Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:19, контрольная работа
Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства.
Основные
факторы и этапы формирования
и эволюции либерально-
Демократия имеет длительную историю,
и ее можно рассматривать как результат
развития западной цивилизации, особенно
греческого и римского наследия, с одной
стороны, и иудео- христианской традиции
— с другой. Термин "демократия" происходит
от греческого слова demokratia, состоящего
в свою очередь из demos — народ и kratos — власть,
правление. Обращает на себя внимание
многозначность и неопределенность самого
понятия "демократия". Еще Кельзен
утверждал, что в XIX и XX вв. слово "демократия",
став господствующим лозунгом, утратило
четко очерченное и твердое содержание.
Этого же мнения придерживался и П.И.Новгородцев,
который в 1923 г. писал, что термин "демократия"
принадлежит к числу наиболее многочисленных
и неясных понятий современной политической
теории. Нельзя сказать, что этот вопрос
окончательно решен в наши дни, когда демократия
стала как бы велением временя и весь мир
как будто стал на рельсы демократизации.
В настоящее время термин "демократия"
используется в нескольких значениях:
Форма правления, при котором политические
решения принимают непосредственно все
без исключения граждане, действующие
в соответствии с правилами правления
большинства, называется прямой демократией
или демократией участия.
Форма правления, при котором граждане
осуществляют свое право принятия решения
не лично, а через своих представителей,
избранных ими и ответственных перед ними,
называется представительной или плюралистической
демократией.
Форма правления, при котором власть большинства
реализуется в рамках конституционных
ограничений, имеющих своей целью гарантировать
меньшинству условия для осуществления
определенных индивидуальных или коллективных
прав, таких, например, как свобода слова,
вероисповедания и т.д., называется либеральной
или конституционной демократией.
Форма правления, при котором любая политическая
или социальная система независимо от
того, является ли она действительно демократической
или нет, ставит своей целью свести к минимуму
социальные и экономические различия,
в особенности вызванные неравным распределением
частной собственности, называется социальной
демократией, крайним выражением которой
является социалистическая демократия.
Можно привести еще множество других
значений понятия "демократия", но
и сказанного достаточно, чтобы убедиться
в неправомерности его однозначного толкования.
Прямая демократия представляет собой
одну из самых очевидных форм организации
политического сообщества. Ее можно обнаружить
в примитивных обществах периода родового
строя. В западной политической традиции
возникновение идеи демократии ассоциируется
с городами-государствами Древней Греции.
Платон и Аристотель в своих изысканиях
по созданию систематической теории политики
характеризовали демократию как од ну
из пяти или шести главных типов правления.
Греческую историю в период ее расцвета
можно рассматривать как историю борьбы
между демократическими и олигархическими
государствами, наиболее ярко выраженными
представителями, которых выступали Афины
и Спарта. Древнегреческая демократия
во многих своих аспектах существенно
отличалась от демократии наших дней.
Она представляла собой, прежде всего,
систему прямого правления, при которой
весь народ, а точнее, совокупность свободных
граждан, являлся как бы коллективным
законодателем и в которой не была известна
система представительства. Такое положение
стало возможным в силу ограниченных размеров
древнегреческого государства, которое
охватывало город и прилегающую к нему
сельскую территорию с населением, как
правило, не более 10 тыс. граждан.
В древних демократических городах-государствах
каждый гражданин был наделен правом участвовать
в принятии решений, касающихся его жизни
и деятельности. Значительная часть граждан
в течение своей жизни так или иначе занимала
один из множества существовавших в городе-государстве
выборных постов. Не было разделения между
законодательной и исполнительной властями
— обе ветви сосредоточивались в руках
активных граждан. Политическая жизнь
характеризовалась значительной активностью
граждан, которые живо интересовались
всеми сторонами и аспектами процесса
управления. Прямая демократия такого
рода оценивалась многими мыслителями
Нового времени как идеальная форма. Референдум
и гражданскую инициативу, сохранившиеся
в конституциях ряда стран (например, Швейцарии),
можно рассматривать как элементы прямой
демократии, унаследованные представительной
демократией от прошлого.
Другое важное различие между античной
демократией и современной состоит в трактовке
равенства. Античная демократия не только
была совместима с рабством, но и предполагала
его в качестве условия освобождения от
физической работы свободных граждан,
которые посвящали себя решению общественных
проблем. Современные демократии не признают
в политической сфере различий и привилегий,
основанных на социальном происхождении,
классе, расе и поле.
Различают демократическую теорию и демократические
институты. Начиная с античности, демократия
претерпела существенные изменения. В
средние века, отчасти в результате открытия
как бы заново Аристотеля, возрос интерес
к вопросам, касающимся разработки принципов
наиболее совершенных по представлениям
того периода форм правления. Высказывались
утверждения, что совершенной может быть
лишь та форма правления, которая служит
общему благу и основана на согласии всех
членов сообщества. Но вместе с тем в средние
века большинство мыслителей, озабоченных
проблемой достижения единства общества,
не рассматривали монархию, т. е. единоличное
правление, как лучшую форму, пригодную
для обеспечения этого единства. Однако
в Новое время в контексте формирования
идей свободы личности, гражданского общества,
народного суверенитета, национального
государства и т. д. взамен феодальных
хартий и вольностей возникают законодательные
механизмы ограничения единоличной власти
монархов. Так, в XVII в. в Великобритании
в ходе борьбы между парламентом и короной
были приняты "Петиция о правах" (1628),
"Хабеас корпус акт" (1679), "Билль
о правах" (1689), в которых были зафиксированы
писаные юридически- правовые гарантии,
устанавливающие более или менее точно
очерченные пределы власти. Эта тенденция
получила дальнейшее развитие в "Декларации
независимости и Конституции США, в Декларации
прав человека и гражданина" Великой
французской революции конца XVIII в.
