Транспортный комплекс России – значение, проблемы и направления их решений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:33, курсовая работа
Описание работы
Одним из факторов является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения.
Реализация инновационного
варианта развития транспортной системы
позволит решить основные задачи, стоящие
перед страной, а именно:
снизится дифференциация в
обеспечении доступности транспортных
услуг для различных регионов и социальных
групп общества;
показатели мобильности населения
приблизятся к уровню развитых стран,
что будет одним из важнейших факторов
повышения качества человеческого капитала
в стране. Транспортная мобильность населения
будет расти опережающими темпами по сравнению
с ростом внутреннего валового продукта
и составит в 2030 году 15,5 тыс. пасс.-км на
1 человека (223 процента к уровню 2011 года);
рост экономической эффективности
пассажирских и грузовых перевозок позволит
оптимизировать транспортные издержки
экономики и повысить доступность транспортных
услуг для населения;
повысится конкурентоспособность
отечественных товаров и услуг на мировых
рынках вследствие сбалансированного
развития транспортной системы страны.
За счет опережающего роста высокотехнологичных
и ряда других секторов экономики при
дальнейшем увеличении объемов перевозок
пассажиров и грузов доля транспорта в
структуре добавленной стоимости сократится
с 6,2 процента в 2010 году до 4 - 4,5 процента
внутреннего валового продукта в 2030 году,
что означает относительное снижение
транспортных издержек.
Реализация инновационного
варианта развития транспортной системы
позволит преодолеть инфраструктурные
ограничения экономического роста в период
реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие
транспортной системы" до 2020 года, обеспечить
сбалансированное развитие транспортной
системы страны и удовлетворить возрастающий
спрос на транспортные услуги. В соответствии
с долгосрочными приоритетами транспортной
политики, направленными на решение задач
модернизации экономики и общественных
отношений, развитие транспортной системы
в инновационном варианте станет мощным
стимулом инновационного развития страны.
На повестке дня - необходимость
диверсификации российской экономики,
увеличение в структуре внутреннего валового
продукта доли продукции с высокой добавленной
стоимостью, доли перерабатывающей промышленности.
Встает вопрос о переходе от
преимущественно экстенсивной к интенсивной
модели развития транспортной системы
на основе инновационных прорывных технологий,
обеспечивающих повышение качества транспортных
услуг.
Важной тенденцией является
глобализация экономики и вступление
России во Всемирную торговую организацию.
Этот фактор вызывает усиление международной
и внутриотраслевой конкуренции, что требует
повышения конкурентоспособности транспортной
отрасли. Учитывая эти факторы и современное
состояние российской транспортной системы,
можно сделать вывод, что транспорт является
приоритетной точкой роста национальной
экономики.
При переходе к инновационному
варианту развития транспортной системы
необходимо обеспечить:
развитие конкурентного рынка
транспортных услуг;
увеличение удельного веса
внутрироссийских перевозок и перевозок
готовой продукции в общем транспортном
балансе страны;
доступность транспортных услуг
для населения;
расширение номенклатуры и
повышение качества транспортных услуг
на основе применения современных транспортных,
логистических и информационно-телекоммуникационных
технологий, развитие новых форм организации
транспортного процесса и взаимодействия
между видами транспорта;
транспортное обеспечение новых
центров социально-экономического развития
страны;
активизацию деятельности отечественных
организаций транспорта на мировом рынке
транспортных услуг, транснационализацию
их деятельности, превращение России в
крупнейшего экспортера транспортных
услуг;
интеграцию транспортной системы
России в евразийское транспортное пространство,
развитие многовекторных транспортных
связей с мировыми экономическими центрами;
улучшение инвестиционного
климата в транспортной отрасли;
кратное повышение производительности
труда и энергоэффективности на транспорте;
повышение инновационной активности
транспортных компаний, кардинальное
обновление транспортных и технических
средств с учетом развития отечественного
транспортного машиностроения, усиление
роли научно-технического обеспечения
в развитии транспортной отрасли;
высокую мобильность населения;
рост уровня профессиональной
подготовки и квалификации работников
транспорта, улучшение их материального
и социального обеспечения, создание безопасных
условий труда;
разработку и применение эффективных
механизмов государственного регулирования
функционирования и развития транспорта;
обеспечение надежности и безопасности
функционирования транспортной системы,
в том числе в сфере экологии, снижение
количества аварий и катастроф, травматизма
и смертности в транспортных происшествиях.
