Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а также предметы потребления) и при определенных условиях должен стать ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. МСК Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора экономики и в первую очередь обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Отрасли машиностроительного комплекса. Факторы влияющие на их размещение………………………………………………………………..3
3. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ……………………………………………………………….12
4. Перспективы развития машиностроения………………………………15
5. Список использованной литературы……………………………………20

Файлы: 1 файл

Машиностроительный комплекс.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

Согласно  данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более  лет. Это означает, что подавляющая  часть основных фондов устарела не только морально, но и физически. В  частности, в судостроении, радиоэлектронном комплексе, вертолетной индустрии  износ оборудования превышает 65%.

В своем  сегодняшнем состоянии предприятия  российского машиностроения могут  осуществлять производство высокотехнологичной  конкурентоспособной продукции  только для сравнительно узких сегментов  мирового рынка. Современное состояние  отрасли не отвечает целям и задачам  повышения долгосрочной конкурентоспособности  экономики и занятия устойчивых рыночных ниш на мировых рынках наукоемкой продукции.

С учетом того, что машиностроение играет ведущую  роль в экономике страны (а также  присущего данному отраслевому  комплексу свойства давать импульс  для инновационного развития практически  всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.

Одной из основных задач государственной  поддержки в прогнозируемый период должно стать преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая  приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.

В настоящее  время развитие машиностроительного  комплекса происходит на фоне следующих  положительных тенденций:

  • консолидации активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных интегрированных структур в отраслях машиностроения;
  • увеличения объемов государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики (авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение и др.), а также развития производственной инфраструктуры.

Энергоэффективность и производительность труда большинства  предприятий машиностроения очень  низки, что существенно ограничивает возможности присутствия отрасли  не только на мировых рынках, но и  на внутреннем рынке. На сегодняшний  день при несопоставимой разнице  стартовых условий зарубежных и  российских производителей доля отечественной  техники на рынке РФ не превышает 20%.

Для системного развития машиностроения России необходимо стимулирование его со стороны государства, а также повышение инвестиционной активности в данном секторе экономики  и более эффективное использование  ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой  ресурсоемкостью, то комплексный институциональный  подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.

Несмотря  на принятые в последнее время  руководством многих предпринимательских  структур усилия по модернизации предприятий, прогрессирующее технологическое  отставание российского машиностроения остается неустраненным фактом и  это может иметь крайне неблагоприятные  последствия для всей национальной экономики.

Несмотря  на положительные в целом темпы  развития машиностроительного комплекса  в течение последних пяти лет, его состояние характеризуется  рядом проблем:

    • низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, связанной со старением и высокой степенью износа производственных фондов;
    • недостатком финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий;
    • недостаточной структурированностью комплекса в научной и технологической сферах;
    • дефицитом квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.

Основная  цель развития машиностроительного  комплекса России – технологическая  модернизация и удовлетворение внутреннего  платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия  на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый  к инновациям комплекс, интегрированный  в систему международного разделения труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

    • повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;
    • улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;
    • расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
    • реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;
    • улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Указанные меры должны реализовываться в комплексе  с принятыми и одобренными  Правительством Российской Федерации  программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми  и межотраслевыми проектами.

Подводя итог проведенному исследованию, можно  сделать вывод о том,  что для того, чтобы вывести машиностроение России на качественно новый уровень нужно провести ряд мер и реформирование данной отрасли, которые должны быть распланированы на длительный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения // Вестник машиностроения.-1997.-№ 4
start="2"

 Инновационная деятельность в машиностроении. Г. Хорошилов. Экономист, №7, 2007.

    1. Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности // Вопр. экономики. 2000. № 1.
    2. Сайт журнала «Тяжелое машиностроение» - [http://www.tiajmash.ru/]
    3. Экономика машиностроительной промышленности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности: Экономика и организация машиностроительной промышленности. М.И. Орлова, Л.М. Лукашевич, под ред. Г.А. Краюхина, М. 1997 год.
start="6"

 Экономическая и  социальная география, справочные материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 2004.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