Основополагающее значение для формирования
и утверждения демократии имела возникшая
в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых
правах каждого человека на жизнь, свободу
и частную собственность. Неразрывная
взаимосвязь этой триады выражается в
убеждении, что частная собственность
— основа индивидуальной свободы, которая
в свою очередь рассматривается в качестве
необходимого условия самореализации
отдельного индивида, выполнения главного
предназначения его жизни. Теории демократии
интегрировали в себя основной комплекс
идей, относящихся к этим двум феноменам.
Здесь отметим лишь то, что XX в. внес свои
коррективы в теорию и практику демократии.
Несомненно, необходимым условием демократии
в любых ее формах является политическая
свобода. Но она не может быть соответствующим
образом реализована там, где нет реального
выбора в социальной и экономической сферах,
где велико социальное неравенство. Свобода
как идеал в условиях демократии всегда
соотносится с принципом справедливости.
Там, где социальное неравенство способствует
подрыву принципа справедливости, необходима
та или иная система перераспределения
материальных благ. Как показывает мировой
опыт, рыночная система и свободная конкуренция
обеспечивают наилучшие условия и возможности
для роста производительности и стимулирования
индивидуальной инициативы. Но при этом
неудачливые и непривилегированные также
должны пользоваться материальными благами,
они не должны оставаться на обочине общественной
жизни. С этой точки зрения противоречие
между требованиями социальной справедливости
и императивами экономической эффективности
остается как бы неразрешимой дилеммой
современного индустриального общества.
Но тем не менее по мере развития капитализма
в конце XIX-XX в. принципы индивидуализма,
свободного рынка значительно модифицировались,
роль государства в жизни общества возросла.
Основополагающее значение, начиная с
Великого экономического кризиса 30-х годов,
получила система кейнсианства, построенная
на постулате об идеологической, политической
и социально-экономической недостаточности
индивидуализма, свободной конкуренции,
свободного рынка и т.д. и необходимости
усиления роли государства в важнейших
сферах жизни общества. За государством
была признана функция регулятора экономических
и социальных процессов. В противовес
концепции государства — "ночного сторожа"
была выдвинута концепция государства
благосостояния, которая основывается
на идее необходимости и возможности преодоления
социальных конфликтов путем создания
с помощью государственного вмешательства
сносных условий жизни для всех слоев
общества посредством реализации программ
социальной помощи низко доходным и неимущим
категориям населения, принятия мер, направленных
на решение проблем безработицы, и т.д.
Сторонники идеи государства благосостояния
исходят из того, что рынок сам по себе
не способен обеспечить такое распределение
материальных благ, которое гарантировало
бы малообеспеченным слоям населения
необходимый минимум благ и услуг. Более
того, они рассматривают политическую
власть в качестве важного элемента корректировки
социальных издержек рынка. Они постулируют
равную значимость экономической и социальной
сфер и необходимость органического соединения
свободно-рыночных отношений с социальной
политикой государства, сочетания рыночных
принципов с социальными принципами, гумманизации
рынка посредством разработки и реализации
государством системы социальной политики,
направленной на гарантирование минимального
жизненного уровня непривилегированным
слоям населения. Главную цель сторонники
государства благосостояния усматривали
и продолжают усматривать в том, чтобы
добиться синтеза экономической свободы,
социальной защищенности и справедливости.
Другими словами, в государстве благосостояния
политические права дополняются социальными
правами, предусматривающими предоставление
всем членам общества принятого в нем
минимума материальных благ. Вводится
принцип социальной ответственности,
как частных корпораций, так и государства.
Социальные программы становятся неотъемлемой
частью правового государства, которое
приобретает форму государства благосостояния.
На этой основе происходит расширение
функций государства, во многом дополняющих,
а в ряде случаев и заменяющих функции
институтов гражданского общества. Изменяющиеся
границы и трактовки государства благосостояния
определяются не просто решениями политических
руководителей, а фундаментальными структурными
изменениями современного индустриального
общества. Поэтому его следует рассматривать
как центральный структурный элемент
современной демократии.
Демократия
— одна из основных форм
политической самоорганизации
общества. Комплекс институтов и организаций,
структура и функционирование которых
основывается на либерально-демократических
мировоззренческих и ценностных постулатах,
нормах, установках, составляет политическую
систему демократии.
В настоящее время существует несколько
теорий демократии, основными из которых
являются плюралистическая, партиципаторная
(или демократия участия), рыночная, плебисцитарная,
консоциативная, представительная, народная,
социалистическая. Наиболее распространенной
из них является плюралистическая. Следует
при этом отметить, что во всех видах демократии,
за исключением социалистической, присутствуют
основные элементы плюрализма. Например,
консоциативная, или согласительная, модель
демократии, в наиболее законченной форме
реализованная в Швейцарии, предусматривает
систему правления, основанную не на принципе
большинства, а на принципе пропорционального
распределения власти между политическими,
религиозными и этническими группами.
Нахождение у власти элит (что дает основание
говорить об элитической модели демократии)
не обязательно устраняет различия между
демократией и авторитаризмом и тоталитарными
режимами. Еще Ш.Л.Монтескье говорил, что
хотя все пригодны для того, чтобы выбирать,
не каждый пригоден быть избранным".
По- видимому, правы В.Парето, Г.Моска и
другие ученые, которые считали, что при
любом политическом режиме ведущие позиции
в структурах власти, особенно на ее верхних
эшелонах, занимают представители элиты.
И действительно, в любом режиме имеются
относительно компактные и более или менее
организованные группы лидеров, из среды
которых выдвигаются руководители государства,
политических партий и движений. В совокупности
они составляют так называемый политический
класс. Но необходимо отметить, что институциональные,
социокультурные, идейно-политические
и иные факторы и особенно сам тип политической
системы оказывают глубокое влияние на
роль элит в различных политических режимах.
Правящая или политическая элита по-разному
осуществляет властные функции при демократических,
авторитарных и тоталитарных режимах.
В целом демократическая форма правления
характеризуется не отсутствием элит,
а наличием множества элит, конкурирующих
друг с другом за голоса избирателей.
Учитывая все это, в качестве исходной
основы при анализе основных принципов
и установок демократии выбирают плюралистическую
модель. Хотя институты и формы демократии
в разных странах могут варьироваться,
существует некоторый комплекс принципов,
норм и ценностей, составляющих условия
sine qua поп, без которых любой режим нельзя
расценивать как собственно демократический.
В этом контексте интерес представляет
"индекс демократии", составленный
К.Болленом на основе шести показателей.
Первые три из них характеризуют уровень
народовластия: честные и свободные выборы,
система избрания законодательной власти,
система избрания исполнительной власти.
Другие три показателя относятся к политическим
свободам свобода печати, свобода деятельности
оппозиционных групп и организаций, правительственные
санкции . Основные институты современной
либеральной демократии сводятся к следующему:
народное представительство, осуществляемое
с по мощью свободных выборов; разделение
власти, обеспечивают контроль правительства
парламентом; иерархия юридически правовых
норм, основанная на принципе законности,
и др. Одним из важнейших принципов, на
которых покоится современная демократия,
является система разделения властей,
обеспечивающая сдерживание и противовесы
в отношении друг друга. Следует отметить,
что в любой политической системе, в любом
государстве в той или иной форме существует
разделение труда или разделение функций
между различными органами и уровнями
власти. Но собственно разделение власти
предполагает самостоятельность и независимость
отделенных друг от друга ветвей власти.
Эта теория более или менее четко была
сформулирована в конце - первой половине
XVIII в. Симптоматично, что Т.Гоббс в середине
XVII в. категорически отвергал саму мысль
о возможности разделения единой суверенной
власти, полагая, что ветви власти просто
уничтожат друг друга. Существенный вклад
в разработку этой проблемы внес Дж.Локк,
ставший в некотором роде идеологом Славной
революции 1688 г. в которой решался вопрос
об ограничении властных полномочий монарха
в пользу парламента. Обосновав необходимость
четкого разграничения законодательной
и исполнительной ветвей власти, Локк
вместе с тем не выделял судебную власть
как самостоятельную ветвь и рассматривал
судопроизводство как прерогативу исполнительной
власти. Впервые мысль о необходимости
учреждения судебной власти в качестве
самостоятельной ветви высказал Ш.Л.Монтескье:
Если власть законодательная и исполнительная
будут соединены в одном лице или учреждении,
то свободы не будет, так как можно опасаться,
что этот монарх или сенат станет создавать
тиранические законы для того, чтобы также
тиранически применять их Не будет свободы
и в том случае, если судебная власть не
отделена от власти законодательной и
исполнительной Все погибло бы, если бы
в одном и том же лице или учреждении были
соединены эти три власти
При этом важно отметить, что Монтескье
подчеркивал не только независимость
ветвей власти друг от друга, но и необходимость
их взаимного дополнения и уравновешивания.
У него разделенные власти выступают как
подсистемы единой системы, как три ветви
единого ствола. Таким образом, именно
Ш. Л. Монтескье принадлежит приоритет
в окончательном формулировании теории
разделения верховной власти на три самостоятельные
ветви — законодательную, исполнительную
и судебную. В этой теории в той форме,
какую она приняла к настоящему времени,
независимость различных ветвей власти
основывается на том, что в любом государстве
существуют некие фундаментальные функции,
которые в силу коренных различий в самой
их природе можно реализовать раздельно.
Поэтому государственную власть следует
разделить на несколько сфер, или ветвей,
каждая из которых обладает собственными
специфическими функциями. Глава государства,
парламент, правительство, судебная власть
имеют строго очерченные права и полномочия.
Условием обеспечения политической свободы
является установление оптимальных взаимоотношений
между различными ветвями и органами власти.
При этом ни одна из властей не должна
быть неограниченной или преобладать
над другими ветвями. Как отмечал Ш.Л.Монтескье,
"чтобы не было возможности злоупотреблять
властью, необходим такой порядок вещей,
при котором различные власти могли бы
взаимно сдерживать друг друга".
Судебная власть выступает главным гарантом
соблюдения конституции и законности
двумя другими ветвями власти, арбитром
при возникновении трений и споров между
ними. Она обеспечивает бесперебойное
функционирование системы сдерживания
и противовесов. Для этого создается специальный
судебный орган. Например, во Франции —
это Конституционный совет, в функции
которого входят определение правомочности
действий президента и парламента, соответствия
принимаемых ими указов, постановлений
и законов конституции, а также международным
соглашениям и договорам. В ФРГ аналогичные
функции выполняет Федеральный конституционный
суд, обладающий довольно широкими полномочиями.
