Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:13, контрольная работа
Целью написания работы является изучение объективных особенностей, основных проблем функционирования и развития кластера в сфере производства машин и оборудования (на примере Красноярского края).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность и виды кластеров;
- рассмотреть структуру и оценить ресурсы кластера
Введение
Как показывает опыт многих
стран, наиболее эффективно задача обеспечения
технологической
Общепризнанным «отцом»
кластерной теории является американский
экономист Майкл Портер. В книге
«Конкурентные преимущества стран»
он раскрыл феномен кластеров, выдвинув
теорию национальной, государственной
и местной
М.Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным государствам, а имеют свойство концентрироваться, «слипаться в сгустки». Часто сразу несколько крупнейших компаний (или даже все они) базируются в одной и той же стране, а порой и в одном единственном ее регионе. Так, в крохотной Швейцарии расположены сразу три ведущих мировых фармацевтических фирмы. А в очень похожих на нее по уровню развития и менталитету Швеции и Нидерландах почему-то не появилось ни одной значимой фирмы данной отрасли. Аналогичным образом, созвездие наиболее конкурентоспособных автомобильных фирм некогда сложилось в Японии. Позже лидерство переместилось в Южную Корею. Но ни там, ни там не возникло ни одной авиационной фирмы мирового значения. Причем очевидно, что «списать» этот факт на слишком большое отставание Японии или Кореи от лидирующих в авиастроении стран нельзя: куда менее развитая Бразилия, например, этот разрыв успешно преодолела.
Знаменитые компьютерные фирмы, преимущественно, происходят из США, а гиганты аудио- и видеотехники - из Японии и Юго-восточной Азии. Швеция породила несколько очень мощных машиностроительных компаний, но ни одной химической. В Германии расположены три крупнейшие химические фирмы и оба мировых лидера массового производства дорогих автомобилей, а вот сильных немецких компьютерных фирм нет. Эти факты на первый взгляд противоречат природе конкурентной борьбы. Ведь конкуренция - это стремление получить то, чего в тот же самый момент добивается кто-то другой. То есть сами условия игры, казалось бы, диктуют, что победа одного автоматически оборачивается поражением другого. Если заказ достался кому-то, значит, все остальные его безвозвратно потеряли. Так что рядом с компанией, достигшей выдающегося уровня конкурентоспособности, логичнее ожидать пустоту (соперники безжалостно вытеснены), чем целое созвездие не менее сильных фирм. Рост конкурентоспособности лидера для его соперников в первую очередь, действительно, означает угрозу потери рынка и банкротства. Однако, в этом есть не только разрушительная, но и созидательная сторона. Портер обратил внимание на то, что, если хотя бы части фирм удается справиться с ситуацией, то это означает, что они создали продукты конкурентоспособные даже в сравнении с ее совершенными изделиями. Тем самым закладывается фундамент успехов целого куста тесно взаимодействующих компаний.
Машиностроение на сегодняшний день в России переживает системный кризис и наш регион (Красноярский край) не исключение.
Целью написания работы является изучение объективных особенностей, основных проблем функционирования и развития кластера в сфере производства машин и оборудования (на примере Красноярского края).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность и виды кластеров;
- рассмотреть структуру и оценить ресурсы кластера;
- изучить закономерности
и факторы размещения и
- изучить основные проблемы,
оценить перспективы и
Кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
В классическом понимании кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.
Таким образом, для того чтобы
быть кластером, группа географически
соседствующих взаимосвязанных
компаний и связанных с ними организаций
должна действовать в определенной
сфере, характеризоваться общностью
деятельности и взаимодополнять
друг друга. Сегодня применение кластерного
подхода рассматривается в
Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ определяют стадии развития конкуренции и модели экономического роста государств, регионов и предприятий. Промышленные предприятия создают основу для потребления и увеличения национального богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение играет именно их конкурентоспособность. В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:
- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);
- вертикальные производственные
цепочки, узко определенные секторы, в
которых смежные этапы производственного
процесса образуют ядро кластера (например,
цепочка «поставщик-производитель-
- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).
С позиции системного подхода
кластер - это совокупность субъектов
хозяйственной деятельности взаимосвязанных
различных отраслей, объединенных в
единую организационную структуру,
элементы которой находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости, совместно
функционируют с определенной целью.
Формирование эффективных технологических
цепочек из нескольких самостоятельных
хозяйствующих субъектов
Кластерное развитие экономики - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующий в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным.
Кластеры можно
Отличительная черта кластера
- целевая предпринимательская
Внедрение кластерных технологий
объединения предприятий
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям:
- возможности по исследованию и развитию;
- квалификация рабочей силы;
- развитие трудового потенциала;
- близость поставщиков; наличие капитала;
- доступ к специализированным услугам;
- отношения с поставщиками оборудования;
- ассоциирующиеся структуры;
- интенсивность формирования сетей;
- предпринимательская энергия;
- инновации и обучение;
- коллективное видение и руководство.
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.
1.Наличие конкурентоспособных
предприятий. В качестве
2.Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.
3.Географическая концентрация
и близость. Ключевые участники
кластеров находятся в
4.Широкий набор участников
и наличие «критической массы».
Кластер может состоять из
компаний, производящих конечную
продукцию и услуги, как правило,
экспортируемые за пределы
5.Наличие связей и
Для экономики всего государства
кластеры исполняют роль точек роста
внутреннего рынка. Вслед за первым
зачастую образуются новые кластеры,
и международная
Промышленные кластеры, к которым относится производство машин и оборудования, представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость.