Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. МСК Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Отрасли машиностроительного комплекса. Факторы влияющие на их размещение………………………………………………………………..3
3. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ……………………………………………………………….12
4. Перспективы развития машиностроения………………………………15
5. Список использованной литературы……………………………………20

Файлы: 1 файл

Машиностроительный комплекс.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Отрасли машиностроительного комплекса. Факторы влияющие на их размещение………………………………………………………………..3
  3. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ……………………………………………………………….12
  4. Перспективы развития машиностроения………………………………15
  5. Список использованной литературы……………………………………20
  6. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Машиностроительный  комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую  промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную  продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. МСК Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли  промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего  продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.

 

ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

 

Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой  индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени  оказывает влияние на темпы и  направления научно-технического прогресса  в различных отраслях народного  хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические  показатели, определяющие эффективность  развития общественного производства.

Машиностроительный  комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной  продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также  около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию  машиностроительной  отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно  меньше.

Высокая трудоемкость определяет и социальную значимость машиностроения. Так, комплекс предприятий гражданского машиностроения объединяет 7500 крупных и средних  предприятий и организаций. Общая  численность занятых в отраслях комплекса составляет около четырех  миллионов человек (1/3 всех занятых  в промышленности России).

Ассортимент выпускаемой продукции российского  машиностроения отличается большим  разнообразием, что обусловливает  глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре  машиностроения насчитываются 19 крупных  комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение  отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые  влияют на его географию. Оно в  меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная  среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя:  Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

По степени  влияния  определенных  факторов  на  размещение  предприятий

машиностроения  по  территории  страны  они  условно  делятся  на  4

группы (см. Приложение 1)

В зависимости  от особенностей взаимодействия таких  факторов. Как материалоемкость и  трудоемкость выделяют тяжелое машиностроение, среднее машиностроение, общее машиностроение.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования ("Урал Маш", Санкт-Петербургский металлический завод и др.). В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

Производство  металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости  продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также  оборудование для прокатного и дробильно-размольного  производства. Профиль заводов горного  машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого  способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного  строительства. Они, как правило, расположены  в районах потребления - на Урале  и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет  в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в  Красноярске, Екатеринбурге ("Урал Маш"), Шахтах, Киселевске и Перми. Продукция  подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое  значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного  хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются  в Центральном районе (Узловской  завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные  конвейеры - в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт  магистральными грузовыми, пассажирскими  и маневровыми тепловозами, грузовыми  и пассажирскими вагонами и т. д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов - Коломенском, маневровые промышленные тепловозы - в основном, в Центральном  районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский  заводы. Путевые машины и механизмы  укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и  ассортименте, их производство сосредоточено  в городах европейской части  России - в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке. Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными  объединениями "Cанкт-Петербургский  металлический завод", "Санкт-Петербургский  завод турбинных лопаток", Екатеринбургский турбомоторный завод, "Дальэнергомаш" (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают  оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных  электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей  промышленности, черной и цветной  металлургии. Основные факторы размещения - наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.

Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений "Ижорский завод" (Санкт-Петербург) и "Атом Маш" (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов  и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем  товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в  европейской части страны - в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.

Электротехническая  промышленность. Отрасль выпускает  изделия более 100тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически  все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский "Электросила", екатеринбургский "Уралэлектроаппарат" и новосибирский трансформаторный завод.

Станкоинструментальная  промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего  оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий  сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков  и роботизированных комплексов "Красный  пролетарий"), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало и энергоемкостью, но для ее производства требуются  высококвалифицированная рабочая  сила и научно-исследовательские  кадры. Поэтому основная часть производственного  потенциала сосредоточена в крупных  и крупнейших городах. Например, в  Москве и Московской области размещены  десятки научно-производственных и  производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке  средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании  и производстве часов, медицинских  приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также  для производства химических волокон  и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому  подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской  зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически  всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы  и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной  промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в  Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Удэ производят вертолеты.

Ракетно-космическая  промышленность выпускает орбитальные  космические корабли, ракеты для  вывода спутников, грузовых и обитаемых  кораблей и корабли многоразового  использования типа "Буран", сочетающая высокие технологии с широкой  межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей  ракетно-космического комплекса бывшего  СССР.

Информация о работе Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