Среди них наиболее важными являются разрешение
споров, касающихся прав и обязанностей
федерального правительства и земель,
толкование Основного закона применительно
к тем или иным случаям политической жизни,
регулирование принципиальных вопросов
политической жизни и т.д. В США конституционный
надзор осуществляет Верховный суд, в
России — Конституционный Суд.
Мерилом демократичности и правового
характера современного государства стала
его приверженность принципам и положениям
Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г. и дополненной 19 декабря 1966 г. двумя
пактами: один об экономических, социальных
и культурных правах, другой о гражданских
и политических правах. Без принципа неприкосновенности
личности, без свободы слова и прессы,
а также доступа к информации, касающейся
общественных дел, право голоса теряет
смысл. Без свободы от произвольных арестов
партия, находящаяся у власти, может терроризировать
своих противников и серьезно ослаблять
оппозицию. В этом плане основополагающее
значение имеет система политически независимых
судов.
Одним из ключевых характеристик демократии
является политическое равенство всех
без исключения граждан перед законом
с его принципом "один человек — один
голос". Эта характеристика будет не
просто декларацией только при реализаций
ряда других элементов, которые интегрально
входят в само определение демократии.
Речь идет прежде всего о том, что правительство
должно действовать в соответствии с четко
фиксированными и общепринятыми процедурами,
позволяющими без каких-либо препятствий
выражать и обнародовать позиции, интересы,
устремления всех заинтересованных лиц
и групп. Демократия предполагает, что
все лица, контролирующие политические
властные структуры, должны быть ответственны
перед своими избирателями и периодически
через строго установленное время переизбираться.
Избиратели должны иметь возможность
организовываться в партии для реализации
своих целей.
Основополагающее значение для теории
демократии имели формирование и утверждение
современной идеи народного представительства,
в соответствии с которой представительные
органы власти избираются не пожизненно,
а на определенный, строго фиксированный
конституцией срок. Периодическая подотчетность
выборного представителя перед избирателями
стала сущностным элементом демократической
теории. И это естественно, поскольку если
демократия действительно означает самоуправление
народа, то недостаточно, чтобы на государственные
посты должностные лица только избирались
народом, даже всеобщим голосованием,
они еще должны периодически отчитываться
перед народом за свои действия. Сущность
принципа представительства состоит в
том, что в политической сфере избиратели
определяют цель, а избранный ими представитель
выбирает наиболее подходящие, на его
взгляд, средства для ее достижения.
В плюралистической модели сфера политики
рассматривается как хорошо слаженный
механизм, в котором участвуют мириады
групп, взаимно сдерживающих и уравновешивающих
друг друга в процессе реализации своих
интересов. Она предполагает наличие в
обществе множества центров власти, вступающих
в конфликты, соглашения, компромиссы.
Такой плюрализм гарантирует условия
для борьбы между различными социально-политическими
силами, разрешения возникающих между
ними конфликтов, достижения равновесия
и компромисса в обществе. Общество разделено
по многим линиям и параметрам, и суть
демократии заключается в признании законности
различных социально-политических сил,
каждая из которых преследует собственные
особые интересы. Исключая монополию на
власть со стороны какого-либо одного
лица, социальной группы, партии и т.д.,
либерально-демократическая модель постулирует
идею самого широкого выбора во всех сферах
общественной жизни. Основополагающее
значение с данной точки зрения имеет
свобода экономического выбора и соответственно
наличие альтернативных источников получения
средств существования. Здесь в качестве
само собой разумеющихся, самоочевидных
постулатов принимаются идеи частной
собственности, свободного рынка, свободного
предпринимательства и т.д. Наиболее рьяные
приверженцы идей рассматривают индивидуализм
и свободную в условиях саморегулирующегося
рынка в рамках гражданского общества
в качестве естественных законов, не подвластных
действиям отдельных людей и общественных
институтов, политических партий и государства,
считая, что свобода, равенство, конкуренция
и индивидуализм способны обеспечить
социальную справедливость и прогресс.
Демократия призвана создать условия
для беспрепятственной конкуренции различных
социально-политических сил за свою долю
власти. Она существует только там, где
руководители политической системы отбираются
в процессе такой конкурентной борьбы,
в которой могут участвовать в качестве
активных или пассивных субъектов основные
категории взрослого населения. Именно
в силу той значимости, которая придается
данному принципу, на Западе большую популярность
получила так называемая рыночная теория
демократии. Основные положения этой теории
впервые сформулировал Й.Шумпетер в книге
"Капитализм, коммунизм, демократия",
опубликованной в 1942 г. В ней откровенно
и однозначно использовалась рыночная
терминология для анализа и трактовки
демократии и демократического процесса:
Демократический метод представляет
собой институциональный инструмент для
достижения политических решений, на основе
которого отдельные индивидуумы получают
власть: принимать решения путем соревнования,
объектом которого являются голоса избирателей.
Продолжая эту линию, Э. Доунс, Э.Шатшнайдер,
А.Вильдавски и другие ученые отождествляли
политический процесс с обменом в условиях
конкуренции на рынке. Целью каждого участника
в данном случае является максимизация
"прибыли при минимизации издержек".
При этом сам "торг" ведется по определенным
общепринятым правилам игры. Например,
голосование рассматривалось как обмен
голосов за определенный политический
курс, а деятельность политиков — как
деятельность предпринимателей, занятых
на рынке завоеванием и укреплением позиции
путем торгов и наращивания поддержки
в поисках коалиций.
