Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:19, контрольная работа
Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства.
Современное смысловое содержание
разделения властей, как принципа организации
и функционирования государственной
власти включает:
• четкое распределение функций, предметов
ведения и полномочий органов государственной
власти — законодательной, исполнительной,
судебной, их структурных подразделений
и должностных лиц, регулируемое законами,
указами, постановлениями, положениями
и другими правовыми актами;
• независимость и самостоятельность
оперативной деятельности каждой ветви
власти, каждого органа и должностного
лица в границах права и компетенции;
• обеспечение в системе государственной
власти механизма взаимного уравновешивания,
сдерживания всех ветвей власти и контроля;
• гарантированное конституцией, законами,
административно-правовыми актами реальное
вовлечение общественных объединений,
организаций в процесс принятия политико-управленческих
решений и их реализации;
• социальный (общественно-гражданский)
контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный
правовыми и организационно-структурными
механизмами.
II. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.
III. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип — ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике, этот своего рода традиционализм политической культуры, проявляющийся в том, что власть воспринимается только как персональная, как власть конкретной личности, которой эта личность наделена, обладает.
В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.
IV. Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.
V. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.
Не являясь правовым процессом и не обладая поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.
М. Вебер в зависимости от мотивов
подчинения власти выделяет три основных типа легитимности:
• традиционная (основана на обычаях и
традициях, привычке повиноваться власти,
вере в священность существующих порядков;
власть носит личный характер, передается
по наследству, освящается традиционными
нормами и религией, она сакральна);
• харизматическая (ее источником являются
качества личности — харизматического
лидера). Этот тип легитимности обладает
меньшей устойчивостью и запасом прочности,
так как основывается на эмоционально-личностном
отношении вождя и массы (любая ошибка
власти может привести к утрате ее харизмы,
доверия народа к ее представителям);
• рационально-легальная (основана на
формально-рациональных процедурах и
законах, на рациональнопонятом интересе,
побуждающем людей подчиняться решениям
правительства).
Традиционная легитимность (традиционное государство) свойственна монархиям, харизматическая легитимность наиболее характерна в периоды революционных перемен как переходная форма власти от традиционной к рациональной, рационально-легальная свойственна современным демократическим государствам.
Признание власти осуществляется
на различных уровнях легитимности:
• идеологическом (признание народом
целей и ценностей данного политического
режима, его идеологии);
• структурном (признание народом эффективности
и законности существующих политических
институтов, устройства государства);
• персональном (доверие населения к конкретным
политическим элитам и политическим лидерам).
2.4. Легитимность и легальность власти
Важное значение для уяснения сущности
власти и ее предназначения в обществе
имеет легитимность. Под легитимностью
понимается способность власти обеспечивать
себе поддержку со стороны населения и
его организационных структур. Понятие
легитимности власти очень близко понятию
легальности власти, но не тождественно
ему. Если легитимность — это поддержка
и признание власти населением, то легальность
власти - это ее правомерность, т.е. нормативно-правовая
обусловленность и закрепленность в соответствующих
государственных документах. Другими
словами, первое понятие носит больше
оценочный, общественно-этический характер,
а второе - сугубо юридический. Легитимность
и легальность власти чаще всего сопутствуют
друг другу в периоды стабильного функционирования
общества, когда плодотворно работают
институты государства и гражданского
общества; политика осуществляется с учетом
общественного мнения; интересы групп
согласовываются путем достижения компромиссов.
Понятие «легитимность» имеет три измерения:
1) народная легитимность, или признание
обществом правомочности правящей элиты;
она может основываться на традициях,
конституции, идеологии, выборах, персональных
качествах лидера; 2) «внешняя» легитимность,
или признание режима и его правящих групп
со стороны других государств, международных
организаций и влиятельных кругов, формирующих
общественное мнение; 3) «легитимность
для себя», то есть круг представлений,
которыми правители оправдывают свою
власть и действия по ее удержанию.
Исходя из сказанного, легитимность подразделяется
на традиционную, идеологическую, персональную,
структурную, правовую, геополитическую
и иные формы (типы). Так, М.Вебер различал
три «идеальных типа» легитимности - традиционную
(основывана на вере в обычаи и традиции),
харизматическую (основывается на популярности
политических деятелей), рациональную
(опирается на признаваемые обществом
законы). Известный американский политолог
Д. Истон выделяет следующие три типа легитимности:
идеологическую, в основе которой лежит
вера индивидов в ценности той или иной
идеологии; структурную, основывающуюся
на приверженности индивидов механизму
и нормам политического режима как такового,
и персональную легитимность, связанную
с верой индивида в личные качества политических
лидеров, в их способность должным образом
осуществлять власть. Французский политолог
Ж. Шабо, в свою очередь, выделяет: демократическую
легитимность, опирающуюся на волеизъявление
управляемых, и технократическую, сообразовывающуюся
со способностями самих управителей, а
также онтологическую легитимность, соответствующую
желаемому социальному и политическому
порядку.
Легитимность власти неотделима от ее
делегитимизации, т.е. утраты доверия к
ней со стороны населения, потери общественной
поддержки. Делегитимизация власти чаще
всего возникает в результате противоречий
между универсальными ценностями господствующей
идеологии и эгоистическими интересами
властвующей элиты; идеей демократии и
антидемократической социально-политической
практикой; идеей социальнополитического
равенства и неравноправным социально-экономическим
порядком; обещаниями властей и реализацией
этих обещаний в жизни. Делегитимизация
власти происходит также тогда, когда
блокируются интересы влиятельных социальных
групп в обществе; возникают новые потребности,
к удовлетворению которых власть оказывается
неподготовленной; разрушаются единство
и согласие среди самих правящих элит;
правящая элита теряет веру в легитимность
и правомерность своей власти; углубляется
отчужденность масс от власти; нарастают
националистические и сепаратистские
тенденции; разумный социальный критицизм
не сопровождается необходимыми изменениями
в политической и экономической системе;
происходит эрозия власти вследствие
проникновения в нее коррумпированных
и мафиозных элементов; власть не справляется
с решением экономических, социальных
и культурных проблем.
2.5. Принципы разделения властей в России
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны(Статья 10 Конституции РФ).
В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.
Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в России, так как у нас совершенно отсутствует опыт демократического правления, ограничения власти законом.
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называетсясистемой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.
Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Применительно к системе органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации принцип разделения
властей будет раскрыт в
Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.