КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ГЕОГРАФИЯ»
НА ТЕМУ: «Транспортный комплекс России
– значение, проблемы и направления их
решений»
г.
Москва
2015г.
Транспортный
комплекс Российской Федерации является
одной из важнейших составляющих экономики
России, от бесперебойной и эффективной
работы которой зависит функционирование
других отраслей обеспечивающих удовлетворение
потребностей современных граждан Российской
Федерации.
На данный
момент российская экономика оказалась
перед системным вызовом, характер и качество
которого определяются сочетанием 3 фундаментальных
факторов.
Одним
из факторов является возрастание роли
человеческого капитала в социально-экономическом
развитии. Уровень конкурентоспособности
современной инновационной экономики
все в большей степени определяется качеством
профессиональных кадров. При этом будут
обеспечены рост производительности труда
и улучшение использования трудовых ресурсов
в транспортном комплексе, которые станут
важнейшими факторами снижения транспортных
издержек и повышения конкурентоспособности
транспортного комплекса России на мировом
рынке. Это в полной мере относится и к
транспорту как отрасли, идущей по пути
инновационного развития. Потребуется
существенное улучшение доступности и
качества транспортных услуг для населения.
Следующим
фактором является исчерпание источников
экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся
на интенсивном наращивании топливного
и сырьевого экспорта, усиление приоритета
мер инновационного характера и мер по
обеспечению глубокой переработки сырья,
что требует повышения мобильности населения,
грузов, услуг и капитала.
А также
усиление глобальной конкуренции, охватывающей
рынки товаров, услуг и капитала. Это влечет
за собой изменение национальных и мировых
грузо- и пассажиропотоков, рост требований
к качеству транспортного обслуживания,
обеспечению безопасности и устойчивости
транспортной системы, необходимость
существенного повышения конкурентоспособности
российской транспортной системы, что
особенно важно в связи с вступлением
Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию. Началась структурная перестройка
мирового хозяйства, связанная с изменением
баланса между экономическими центрами,
возрастанием роли региональных экономических
союзов и ожидаемым распространением
новых технологий.
При
переходе к интенсивному, инновационному
и социально ориентированному типу развития
требуется принятие адекватных стратегических
решений по развитию транспортного комплекса
на долгосрочную перспективу.
Все
это требует от российского транспорта
существенной перестройки. Одновременно
в России появились существенные ограничения
роста экономики, обусловленные недостаточным
развитием транспортной системы. Сегодняшние
объемные и качественные характеристики
транспорта, особенно его инфраструктуры,
не позволяют в полной мере и эффективно
решать задачи растущей экономики, в том
числе задачи удовлетворения спроса инновационного
сектора на высококачественные транспортно-логистические
услуги.
На новом
этапе транспорт как системообразующий
элемент экономики и генератор инвестиционного
и инновационного спроса на продукцию
должен рассматриваться в качестве самостоятельной
точки роста экономики. Предыдущие стратегические
документы в области транспорта были разработаны
в условиях перехода к стратегии экономического
роста. При этом необходимо сформировать
активную позицию государства по созданию
условий для социально-экономического
развития, прежде всего в целях повышения
качества транспортных услуг, снижения
совокупных издержек общества, зависящих
от транспорта, повышения конкурентоспособности
отечественной транспортной системы,
усиления инновационной, социальной и
экологической направленности развития
транспортной отрасли.
При
этом учитывается вступление Российской
Федерации во Всемирную торговую организацию,
принимаются во внимание стратегические
документы, определяющие перспективные
направления развития экономики и социальной
сферы регионов России, отраслей экономики,
транспортной системы страны в целом и
отдельных видов транспорта, перспективы
развития транспортно-логистической инфраструктуры,
перспективы международной транспортной
интеграции, прежде всего в рамках Содружества
Независимых Государств, Евразийского
экономического сообщества и Единого
экономического пространства Российской
Федерации, Республики Белоруссия и Республики
Казахстан, а также опыт развития транспортных
систем в странах с быстро развивающейся
экономикой (Индия, Бразилия, Китай и ЮАР).
Выбор направлений развития транспортной
системы базируется на прогнозе долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года, бюджетных
посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации,
Сценарных условиях долгосрочного прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации до 2030 года, законодательных
и иных нормативных правовых актах в области
обороны и национальной безопасности
Российской Федерации.