Если в тоталитарных и авторитарных системах
государство доминирует над обществом,
то при демократии, наоборот, общество
доминирует над государством или во всяком
случае общество пользуется значительной
автономией по отношению к государству.
Важной ее особенностью является определенное
дистанционирование государства от общества.
Показательно, что в индустриально развитых
демократических странах средний гражданин
в повседневной жизни при нормальных условиях
лишь спорадически соприкасается с государством,
зачастую имея лишь весьма мутное представление
о политических событиях, происходящих
в "коридорах власти" и "столицах",
за пределами своей общины, деревни, городка.
Более того, для него государство — нечто
отдаленное, чуждое, вмешательство которого
в частные дела желательно и не допускается
обычаем, традицией и законом. Например,
значительной части американцев присущи
недоверие и даже неприязненное отношение
к государству, государственным институтам
и отождествляемой с ними политике вообще.
Общеизвестен тот факт, что американцы
предпочитают правительства штатов федеральному
правительству, органы местного правительства
— правительствам штатов, семью, общину
и индивида _ обществу в целом.
Либерально-демократическая система
включает принцип "согласия не соглашаться"
с мнениями и позициями других членов
или групп общества. Как писал Дж. С. Милль,
...недостаточно иметь охрану только от
правительственной тирании, но необходимо
иметь охрану и от тирании господствующего
в обществе мнения или чувства, от свойственного
обществу тяготения, хотя и не уголовными
мерами, насильно навязывать свои идеи
и свои правила тем индивидам, которые
с ним расходятся в своих понятиях... Есть
граница, дальше которой общественное
мнение не может законно вмешиваться в
индивидуальную независимость; надо установить
эту границу, надо охранять ее от нарушений
— это так же необходимо, как необходима
охрана от политического деспотизма. ...Все,
что уничтожает индивидуальность, есть
деспотизм. И действительно, где нет свободы
несогласия или господствует принцип
единогласия, там нет и не может быть демократии
независимо от того, как она называется
— народная, либеральная, буржуазная,
социалистическая и т.д. В этом смысле
демократии близки принципы критического
рационализма, особенно готовность выслушивать
критические аргументы и учиться на опыте,
руководствуясь принципом: "Я могу заблуждаться,
прав можешь быть ты, а вместе мы, возможно,
найдем след истины". При таком подходе
к решению сколько-нибудь значимых проблем
8 идеале отвергается волевое навязывание
позиций одной части общества другой его
части. С данной точки зрения существенным
признаком демократии как формы правления
большинства является соблюдение интересов
и прав меньшинств.
Это, в частности, выражается в наличии
лояльной и конструктивной оппозиции
в качестве законного партнера в демократическом
процессе. Отвергая любую монополию какой-либо
одной партии, демократия характеризуется
своим методом принятия взаимоприемлемых
решений, основанном на диалоге, открытости,
терпимости, критическом исследовании
и компромиссе. Эти последние должны соответствовать
принципам демократической веры, что означает
признание фундаментальных ценностей
индивидуальной свободы и политического
равенства всех людей. Терпимость в отношении
элементов, которые отвергают фундаментальные
принципы демократии и ее право на существование,
не приемлема, поскольку эти элементы
представляют угрозу самому существованию
демократии. Предполагается, что и правительство,
и оппозиция, партии и заинтересованные
группы соблюдают "правила игры",
суть которых состоит в общепринятом согласии
на мирную передачу власти от одной партии
(побежденной) другой, победившей в ходе
избирательного процесса, в ротации власти
на всех уровнях власти и выполнении других
норм и принципов парламентаризма и плюрализма.
Различным независимым как от государства,
так и друг от друга организациям, ассоциациям,
заинтересованным группам и т.д. на законных
основаниях предоставляются конституционные
гарантии мирной конкуренции за доступ
к власти.
Особо важное значение имеет то, что в
отличие от тоталитарной и авторитарной
моделей, где сила занимает статус prima
ratio, т. е. первого, или главного, аргумента,
призванного решать возникающие в обществе
конфликты путем нанесения противной
стороне поражения, в демократической
модели сила отодвинута на задний план
и оставлена про запас в качестве ultima ratio,
т. е. последнего аргумента, который может
использоваться в случае необходимости
при решении конфликтов путем соглашений,
компромиссов, судебных разбирательств
и т. д.
1.7. Недостатки и достоинства демократии
Демократия в значительной мере
представляет собой механизм или
средство решения возникающих в
обществе проблем. В этом смысле главное
предназначение демократии состоит
в создании приемлемых для большинства
людей рамок и механизмов разрешения конфликтов.
Поэтому в процедурах демократии важное
место занимает определение источников
конфликта и его субъектов.
Поскольку демократия — это процесс,
в котором участвуют разные силы, ее нельзя
свести к какому бы то ни было одному цвету,
одному "изму". Самое главное состоит
в том, чтобы при любых путях и средствах
реализации основополагающих принципов
демократии эти принципы были соблюдены.
Здесь уместно привести весьма удачную
аналогию П.И.Новгородцева. Дав одной из
своих статей название "Демократия
на распутьи" (заимствовано у английского
исследователя Гирншоу — автора одноименной
книги), он объяснял суть данного понятия
так:
Поскольку демократия есть система свободы,
есть система политического релятивизма,
для которого нет ничего абсолютного,
который все готов допустить, всякую политическую
возможность, всякую хозяйственную систему,
лишь бы это не нарушало начала свободы,
— она и есть всегда распутье; ни один
путь тут не заказан, ни одно направление
тут не запрещено. Над всей жизнью, над
всей мыслью господствует принцип относительности,
терпимости, широчайших допущений и признаний.