Базовый (консервативный) вариант
развития транспортной системы
Базовый (консервативный) вариант
предполагает ускоренное развитие транспортной
инфраструктуры главным образом для транспортного
обеспечения освоения новых месторождений
полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого
экспорта, реализации конкурентного потенциала
России в сфере транспорта и роста экспорта
транспортных услуг. При этом можно выделить
следующие особенности:
продолжение диверсификации
направлений экспортных поставок российских
углеводородов, в том числе в Китай, и создание
соответствующей инфраструктуры;
реализация крупномасштабных
транспортных проектов (в том числе в рамках
государственно-частного партнерства),
обеспечивающих разработку месторождений
полезных ископаемых в новых районах добычи,
главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке
и на континентальном шельфе;
рост экспорта сжиженного природного
газа до 58,7 млрд. куб. метров в 2030 году;
увеличение внутренних перевозок
угля в связи с развитием энергогенерирующих
мощностей и металлургического производства;
развитие транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию транзитного
потенциала страны, в том числе совместных
проектов по добыче и экспорту углеводородов
в рамках Единого экономического пространства
Российской Федерации, Республики Белоруссия
и Республики Казахстан (с учетом возможности
присоединения других государств), а также
с другими государствами;
увеличение потребности в строительстве
и реконструкции автодорожной сети, связывающей
новые жилые районы в мегаполисах и пригородные
зоны крупных городов с местами приложения
рабочей силы;
низкие темпы роста объема экспортных
перевозок и значительное увеличение
объема импортных перевозок товаров высокой
степени обработки, прежде всего продукции
высокотехнологичных секторов экономики;
увеличение объемов перевозок
и сортамента продуктов переработки топлива
и сырья (нефтепродуктов, концентратов,
химических грузов, металлов и др.), а также
продукции машиностроения;
продолжение увеличения численности
парка личных легковых автомобилей при
более высоких темпах роста объемов перевозок
пассажиров транспортом общего пользования.
Железнодорожный транспорт
должен будет обеспечить беспрепятственный
рост перевозок сырья к основным центрам
потребления, включая перевозки экспортных
грузов.
При реализации этого варианта
меры по развитию транспортной системы
страны будут осуществляться прежде всего
в столичных агломерациях, а также в регионах
с высокими темпами роста - на юге России,
в Сибири и на Дальнем Востоке.
Решающее значение будет иметь
специализация морских портов через создание
так называемых "эшелонированных портов",
когда работа портовой системы будет увязана
с работой удаленных железнодорожных
узлов и транспортно-логистических комплексов.
Для этого потребуется развитие подъездных
путей к портам и портовых производственных
и складских зон, ориентированных на переработку
грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих
переработку поступающих грузов. Дополнительный
импульс получит развитие транспорта
в Арктической зоне Российской Федерации
(территории, расположенные преимущественно
севернее 60-й параллели).
Развитие транспортной системы
страны станет одним из основных источников
экономического роста. Импульс технологического
развития получит часть обрабатывающих
отраслей, связанных с обеспечением развития
транспорта. В то же время реализация базового
(консервативного) варианта будет иметь
ряд негативных последствий для перспективного
социально-экономического развития страны
и обеспечения национальной безопасности,
в частности:
возможное снижение показателей
экономической эффективности перевозок
вследствие увеличения дисбаланса в экспортно-импортных
грузопотоках. Дисбаланс будет связан
с увеличением экспорта массовых грузов
и импорта готовой продукции. Специализированные
и универсальные виды подвижного состава
будут иметь низкие эксплуатационные
показатели по коэффициенту пробега с
грузом, то есть возможны значительные
потоки порожнего состава;
необходимость создания значительных
резервов пропускной способности транспортной
сети на основных направлениях из-за возможных
резких колебаний спроса на перевозки
экспортных массовых грузов по объемам,
номенклатуре и направлениям в связи с
изменением конъюнктуры на мировых рынках
топливных и сырьевых товаров;
сохранение значительной дифференциации
в обеспечении доступности транспортных
услуг для различных регионов и социальных
групп общества;
низкие темпы роста мобильности
населения, являющейся одной из причин
недостаточной динамики повышения качества
человеческого капитала в стране. Объем
перевозок пассажиров будет ниже объема
таких перевозок при инновационном варианте
на 14,2 процента, а пассажирооборот - на
15,8 процента. Это связано с более низкими
темпами роста реальных доходов населения,
сокращением численности населения и
меньшими масштабами развития инфраструктуры
и подвижного состава пассажирского транспорта.
Более низкие показатели роста благосостояния
населения будут причиной замедления
темпов роста количества личных автомобилей;
низкая инвестиционная активность,
обусловливающая значительную нагрузку
на бюджетную систему, связанную с финансированием
строительства, ремонта и содержания автомобильных
дорог.
На новом этапе Транспортная
стратегия призвана сформировать активную
позицию государства в деле совершенствования
транспортной системы России как ключевого
фактора социально-экономического развития
страны. Это касается прежде всего повышения
качества транспортных услуг, снижения
совокупных издержек общества, зависящих
от транспорта, повышения конкурентоспособности
отечественной транспортной системы,
усиления инновационной, социальной и
экологической направленности развития
транспортной отрасли.
Список использованной литературы.
Интернет-ресурс: сайт Министерства
транспорта Российской Федерации.