При разработке Транспортной
стратегии Российской Федерации на период
до 2030 года (далее - Транспортная стратегия)
учтены Стратегия инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития лесного комплекса
Российской Федерации на период до 2020
года, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года,
Долгосрочная программа развития угольной промышленности
России на период до 2030 года, Стратегия развития тяжелого машиностроения
на период до 2020 года, Стратегия развития промышленности строительных
материалов и индустриального домостроения
на период до 2020 года, Стратегия развития металлургической
промышленности России на период до 2020
года, Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2013 - 2020 годы, Стратегия социально-экономического
развития Центрального федерального округа
на период до 2020 года, Стратегия развития Арктической зоны
Российской Федерации и обеспечения национальной
безопасности на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального
округа до 2025 года, Стратегия социально-экономического
развития Дальнего Востока и Байкальского
региона на период до 2025 года, Стратегия развития химической и нефтехимической
промышленности России на период до 2015
года, Стратегия социально-экономического
развития Сибири до 2020 года, Стратегия развития судостроительной
промышленности на период до 2020 года и
на дальнейшую перспективу, Стратегия развития транспортного машиностроения
Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и
на период до 2015 года, Стратегия развития авиационной промышленности
на период до 2015 года и Стратегия развития автомобильной промышленности
Российской Федерации на период до 2020
года.
Учтен опыт разработки и реализации
стратегических документов и инициатив
в области развития транспорта за рубежом
во время формировании приоритетных направлений
развития транспортной системы России.
Оценка состояния и комплексные
проблемы развития транспортного комплекса
Российской Федерации
В Российской Федерации, как
и в других развитых странах, транспорт
является одной из крупнейших базовых
отраслей хозяйства, важнейшей составной
частью производственной и социальной
инфраструктуры.
Выгодное географическое положение
позволяет России получать значительные
доходы от экспорта транспортных услуг,
в том числе от осуществления транзитных
перевозок по своим коммуникациям.
Транспортные коммуникации
объединяют все районы страны, что является
необходимым условием ее территориальной
целостности, единства ее экономического
пространства. Они связывают страну с
мировым сообществом, являясь материальной
основой обеспечения внешнеэкономических
связей России и ее интеграции в глобальную
экономическую систему.
Роль транспорта в социально-экономическом
развитии страны определяется рядом объемных,
стоимостных и качественных характеристик
уровня транспортного обслуживания. Доступ
к безопасным и качественным транспортным
услугам определяет эффективность развития
производства, бизнеса и социальной сферы.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом
развитии страны. Транспортная система
обеспечивает условия экономического
роста, повышения конкурентоспособности
национальной экономики и качества жизни
населения. Транспорт играет важную роль
в развитии конкурентных преимуществ
страны с точки зрения реализации ее транзитного
потенциала.
Доступность транспортных услуг
и их объем определяют полноту реализации
экономических связей внутри страны и
за ее пределами, а также возможность перемещения
всех слоев населения для удовлетворения
производственных и социальных потребностей.
Географическая и технологическая доступность
транспортных услуг определяет возможности
территориального развития экономики
и социальной сферы. Повышение мобильности
имеет не только большое социальное, но
и экономическое значение. Стоимостные
характеристики перевозок любой продукции
(транспортный тариф) отражаются непосредственно
на ее конечной цене, прибавляются к затратам
на производство, влияют на конкурентоспособность
продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок
в пассажирском сообщении определяет
доступность транспортных услуг и уровень
транспортной подвижности (мобильности)
населения. Удешевление и ускорение перевозок
на магистральных видах транспорта позволят
сблизить удаленные друг от друга регионы
страны, повысить качество жизни населения
и уровень деловой активности, укрепить
территориальное единство страны и создать
более благоприятные условия для реализации
потенциальных экономических и социальных
возможностей каждого российского региона.
Высокий уровень транспортного
обслуживания определяется скоростью,
своевременностью, предсказуемостью,
ритмичностью, безопасностью и экологичностью
функционирования транспортной системы.
Увеличение скорости доставки
грузов и пассажиров дает ощутимый экономический
и социальный эффект. При перевозке грузов
он выражается в высвобождении оборотных
средств предприятий, а при перевозке
пассажиров - в высвобождении времени
людей, которое может быть использовано
на другие цели. Скорость транспортного
сообщения влияет на эффективность экономических
связей и подвижность населения.
Важную роль в социально-экономическом
развитии страны играет безопасность
и экологичность транспортной системы.
В грузовом сообщении, например, от своевременности
транспортного обслуживания зависят величина
страховых запасов продукции на складах
грузополучателей, необходимых для поддержания
непрерывности производства и снабжения
населения, объем необходимых оборотных
средств и затраты на хранение грузов.
Своевременность (предсказуемость, регулярность
и ритмичность) транспортного обслуживания
в грузовом и пассажирском сообщениях
имеет большое экономическое значение.
В условиях усиления внимания
общества к экологическим факторам снижение
негативного воздействия транспорта на
окружающую среду имеет большое социальное
значение и может оказать значительное
влияние на развитие крупных агломераций.