В этом сила, жизнеспособность и одновременно
слабость демократии. В стремлении же
избавиться от заложенных в ней слабостей,
исправить, заменить формальную демократию
сущностной, социальной или иными формами
"истинной" демократии имманентно
присутствует опасность тотализации путем
слияния общества и государства и соответственно
уничтожения самой демократии. Не случайно
Ж.Ж. Руссо, который говорил об освобождении
человека, обеспечении его безграничной
свободы путем стирания границ между управляющими
и управляемыми, некоторые авторы не без
определенных оснований причисляют к
духовным предтечам тоталитаризма. Так,
он провозглашал: "Каждый из нас отдает
свою личность и всю свою мощь под верховное
руководство обществом, и мы вместе принимаем
каждого члена как нераздельную часть
целого".
При такой постановке вопроса не существует
какой бы то ни было оппозиции правящему
большинству, равно как и подчинения управляемых
управляющим. Властвует абстрактная общая
воля, которой должны подчиняться и те,
и другие. Руссо утверждал:
Если кто-нибудь откажется повиноваться
общей воле, то он будет принужден к повиновению
всем политическим организмам, а это означает
лишь то, что его силой заставят быть свободным.
Многие мыслители прошлого, будучи не
всегда противниками демократии, предупреждали
об ее недостатках и таящихся в ней угрозах.
Примечательно, что Платон считал демократию
самой коррумпированной после тирании
формой правления. Аристотель называл
демократию самой низшей из всех законных
форм правления, в наибольшей степени
склонной перерождаться в тиранию. Продолжая
эту тенденцию, И.В. Гете писал:
Ничто так не отталкивает, как большинство,
ибо оно состоит из кучки сильных лидеров,
из плутов, которые приспосабливаются,
из слабых, которые ассимилируются, и из
массы, которая движется за ними, не имея
ни малейшего представления о том, чего
она хочет.
Подобных, не совсем лестных оценок демократии
выдающимися мыслителями прошлого множество.
Но достаточно отметить, что опыт XX в. в
целом подтвердил правоту А. де Токвиля,
предупреждавшего о таящихся в демократии
опасностях для свободы, возможностях
"тирании большинства", которая может
быть не менее, если не более, жестокой,
чем тирания немногих или одного. Здесь
уместно отметить, что А. де Токвиль был
одним из тех, кто рассматривал развитие
государственно-политических систем по
пути демократии как неизбежную закономерность.
Комментируя эту мысль, П.И.Новгородцев
писал в 1923 г.: В странах, испытавших эту
форму <демократию — К. Г. > на практике,
она давно уже перестала быть предметом
страха, но она перестала быть и предметом
поклонения Те, кто ее опровергает, видят,
что в ней все же можно жить и действовать;
те, кто ее ценит, знают, что, как всякое
земное установление, она имеет слишком
много недостатков для того, чтобы ее можно
было безмерно превозносить.
Разумеется, нет и не может быть совершенной
демократии, но несмотря на все недостатки
она самая лучшая и самая гуманная форма
правления из всех до сих пор известных.
У. Черчилль как-то говорил, что "демократия
— ужасная форма правления, если не считать
всех остальных". Демократическая форма
правления действительно характеризуется
многими недостатками и связана с целым
рядом издержек. Но при всем том человечество
еще не придумало более эффективную и
вместе с тем более соответствующую воле
большинства членов общества и одновременно
духу свободы личности форму правления.
Достоинства демократии могут быть сомнительны,
но пороки диктатуры общеизвестны. Очевидны
относительность, временная и пространственная
ограниченность парламентаризма, системы
представительства, всеобщего избирательного
права и других атрибутов демократии.
Они не способны раз и навсегда разрешить
все стоящие перед обществом проблемы.
Решение одних проблем чревато возникновением
новых, порой еще более серьезных проблем,
но это не может служить достаточным основанием
для потери веры в саму демократию.
Демократия есть прежде всего фундаментальная
установка, своего рода шкала ценностей,
определенная концепция человека и его
места в обществе. В некотором смысле демократия
представляет собой также образ жизни,
базирующийся на фундаментальном постулате
о равенстве всех людей перед законом
и праве каждого члена общества на жизнь,
свободу и частную собственность. Очевидно,
что демократия предполагает определенные
условия для своего утверждения и нормального
функционирования. Важно, чтобы каждый
человек сознавал не только пределы своих
интересов и прав, но также пределы своей
ответственности и обязанности к самоограничению.
А это приобретается в результате длительного
исторического опыта. В П.И.Новгородцев
писал:
Если демократия открывает широкий простор
свободной игре сил, проявляющихся в обществе,
то необходимо, чтобы эти силы подчиняли
себя некоторому высшему обязывающему
их началу Свобода, отрицающая начала
общей связи и солидарности всех членов
общения, приходит к самоуничтожению и
разрушению основ государственной жизни.
Несмотря на большую по сравнению с другими
моделями политической системы сложность
демократии, ее выживаемость во многом
зависит от того, насколько ее принципы
и механизмы доступны пониманию человека
среднего интеллектуального уровня, от
того, что избиратели подразумевают под
подлинной демократией. Сущность демократии
в политических, социальных и экономических
проявлениях определяется ее возможностями
как морального и духовного факторов,
детерминирующих общественное сознание.
