Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. МСК Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Отрасли машиностроительного комплекса. Факторы влияющие на их размещение………………………………………………………………..3
3. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ……………………………………………………………….12
4. Перспективы развития машиностроения………………………………15
5. Список использованной литературы……………………………………20

Файлы: 1 файл

Машиностроительный комплекс.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров  в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых  грузов приходится на автомобильный  транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена  в старо промышленных районах  европейской части России с высокой  концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли  велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и  персонала приходится на предприятия  с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО "ЗИЛ" и АО "Москвич" (Москва), АО "ГАЗ" (Нижний Новгород), АО "ВАЗ" (Тольятти), АО "КамАЗ" (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.

Сельскохозяйственное  и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и  тракторного машиностроения расположены  главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном  и Волго-Вятском районах. Это соответствует  размещению и специализации сельского  хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно  меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте  оборудования.

Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий  отрасли, несмотря на потребляемое ими  значительное количество металла больших  параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов  обусловливает установку на них  разнообразного оборудования, что подразумевает  наличие кооперационных связей с  предприятиями-смежниками. Строительство  судов начинается на суше, а заканчивается  на плаву, поэтому многие верфи размещены  в устьях крупных рек или в  защищенных от моря гаванях.

Среднее машиностроение. Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эти предприятия узко специализированы, имеют широкие связи по кооперативным поставкам. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Она стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. Она включает в свой состав кроме выпуска машин - производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

Станкостроительная  промышленность - база научно - технического прогресса всего машиностроения. Расходы металла в ней невелики, большая часть заготовок и  деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние  оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала  и конструкторов.

Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных  станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных станков  с программным управлением, станочных  линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в  размещении станкостроения роль крупных  научных и конструкторских центров.

В авиационной, самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия  практически всех отраслей тяжелой  промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные  конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и  радиотехническое оборудование. Предприятия  авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем  классификации инженерно-технических  кадров, рабочих.

Производство  слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой  деталей, узлов и агрегатов. Преобладает  массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные  кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой.

Общее машиностроение. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Предприятия общего машиностроения - одни из самых  многочисленных в отрасли и размещаются  во многих районах страны.

Затраты на зарплату стоимости продукции  здесь составляют от 12 до 33 %, затраты  на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 4 - 8 %.

Сельскохозяйственное  машиностроение тяготеет к районам  потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного  производства:

- производство  зерновых комбайнов - на Северном  Кавказе;

- производство  картофелеуборочных машин - в  Центральном районе.

Территориальную специализацию машиностроения Российской Федерации можно увидеть в приложении 2

 

Структурные и территориальные  сдвиги в машиностроительном комплексе  РФ

 

За последние 10 лет в машиностроении РФ произошли  значительные структурные и территориальные  сдвиги, наладились совместные производства с иностранными производителями.

Общие структурные  преобразования можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, доля машиностроительных оборонных отраслей, по нашей оценке, снизилась, доля гражданского машиностроения соответственно возросла; во-вторых, удельный вес машиностроительных отраслей, непосредственно работающих на личное потребление или на модернизацию производственной базы для выпуска  одежды, обуви и продовольствия несколько  увеличился; в-третьих, к сожалению, значительно снизилась доля машиностроения, непосредственно обслуживающего специализированные машинопотребляющие отрасли, и станкоинструментальной промышленности, участвующей в модернизации станочного парка всех отраслей машиностроения.

 Если же говорить об автомобильном машиностроении в период с 2000 по 2010 годы в РФ было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot — Citroën — Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается.

В ноябре 2009 года Renault — Nissan и «АвтоВАЗ» подписали  соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации  АВТОВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен  на предоставление компанией Renault своих технологий АВТОВАЗу. После визита визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ технической библиотеке концерна.

В феврале 2010 российский «Соллерс» и итальянский Fiat подписали меморандум о создании в России глобального альянса  по производству пассажирских автомобилей  и внедорожников. Общие инвестиции в проект — €2,4 млрд. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации  производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году совместное предприятие планирует  выпускать до 500 тыс. автомобилей  в год, как минимум каждый десятый  должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в  развитие производства Fiat в России $600 млн.

В начале 2010 года «АвтоВАЗ» и «Соллерс»  подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной  компонентной базы поставщиков, рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и «Соллерс» существенным ростом котировок.

При рассмотрении стратегии развития российского  автопрома, Правительством РФ в марте 2010 был рассмотрен вопрос о принципах сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы является расширение локализации производства в России.

Немецкий  автомобильный концерн Daimler приобрёл 10 % акций российского производителя  грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее  соглашение о стратегическом партнерстве  в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии», «Тройка-Диалог» и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о  партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями.

В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10 % до 11 %.

Председатель  совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов  также отметил, что к 2018 году немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной.

По сообщению  РБК, Министерство промышленности и  торговли оценивает совокупные затраты  по стратегии развития автомобильной  промышленности России до 2020 года в  размере 1,2 — 1,8 трлн руб. Из указанной  выше суммы на развитие автопрома  около 630 млрд руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд руб. будет направлено на проекты  модернизации производства, 100 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых  моделей — 24 млрд руб.), а 190 млрд руб. вложить в развитие компонентной базы.

Ряд российские вагоностроительных предприятий ведут  активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли  с рядом зарубежных компаний, среди  которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering&Technologies, Nippon Sharyo Ltd, American Railcar Industries и Amsted Rail.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Сегодня состояние этой отрасли в России можно охарактеризовать как деиндустриализированное. Так, индекс промышленного производства в машиностроении и металлообработке в 2011 году составил чуть более 60% от уровня 1990 г., доля оборудования старше 15 лет  в общем объеме производственных фондов превышает 70%, доля продукции  машиностроения в общем объеме промышленного  производства сократилась с 33% в 1990 г. До 13,5% в 2011 г.

Происходит  снижение эффективности и результативности использования инвестиционных ресурсов в этих отраслях (см. приложение 3) – увеличивается инвестиционная емкость и сокращается инвестиционная отдача.

Эти процессы происходят на фоне заметного усиления инфляционной составляющей в стоимости  продукции отраслей и значительного  сокращения физических показателей. Так, например, в 1990 г. Номенклатура машиностроительного комплекса включала более 100 видов, сейчас – менее половины. Произошло и сокращение объемов производимой продукции. По выпуску энергопроизводящего оборудования Россия отброшена на 50 лет назад. Выпуск сельскохозяйственной техники сократился в несколько десятков раз до таких размеров, что фактически эта отрасль перестала существовать. Станкостроение разрушено полностью, при этом существует острая потребность в нем – это подтверждают данные Таможенной службы: импорт металлообрабатывающего оборудования достигает 90% .

Деиндустриализация, проявляя себя в такой отрасли  традиционного материального производства, как машиностроение, снижает уровень  и темпы технологического перевооружения и эффективности экономики. Об этом говорит доля инвестиций в машиностроительный комплекс в общем объеме обрабатывающей промышленности, которая по сравнению  с 1990 годом сократилась в 3 раза и  в 2011 году составляла 16% .

Среди главных  проблем отечественного машиностроения:

  • Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.
  • Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.
  • Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.
  • Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.
  • Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.
  • дефицит квалифицированных кадров.

Информация о работе Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