Безопасность транспортной
системы определяется эффективной работой
аварийно-спасательных служб, подразделений
гражданской обороны, специальных служб
и правоохранительных органов, в результате
которой создаются условия повышения
общенациональной безопасности и снижения
рисков, связанных с террористическими
актами. Роль транспорта в обеспечении
обороноспособности и национальной безопасности
России обусловлена ростом требований
к мобильности Вооруженных Сил Российской
Федерации.
По мере дальнейшего развития
страны, расширения ее внутренних и внешних
транспортно-экономических связей, роста
объемов производства и повышения уровня
жизни населения значение транспорта
и его роль как системообразующего фактора
будут только возрастать. Таким образом,
транспорт является одной из крупнейших
системообразующих отраслей, имеющих
тесные связи со всеми элементами экономики
и социальной сферы.
В России в последние годы проводилась
модернизация транспортной инфраструктуры,
что позволило удовлетворить имевшийся
спрос на пассажирские и грузовые перевозки
и создать определенный задел для дальнейшего
развития.
В этих условиях формирование
стратегических направлений развития
транспорта должно осуществляться на
базе всестороннего анализа современного
состояния и проблем развития транспортной
системы в тесной взаимосвязи с общими
направлениями и масштабами социально-экономического
развития страны, а также с глобальными
общемировыми стратегическими тенденциями
в экономике. Россия располагает всеми
современными видами транспорта, размещение
и структура ее транспортных коммуникаций
в целом отвечают современным внутренним
и внешним транспортно-экономическим
связям страны, но нуждаются в совершенствовании.
Протяженность путей сообщения
транспортной системы России по состоянию
на начало 2012 года составляла 86 тыс. км
железных дорог общего пользования, 38
тыс. км путей промышленного железнодорожного
транспорта, 903 тыс. км автомобильных дорог
общего пользования (в том числе 711 тыс.
км дорог с твердым покрытием), 101 тыс. км
внутренних водных путей, 2,5 тыс. км трамвайных
путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс.
км троллейбусных линий, 639 тыс. км воздушных
трасс, из которых более 468 тыс. км являются
международными.
В 2011 году ежесуточно по этим
транспортным коммуникациям (всеми видами
транспорта) осуществлялась перевозка
60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.
В последние годы увеличению объема перевозок
грузов и пассажиров способствовали позитивные
изменения в социально-экономическом
положении страны.
Мировой экономический кризис
2008 - 2009 годов и последовавшая за ним экономическая
рецессия существенно повлияли на динамику
объема перевозок грузов и пассажиров,
грузо- и пассажирооборота, а также на
масштабы развития транспортного комплекса
страны. Ослабление кризисных явлений
обусловило начало экономического роста
в России со второй половины 2009 г. В результате
в 2010 году в стране возобновился рост суммарных
объемов перевозок грузов, грузо- и пассажирооборота,
а показатели работы воздушного и морского
видов транспорта, экспортных железнодорожных
перевозок превзошли максимальный уровень
докризисного периода. Объем перевозок
грузов в 2000 - 2011 годах всеми видами транспорта
(без учета трубопроводного) вырос на 1,8
процента (транспортом общего пользования
- на 10,7 процента). Наиболее быстрыми темпами
росли грузовые перевозки воздушным транспортом
(на 22,5 процента) и железнодорожным транспортом
общего пользования (на 18,6 процента). Грузооборот
автомобильного транспорта возрос за
этот период на 45,7 процента.
На автомобильный транспорт
приходится 56 процентов общего объема
перевозок грузов и 8,6 процента общего
грузооборота, 44 процента объема коммерческих
перевозок грузов, причем удельный вес
перевозок железнодорожным транспортом
в последние годы сокращается, а автомобильным
транспортом растет, что свидетельствует
о повышении конкурентоспособности автомобильного
транспорта в определенных сегментах
рынка транспортных услуг.
Важное место в транспортной
системе занимают железные дороги. Железнодорожный
транспорт выполняет 12 процентов общего
объема грузовых перевозок и 82 процента
общего грузооборота, осуществляемого
всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).
Постоянный рост числа легковых
автомобилей в личном пользовании граждан
оказывает влияние на снижение объема
работы, выполненной пассажирским транспортом
общего пользования. В 2011 году численность
парка легковых автомобилей составила
36,4 млн. единиц, что выше уровня 2000 года
на 79 процентов. При этом автобусные перевозки
в стране сократились на 42 процента, уменьшились
пригородные железнодорожные перевозки.
В связи с ростом автомобилизации возникли
проблемы устойчивости и безопасности
городских транспортных систем. Доля автомобильного
(автобусного) транспорта в общем объеме
пассажирских перевозок транспортом общего
пользования составляет 60,8 процента. В
структуре пассажирооборота 33,2 процента
занимает воздушный транспорт, 27,8 процента
- железнодорожный транспорт и 27,6 процента
- автомобильный транспорт.