Транспортный комплекс России – значение, проблемы и направления их решений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:33, курсовая работа
Описание работы
Одним из факторов является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения.
С начала осуществления программы
экономических реформ доминирующее положение
в сфере транспорта занял негосударственный
сектор. Предприятиями негосударственных
форм собственности в настоящее время
на автомобильном транспорте выполняется
95,8 процента перевозок грузов и 20,8 процента
перевозок пассажиров, на морском - соответственно
97,9 процента и 98,8 процента, на внутреннем
водном - 94,4 процента и 86 процентов, на
воздушном - 94,4 процента и 78,7 процента,
на промышленном железнодорожном - 69,1
процента перевозок грузов.
Позитивные изменения наблюдаются
в создании паритета между российскими
и зарубежными перевозчиками при выполнении
международных перевозок. Доля российских
перевозчиков в общем объеме международных
автомобильных перевозок грузов в 2011 году
составила 39,4 процента.
С 2002 года развитие транспортной
системы страны осуществлялось в соответствии
с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной
системы России (2002 - 2010 годы)", с 2010 года
- в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной
системы России (2010 - 2015 годы)", в том
числе выполнялся комплекс мероприятий,
обеспечивающих подготовку к XXII Олимпийским
зимним играм и XI Паралимпийским зимним
играм 2014 года в г. Сочи и реализацию подпрограммы
"Развитие г. Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском
регионе". В указанный период на железнодорожном
транспорте осуществлялось развитие инфраструктуры
на основных направлениях грузовых и пассажирских
перевозок, в том числе усиление подходов
к крупнейшим портам России, реализация
проектов "Кузбасс - Азово-Черноморский
транспортный узел", "Кузбасс - Дальневосточный
транспортный узел", "Кузбасс - Северо-Запад",
строительство линии Беркакит - Томмот
- Якутск и др. Вместе с тем протяженность
участков железных дорог общего пользования
с ограничениями пропускной способности
превысила 6,5 тыс. км.
Активно осуществляется приобретение
современных локомотивов и пассажирского
подвижного состава. Привлечение частных
инвестиций позволило решить проблему
недостатка грузовых вагонов.
Построено и реконструировано
24 тыс. км автомобильных дорог федерального
и регионального значения. Отремонтировано
более 137 тыс. км дорог федерального и регионального
уровня. Выполнен капитальный ремонт 8,3
тыс. км дорог федерального уровня. Введена
в эксплуатацию в полном объеме автодорога
"Амур" (Чита - Хабаровск). Осуществлялось
развитие автомобильных дорог федерального
значения, включая строительство обходов
населенных пунктов и новых участков.
На основе софинансирования
за счет средств федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации
ежегодно проводились работы по строительству
автомобильных дорог к населенным пунктам
для обеспечения их связи по дорогам с
твердым покрытием с сетью дорог общего
пользования или с ближайшей железнодорожной
станцией, морским или речным портом, аэропортом.
Доля протяженности федеральных
автомобильных дорог, соответствующих
нормативным транспортно-эксплуатационным
показателям, составляет в настоящее время
38,7 процента.
Для ускорения создания в Российской
Федерации автомагистралей нового поколения
и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных
внебюджетных источников в 2009 году создана
Государственная компания "Российские
автомобильные дороги". В доверительное
управление указанной Государственной
компании по состоянию на 1 января 2012 г.
передано 2601,7 км автомобильных дорог общего
пользования федерального значения. В
2011 году заключен договор на строительство,
содержание, ремонт, капитальный ремонт
и эксплуатацию на платной основе автомобильной
дороги Москва - Санкт-Петербург на участке
км 258 - км 334 (обход Вышнего Волочка).
Прирост пассажирооборота на
воздушном транспорте за 2000 - 2011 годы составил
212,3 процента, грузооборота - 98 процентов.
За этот период выполнены реконструкция
(строительство) взлетно-посадочных полос
в 23 аэропортах, в том числе в аэропортах
Домодедово, Внуково, Пулково, Сочи и Владивосток,
реконструкция инженерных сооружений
ряда аэропортовых комплексов, развитие
международного аэропорта Шереметьево
(1-я очередь реконструкции), реконструкция
и развитие аэропорта Внуково, а также
замена светосигнального оборудования
в 17 аэропортах.
Приобретено оборудование авиационной
безопасности для аэропортов России, установлено
44 комплекта оборудования функционального
дополнения наземного базирования (GBAS).
Объем перевалки грузов через
морские торговые порты России вырос по
сравнению с 2000 годом в 2,9 раза и составил
535,5 млн. тонн, что на 33 процента превысило
максимальный объем перевалки грузов
портами Советского Союза в 1989 году. Доля
морских портов сопредельных стран (Украины,
Финляндии и государств Балтии) сократилась
до 17,1 процента.