Демократическая форма правления сохраняет
жизнеспособность и эффективно функционирует
в силу активного участия граждан в делах
общества, обеспечения высокого уровня
информации о состоянии общественных
дел и глубокого чувства гражданской ответственности.
Очевидно, что в современных условиях
парламентской демократии, всеобщего
голосования, плюрализма партий и политических
организаций, представляющих разного
рода заинтересованные группы, ни одно
правительство не может завоевать власть
без согласия и доброй воли большинства
избирателей. Здесь состояние умов общества,
социально-психологический климат, общественное
мнение имеют немаловажное значение.
В этой связи показательно, что при всех
различиях, порой существенных, по широкому
спектру идей и концепций общественного
и государственно-политического устройства
большинство политически активного населения
стран Запада разделяет идеи конституционализма,
индивидуализма, свободы вероисповедания,
свободы слова и печати и т. д. Соблюдение
и реализация этих принципов создавали
предпосылки для признания каждой из противоборствующих
сторон "законности" существования
разнообразных конфликтующих друг с другом
интересов, группировок, партий и т.д. В
этом контексте важно подчеркнуть, что
стабильность в обществе и обеспечение
такой законности имеют мало шансов, если
политические противоречия совпадают
с линиями социального, религиозного,
культурного, расового, этнонационального
или иного разделения в обществе. Стабильность
демократии особенно эффективно обеспечивается
в случае, если главные политические партии
имеют сторонников среди различных слоев
и групп населения.
1.4. Конституционные основы демократии
Демократический характер политической
системы определяется тем или
иным основополагающим документом, прежде
всего конституцией, которая фиксирует
гражданские свободы и права человека,
плюрализм, договорную систему и принцип
представительства. Важное значение для
развития демократической теории имели
формирование и утверждение идеи о необходимости
ограничений политической власти, требующихся
для того, чтобы она реализовала свои основные
функции обеспечения общего блага, не
выходя за рамки закона. Первоначально
эти ограничения носили чисто личностный
и духовный характер. Правитель считался
наместником бога на земле, поэтому не
имел права делать нечто такое, что противоречило
бы воле всевышнего. Этот внутренний запрет
составлял могущественный стимул до тех
пор, пока правители добровольно принимали
моральные императивы традиций, обычного
права, веры, учения церкви и т.д.
Однако постепенно стала очевидна необходимость
также более или менее четко очерченных
внешних ограничений. Средневековая идея
договора между народом и правителем действовала
довольно эффективно. В случае нарушения
этого договора правитель в теории переставал
быть королем и превращался в тирана, и
народ оказывался вправе не подчиняться
его власти. Некоторые политические мыслители
(например, Исидор Севильский) считали,
что правитель должен быть ограничен собственными
законами. В тот период принцип римского
права интерпретировался как средство,
с помощью которого народ утверждает своего
правителя и четко устанавливает рамки,
в которых правитель вправе действовать.
Здесь можно обнаружить первые зародыши
идеи конституционного правления, впоследствии
ставшей одной из несущих конструкций
демократической теории. Принцип конституционного
правления, который прошел сложный и длительный
путь формирования и эволюции, стал в некотором
роде материальным воплощением идеи ограничения
правительства в рамках народного согласия.
Но что же такое конституционное правление
и конституция?
Говоря о конституции государства, Аристотель
имел в виду его сущностное содержание,
или структуру. В аналогичном духе говорилось
о "конституции человека". В таком
широком смысле любое государство имеет
свою конституцию. У древних греков конституция
(Politea) означала форму правления, следовательно,
считалось, что все шесть форм правления,
которые выделял Аристотель, имели конституции.
По представлениям античных мыслителей,
конституция включала не только абстрактный
остов системы управления, но и некий этос,
скрепляющий этот остов, наделяющий его
живой плотью. В случае, когда речь идет
о конституции, не обязательно имеется
в виду конкретный писаный документ. Например,
Великобритания, история которой насчитывает
много веков, не имеет писаной конституции.
Следует отметить, что у идеи неписаной
конституции были (особенно в прошлом)
свои сторонники. Ее наиболее последовательно
отстаивали представители консервативной
традиции. Так, Ж. де Местр против идеи
писаной конституции выдвигал, в частности,
следующие возражения: 1) фундаментальные
принципы политических конституций существовали
до всякого писаного закона; 2) конституционный
закон есть и должен быть развитием или
санкционированием существующего вечно
неписаного права; 3) сущностно конституционный,
истинно фундаментальный закон никогда
не подлежит и не может подлежать писанию,
Не подвергая при этом опасности самого
существования государства; 4) слабость
и неустойчивость конституции пропорциональны
Количеству зафиксированных в ней в письменной
форме статей.
История все же отдала предпочтение иному
пониманию конституции и конституционализма.
Здесь уместно отметить следующий момент.
Великая хартия вольностей, принятая еще
в 1215 г, и входящая в число действующих
конституционных актов Великобритании,
является писаным документом. Такие парламентские
акты, как законы о реформе 1832, 1867 и 1884 гг.,
которые расширили право голоса граждан
Великобритании, представляют собой писаные
статуты и равнозначны по своей значимости
конституционным положениям.
Конституция независимо от формы включает
принципы организации, законы, правила,
нормы, регулирующие деятельность государства.
