Значение и структура кластера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение объективных особенностей, основных проблем функционирования и развития кластера в сфере производства машин и оборудования (на примере Красноярского края).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность и виды кластеров;
- рассмотреть структуру и оценить ресурсы кластера

Файлы: 1 файл

реферат марина.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Как показывает опыт многих стран, наиболее эффективно задача обеспечения  технологической конкурентоспособности  предприятий на основе соединения ресурсов высокотехнологичных производств с потенциалом научно-исследовательского сектора решается в рамках кластеров.

Общепризнанным «отцом»  кластерной теории является американский экономист Майкл Портер. В книге  «Конкурентные преимущества стран» он раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию национальной, государственной  и местной конкурентоспособности  в контексте мировой экономики, обосновав исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров.

М.Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным государствам, а имеют свойство концентрироваться, «слипаться в сгустки». Часто сразу несколько крупнейших компаний (или даже все они) базируются в одной и той же стране, а порой и в одном единственном ее регионе. Так, в крохотной Швейцарии расположены сразу три ведущих мировых фармацевтических фирмы. А в очень похожих на нее по уровню развития и менталитету Швеции и Нидерландах почему-то не появилось ни одной значимой фирмы данной отрасли. Аналогичным образом, созвездие наиболее конкурентоспособных автомобильных фирм некогда сложилось в Японии. Позже лидерство переместилось в Южную Корею. Но ни там, ни там не возникло ни одной авиационной фирмы мирового значения. Причем очевидно, что «списать» этот факт на слишком большое отставание Японии или Кореи от лидирующих в авиастроении стран нельзя: куда менее развитая Бразилия, например, этот разрыв успешно преодолела.

Знаменитые компьютерные фирмы, преимущественно, происходят из США, а гиганты аудио- и видеотехники - из Японии и Юго-восточной Азии. Швеция породила несколько очень  мощных машиностроительных компаний, но ни одной химической. В Германии расположены три крупнейшие химические фирмы и оба мировых лидера массового производства дорогих  автомобилей, а вот сильных немецких компьютерных фирм нет. Эти факты  на первый взгляд противоречат природе  конкурентной борьбы. Ведь конкуренция - это стремление получить то, чего в  тот же самый момент добивается кто-то другой. То есть сами условия игры, казалось бы, диктуют, что победа одного автоматически  оборачивается поражением другого. Если заказ достался кому-то, значит, все остальные его безвозвратно потеряли. Так что рядом с компанией, достигшей выдающегося уровня конкурентоспособности, логичнее ожидать пустоту (соперники  безжалостно вытеснены), чем целое  созвездие не менее сильных фирм. Рост конкурентоспособности лидера для его соперников в первую очередь, действительно, означает угрозу потери рынка и банкротства. Однако, в этом есть не только разрушительная, но и созидательная сторона. Портер обратил внимание на то, что, если хотя бы части фирм удается справиться с ситуацией, то это означает, что они создали продукты конкурентоспособные даже в сравнении с ее совершенными изделиями. Тем самым закладывается фундамент успехов целого куста тесно взаимодействующих компаний.

Машиностроение на сегодняшний  день в России переживает системный  кризис и наш регион (Красноярский край) не исключение.

Целью написания работы является изучение объективных особенностей, основных проблем функционирования и развития кластера в сфере производства машин и оборудования (на примере Красноярского края).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать понятие, сущность и виды кластеров;

- рассмотреть структуру и оценить ресурсы кластера;

- изучить закономерности  и факторы размещения и развития  составных звеньев кластера;

- изучить основные проблемы, оценить перспективы и выделить  направления развития кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение и структура кластера

 

 

Кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

В классическом понимании  кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

Таким образом, для того чтобы  быть кластером, группа географически  соседствующих взаимосвязанных  компаний и связанных с ними организаций  должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью  деятельности и взаимодополнять  друг друга. Сегодня применение кластерного  подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий.

Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ  определяют стадии развития конкуренции  и модели экономического роста государств, регионов и предприятий. Промышленные предприятия создают основу для  потребления и увеличения национального  богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение играет именно их конкурентоспособность. В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:

- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

- вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик-производитель-сбытовик-клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

С позиции системного подхода  кластер - это совокупность субъектов  хозяйственной деятельности взаимосвязанных  различных отраслей, объединенных в  единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи  и взаимозависимости, совместно  функционируют с определенной целью. Формирование эффективных технологических  цепочек из нескольких самостоятельных  хозяйствующих субъектов является стратегическим мероприятием, требующим определенных долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выгодам для каждого из субъектов, создавать определенный стимул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы.

Кластерное развитие экономики - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующий в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным.

Кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников того или  иного рынка, объединившихся на основе долгосрочных контрактов с целью  эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.

Отличительная черта кластера - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный  бизнес, комплексное управление качеством  продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой  в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.

Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности, улучшению  инвестиционного климата в регионе  страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс  для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения  инвестиций и экономического подъема территорий.

Характерные признаки кластеров  можно свести к 12 показателям:

- возможности по исследованию и развитию;

- квалификация рабочей силы;

- развитие трудового потенциала;

- близость поставщиков; наличие капитала;

- доступ к специализированным услугам;

- отношения с поставщиками оборудования;

- ассоциирующиеся структуры;

- интенсивность формирования сетей;

- предпринимательская энергия;

- инновации и обучение;

- коллективное видение и руководство.

Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться  в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.

1.Наличие конкурентоспособных  предприятий. В качестве индикаторов  конкурентоспособности могут рассматриваться:  относительно высокий уровень  производительности компаний и  секторов, входящих в кластер;  высокий уровень экспорта продукции  и услуг; высокие экономические  показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).

2.Наличие в регионе  конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.

3.Географическая концентрация  и близость. Ключевые участники  кластеров находятся в географической  близости друг к другу и  имеют возможности для активного  взаимодействия. Географический масштаб  может варьироваться от типа  и особенностей кластера и  охватывать один или несколько  регионов государства. В качестве  индикаторов географической концентрации  могут рассматриваться различные  показатели, характеризующие высокий  уровень специализации данного региона.

4.Широкий набор участников  и наличие «критической массы». Кластер может состоять из  компаний, производящих конечную  продукцию и услуги, как правило,  экспортируемые за пределы региона,  системы поставщиков комплектующих,  оборудования, специализированных  услуг, а также профессиональных  образовательных учреждений, НИИ  и других поддерживающих организаций.  В качестве индикаторов могут  рассматриваться показатели, характеризующие  высокий уровень занятости на  предприятиях и в секторах, входящих  в кластер, количество компаний  и организаций относящихся к секторам, входящим в кластер.

5.Наличие связей и взаимодействия  между участниками кластеров  - один из ключевых факторов  успеха. Эти связи могут иметь  различную природу, включая формализованные  взаимоотношения между головной  компанией и поставщиками, между  самими поставщиками, партнерство  с поставщиками оборудования  и специализированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ.

Для экономики всего государства  кластеры исполняют роль точек роста  внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность  страны в целом увеличивается, что  обеспечивается в том числе сильными позициями отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Закономерности размещения и развития структурных элементов кластера

 

 

Промышленные кластеры, к  которым относится производство машин и оборудования, представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость.

Информация о работе Значение и структура кластера