С участием морских портов осуществляется
около 60 процентов внешнеторгового грузооборота
России.
Проекты развития мощностей
были реализованы в морских портах Санкт-Петербург,
Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Калининград,
Варандей, Новороссийск, Сочи, Тамань,
Туапсе, Кавказ, Ростов-на-Дону, Оля, Владивосток,
Восточный и др.
В области внутреннего водного
транспорта особое внимание было уделено
поддержанию в работоспособном состоянии
объектов инфраструктуры внутренних водных
путей, а также выполнению мероприятий
по созданию безопасных условий судоходства.
Обеспечены условия судоходства на водных
путях общей протяженностью более 68 тыс.
км для завоза грузов в районы Крайнего
Севера.
Протяженность внутренних водных
путей с гарантированными габаритами
судовых ходов составила 48,1 тыс. км. До
35 процентов увеличилась доля эксплуатируемых
внутренних водных путей с освещаемой
и отражательной обстановкой.
Осуществлялась реконструкция
гидротехнических сооружений. Повысился
уровень безопасности и увеличилось техническое
состояние на 24 объектах судоходных гидротехнических
сооружений.
В 2008 году введена в эксплуатацию
вторая нитка шлюза Кочетовского гидроузла,
что позволило увеличить пропускную способность
водных путей на участке Азов - Волгоград
на 7,3 млн. тонн грузов в год.
Обеспечение внутренних водных
путей электронными картами на начало
2012 года составило 40 тыс. км.
Построены порты Свияжск и Болгары
в Республике Татарстан.
Фактические расходы на реализацию
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной
системы России (2002 - 2010 годы)" в 2002 - 2009
годах составили 4,5 трлн. рублей, в том
числе за счет средств федерального бюджета
1,5 трлн. рублей, или около 33 процентов.
В 2010 - 2011 годах финансирование федеральной
целевой программы "Развитие транспортной
системы России (2002 - 2010 годы)" за счет
средств федерального бюджета составило
492,3 млрд. рублей.
Считаю необходимым сообщить
об основных общесистемных проблемах
развития транспортной отрасли Российской
Федерации:
наличие территориальных и
структурных диспропорций в развитии
транспортной инфраструктуры;
недостаточный уровень доступности
транспортных услуг и мобильности населения;
недостаточно высокое качество
транспортных услуг;
низкий уровень экспорта транспортных
услуг, в том числе использования транзитного
потенциала;
недостаточный уровень обеспечения
транспортной безопасности;
усиление негативного влияния
транспорта на экологию.
Таким образом, в России существуют
ограничения роста экономики, обусловленные
недостаточным развитием транспортной
системы. Необходима обновленная долгосрочная
стратегия, которая определяет основные
стратегические направления и целевые
ориентиры развития транспортной системы
на период до 2030 года.
Цели, задачи и индикаторы развития
транспортного комплекса Российской Федерации
Стратегическая цель развития
транспортной системы - удовлетворение
потребностей инновационного социально
ориентированного развития экономики
и общества в конкурентоспособных качественных
транспортных услугах.
Достижение этой стратегической
цели будет обеспечено путем эффективного
развития конкурентной среды в транспортной
отрасли, создания оптимальных резервов
в развитии инфраструктуры, достижения
передового уровня развития техники и
технологий, усиления внимания к социальным
и экологическим факторам, повышения национальной,
экономической и других видов безопасности
страны, зависящих от транспорта.
В сфере функционирования и
развития транспорта государство должно
обеспечить создание условий для экономического
роста, повышения конкурентоспособности
национальной экономики и качества жизни
населения путем обеспечения доступа
к безопасным и качественным транспортным
услугам, превращения географических
особенностей России в ее конкурентное
преимущество.
Для создания эффективной конкурентоспособной
транспортной системы необходимы 3 основные
составляющие:
создание высокопроизводительных
безопасных транспортных средств и транспортной
инфраструктуры, которые необходимы в
той мере, в которой они обеспечат конкурентоспособные
высококачественные транспортные услуги;
создание условий для превышения
уровня предложения транспортных услуг
над спросом (в противном случае конкурентной
среды не будет);
Необходимо создать условия
для развития как внутренней конкуренции
(между перевозчиками, видами транспорта),
так и внешней конкуренции (с международными
транзитными системами). Внутренняя конкуренция
обеспечит повышение ритмичности и ускорение
товародвижения, снижение транспортных
издержек, повышение доступности транспортных
услуг, улучшение инвестиционного климата
и развитие рыночных отношений. Это окажет
позитивное влияние на внешнюю конкурентоспособность
и реализацию транзитного потенциала
страны.
Для формирования высококачественных
транспортных услуг требуется прежде
всего определить параметры и стандарты
качества, обеспечить стимулирование
их выполнения и создания высокоэффективных
технологий, отвечающих стандартам качества,
отработать элементы технологий, нормативной
базы и методов государственного регулирования,
внедрить ряд пилотных высокоэффективных
технологий в регионах.
Создание рынка конкурентоспособных
транспортных услуг предполагает:
развитие конкуренции в сфере
грузовых перевозок, в том числе на железнодорожном
транспорте, а также в сфере пассажирских
перевозок транспортом общего пользования;
развитие нормативно-правовой
базы в сфере оказания транспортных услуг
(безопасность, экологичность, качество
транспортных услуг, развитие методов
государственного регулирования рынка).
При этом важнейшее значение для регулирования
имеет создание эффективной обратной
связи в виде системы мониторинга и управления,
контроля и надзора на транспорте;
достижение передового уровня
техники и технологий, обеспечивающих
стандарты безопасности, экологичности,
экономичности и качества транспортных
услуг;
развитие высокопроизводительной
транспортной и логистической инфраструктуры,
обеспечивающей конкурентоспособный
уровень оказания транспортных услуг
(прежде всего коммерческую скорость и
надежность).
Одним из приоритетов государственной
политики в области транспорта на период
до 2030 года является обеспечение устойчивости
и предсказуемости транспортной системы.
Это предусматривает создание технологических
и инфраструктурных резервов, при помощи
которых в условиях естественного колебания
и роста прогнозируемого спроса на перевозки
в соответствии с потребностями социально-экономического
развития страны транспортная система
будет способна предоставить населению
и бизнесу безопасные, доступные по цене
и предсказуемые транспортные услуги
надлежащего качества в нужное время и
в нужном месте с минимальным негативным
воздействием на окружающую среду и здоровье
человека. Важнейшим стратегическим направлением
развития транспортной системы является
сбалансированное опережающее развитие
инфраструктуры транспорта. Реализация
этого направления означает согласованное
комплексное развитие всех элементов
транспортной инфраструктуры на основе
построения транспортно-экономического
баланса, развития системы статистического
учета, использования математических
методов прогнозирования и моделирования
для исследования потребностей секторов
экономики и населения в услугах транспорта,
динамики грузовой базы, а также анализа
вариантов развития транспортной системы.
В результате предусматривается
создание инфраструктурных условий для
устойчивой работы, развития и повышения
конкурентоспособности предприятий всех
видов транспорта. На этой основе будет
осуществляться стабильное повышение
доступности и качества транспортных
услуг как в области грузовых, так и пассажирских
перевозок. Будет обеспечиваться устойчивый
рост мобильности населения в соответствии
со спросом на транспортные услуги со
стороны различных социальных групп -
реализация социальных транспортных стандартов.
Предусматривается создание стабильной
транспортной инфраструктуры с гарантированными
нормативными потребительскими характеристиками,
обеспечивающими возможность развития
транспортными предприятиями парков современных
транспортных средств и применения высокоэффективных
транспортных технологий.
Устойчивые темпы опережающего
развития транспортной системы должны
обеспечиваться за счет увеличения доли
частных инвестиций в развитие транспортного
комплекса на основе государственно-частного
партнерства, компенсирующих при необходимости
дефицит финансирования из государственного
бюджета. Тем самым за счет изменения пропорции
государственного и частного финансирования
должно обеспечиваться сохранение общих
объемов инвестиций на уровне, необходимом
для достижения целей и индикаторов Транспортной
стратегии. Важным инструментом, имеющим
приоритетное значение для эффективной
реализации Транспортной стратегии, является
повышение эффективности государственных
вложений в транспортную инфраструктуру
и создание благоприятного инвестиционного
климата, обеспечение на этой основе устойчивого
опережающего развития сбалансированной
транспортной системы, а также ее нормативного
содержания.
Развитие нормативно-правовой
базы должно предусматривать гармонизацию
транспортного законодательства, интеграцию
в мировую систему стандартов и коммуникаций,
определение нормативов качества транспортных
услуг, ответственности за их соблюдение,
а также прав потребителей. Повышение
качества транспортных услуг потребует
создания обоснованных резервов в транспортной
системе, а это позволит, в свою очередь,
развить конкуренцию на основных направлениях
грузо- и пассажиропотоков.
Особое значение для Транспортной
стратегии имеет совершенствование системы
обеспечения транспортной отрасли трудовыми
ресурсами, которые должны обеспечить
реализацию проектов развития транспортных
систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, предоставления
транспортно-логистических услуг и др.
Транспортная стратегия предусматривает
усиление внимания государства к экологическим
факторам - формирование и реализацию
экологической политики в сфере транспорта,
в соответствии с которой экологические
параметры станут не ограничителем, а
движущим фактором развития транспорта.