Например, говоря о конституционном режиме,
имеют в виду, что этот режим или правительство
подчиняются определенным ограничениям
и действуют в соответствии с установленными
правилами и нормами, а не произвольно,
по своему усмотрению. Под конституционализмом
понимается также комплекс теорий или
идей, характеризующих и обосновывающих
конституционные принципы.
С самого начала конституция была призвана
поставить закон выше личности короля.
В тех странах, где суверен ставился выше
закона, стала неизбежной революция, призванная
подчинить его закону и создать законодательные
собрания, которые в той или иной форме
и степени представляли бы волю народа
и контролировали бы суверена. Отсюда
появление в ходе французской революции
1789 г. и особенно революций 1848 г. писаных
конституций на европейском континенте.
Главная идея конституции — это разделение
и ограничение власти для оптимального
обеспечения свободы. Заслугу основателей
американской конституции лорд Дж.Эктон
видел в том, что им удалось решить проблему,
которая веками волновала многих политических
философов и мыслителей. Суть этой проблемы
состояла в следующем: как наделить государство
достаточными властными полномочиями,
чтобы оно было способно обеспечить общественный
порядок и эффективность управления и
в то же время ограничить эти полномочия
с тем, чтобы исключить незаконное ущемление
гражданских свобод.
Конституция определяет горизонтальное
и вертикальное распределения прерогатив
между различными ветвями и уровнями власти,
фиксируя, какие органы или ветви осуществляют
соответственно законодательные, исполнительные
и судебные функции, как они формируются,
как взаимодействуют друг с другом, какими
правилами, нормами и процедурами руководствуются
в своих действиях. Тем самым конституция
четко устанавливает рамки и формы коллективной
политической борьбы, смены правительства,
взаимодействия правительства и оппозиции,
принятия политических решений и т.д. В
этом пункте вопрос о конституционализме
соприкасается со сферой демократии и
демократических институтов, что естественно,
поскольку в наши дни конституционное
правительство — по своей сути демократическое
правительство.
Почти все писаные конституции содержат
декларацию относительно основных органов
и ветвей власти и возлагаемых на них властных
прерогатив того, как они связаны друг
с другом и как они сдерживают и ограничивают
друг друга. В случае, когда та или иная
страна не имеет писаной конституции,
важнейшие институты правления устанавливаются
исторически в соответствии с национальными
традициями. Знаменитое выражение Наполеона
о том, что конституция должна быть "краткой
и туманной", отражает реальность эпохи,
в которой конституции являются сводами
правил с широкими потенциальными возможностями
для злоупотреблений. В современных условиях
жизнеспособность конституции измеряется
пределами, в которых она обеспечивает
эффективное функционирование таких фундаментальных
институтов власти, как суды, законодательные
собрания, исполнительные органы, политические
партии и т.д.
Конституция обеспечивает необходимый
уровень и основу легитимизации государственного
правового порядка. Любая конституция,
заслуживающая это название, включает
в себя следующие главные положения: правление
закона, конституционные права, реализация
которых обеспечивается механизмом разделения
властей, сдержек и противовесов. Конституция
должна точно установить формы и рамки
политической борьбы. Демократическая
конституция выполняет три основополагающие
функции: выражение согласия народа, в
силу которого устанавливается само государство;
фиксация определенной формы правления;
предоставление и одновременно ограничение
властных полномочий правительства.
Например, английская конституция (большей
частью неписаная) представляет собой
по сути общую сумму властных полномочий,
которыми, как считает палата общин, выступающая
в качестве представителя народа, она
владеет. Эта сумма меняется в зависимости
от конкретного периода. Конституция США
— федеральной республики — включает
перечень властных прерогатив, от которых
составляющие республику штаты отказались
и передали центральному правительству.
Штаты приняли собственные конституции,
где закреплены суверенитет и полнота
власти во всех вопросах, кроме тех, решение
которых они делегировали центральному
правительству. Конституции унитарных
государств представляют собой не просто
перечень властных полномочий, а свод
общих политических принципов и оставляют
широкое поле для маневра законодательной
и исполнительной ветвям власти.
Конституция фиксирует фундаментальные
принципы политического устройства, а
не постоянно меняющиеся законы. Этим
принципам подчиняются все законы государства
и действия правительства, которые должны
согласовываться с конституционными нормами.
В данном смысле конституцию можно рассматривать
как своеобразную узду для политической
власти, имеющую цель не допустить неограниченного
господства власти над обществом и людьми.
В этом контексте конституция дополняет
существующие в обществе противовесы
власти — общепринятые морально-этические
правила и нормы, системы ценностей, промежуточные
институты (семья, община, церковь, заинтересованные
группы и др.).
Иначе говоря, ограничения составляют
краеугольный камень конституционализма,
поэтому система ограничений занимает
центральное место в любой конституции,
заслуживающей это название. Утверждение
тех или иных специфических путей и средств
реализации правительственных действий
уже по самому своему факту запрещает
другие пути и средства.
Но конституции, как правило, идут дальше
и ограничивают власть, устанавливал пределы
прерогатив правительства и фиксированные
процедуры, по которым оно действует.
Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.
Государственная власть — это система особых общественных отношений и деятельность государственных органов, осуществляемая посредством установленных законом форм и методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.
Эффективность и демократизм государственной деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.
Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет конституционно-правовое установление, т. е. он может не упоминаться в тексте конституции того или иного государства. Главное, чтобы он находил реальное отражение в практике построения механизма осуществления государственной власти.
Классически теория
разделения властей предполагает создание
независимых государственных