорожный транспорт
магистральными грузовыми, пассажирскими
и маневровыми тепловозами, грузовыми
и пассажирскими вагонами и т.
д. Магистральные тепловозы
Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений "Ижорский завод" (Санкт-Петербург) и "Атом Маш" (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны - в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский "Электросила", екатеринбургский "Уралэлектроаппарат" и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов "Красный пролетарий"), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение.
Продукция этой отрасли отличается
небольшой материало и
Машиностроение
для легкой и пищевой промышленности.
Сюда входят следующие подотрасли:
производство оборудования для текстильной,
трикотажной, швейной, обувной, кожевенной,
меховой промышленности, а также
для производства химических волокон
и оборудование для пищевой промышленности.
Основным фактором размещения является
близость к потребителю, поэтому
подавляющее большинство
Авиационная
промышленность. В авиационной промышленности
кооперируются предприятия
Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа "Буран", сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.
Информация о работе Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