Демократия в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)
  1. распределение власти между различными органами;
  2. рассредоточение практических функций государственной власти по различным государственным служащим;
  3. обеспечение взаимного равновесия органов власти;
  4. установленное законом равенство органов власти;
  5. самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении специальных государственных функций и специальной компетенции.

Взаимное сдерживание  ветвей власти обеспечивается различными способами:

  1. функционально, т. е. при использовании таких инструментов, как право вето, право контроля, право участия в общей государственной деятельности (например, участие президента и правительства в подготовке проекта конкретного законодательного акта; одобрение парламентом межгосударственных договоров; неподписание президентом принятого парламентом закона; судебный контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц);
  2. государственно-служебная деятельность высших должностных лиц государства как фактор сдерживания дает возможность руководителю одной ветви власти участвовать как в формировании, так и в ликвидации органов других ветвей власти (например, избрание парламентом некоторых стран президента и назначение на должность председателя правительства, роспуск президентом парламента, назначение судей президентом);
  3. посредством собственно разделения властей, т. е. в тех случаях, когда государственная деятельность осуществляется не одним, а несколькими не подчиненными друг другу и в определенном смысле независимыми органами, а решаемые ими государственные задачи считаются общими для всех органов государства. Таким образом и возникают элементы сдерживания и сбалансирования всех ветвей государственной власти.

Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из ветвей государственной власти, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он обеспечивает систему «сдержек и противовесов», призванную свести к минимуму возможные ошибки в управлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам.

В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Законодательный орган —  Федеральное Собрание — принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации. Контрольные функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываются контролем за исполнением бюджета и правом Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной власти на функционирование власти исполнительной — принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанных органов.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств), многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс.

Возможность выражения  недоверия Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной  Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни.

Правосудие  в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации», а также нормативные  правовые акты о федеральных министерствах, государственных комитетах, федеральных службах органах исполнительной власти субъектов РФ позволяют оптимально разграничить их полномочия и функции от полномочий и функций Администрации Президента РФ. Необходимость такого разграничения становится еще более очевидной, если учесть, что Президент РФ не только является политическим арбитром и обладает значительными полномочиями в законотворческой деятельности, но и наделен верховной исполнительной властью.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы исполнительной власти. Конституции республик — субъектов РФ устанавливают принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Что касается состава высших законодательных и исполнительных органов и определения их правового статуса, то здесь наблюдается значительное многообразие.

Реализация  принципа разделения властей не только на уровне федеральной государственной  власти, но и в субъектах РФ обеспечена ст. 11 Конституции РФ, которая устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

1.6. Роль элит в осуществлении политической власти

 

 

  Понятием «элита»  обозначаются группы людей, имеющие  высокое положение в обществе, обладающие властью, богатством, активные в политической и иных сферах деятельности. Для социума было бы оптимальным максимальное совпадение властвующей элиты в функциональном значении - как субъекта принятия важнейших решений и элиты в ценностном смысле - как группы, состоящей из действительно лучших, самых нравственно-достойных людей. 
  В зависимости от характера элитообразования различают элиты открытые, пополняющиеся выходцами из различных социальных групп, и закрытые, воспроизводящиеся из привилегированных слоев. Закрытость элит и узость их социальной базы существенно ограничивают сроки их пребывания у власти. 
  Для классических теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) характерны следующие положения: 
  • любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные; 
  • элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами, внутренне сплочена; 
  • массы признают право элиты на власть, ее легитимность; 
  • элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть добровольно никто не уступает. 
  Согласно современным технократическим концепциям (Дж.Гэлбрейт, Д.Белл, О.Тоффлер) в постиндустриальном и информационном обществе ведущую роль должна играть элита, состоящая из ученых, инженеров, программистов, менеджеров и других носителей знаний. 
  Политическая элита - это относительно интегрированная группа людей (или совокупность групп), занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений. 
  Различают высшую политическую элиту, принимающую значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительской деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику. 
  Политические элиты выполняют в обществе следующие функции: 
  • выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов; 
  • формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса; 
  • расстановка руководителей на различные участки государственного управления, выдвижение политических лидеров; 
  • защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение их на основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства. 
  Механизм формирования и воспроизводства политических элит включает системы и каналы элитообразования. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутирования политических элит во многом зависят социальная представительность и качественный состав различных органов власти. Каналами рекрутирования элит называют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии. 
  Основные системы рекрутирования политических элит — антрепренерская (предпринимательская) и система гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, а потому недостатки одной компенсируются достоинствами другой. 
  Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества в ходе замещения руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей. 
  Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям. Ее недостатки - частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму. Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности. 
  Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров -формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т.д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т.п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик. 
  Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Г ермании и других странах. 
  К числу сильных сторон системы гильдий относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов. Вместе с тем она генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм, что ведет к постепенной деградации элиты, отрыву ее от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению. Это и произошло в бывших социалистических странах, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — своеобразный вариант системы гильдий. 
  Основными институциональными каналами пополнения различных органов власти являются государственный аппарат, органы местного самоуправления, армия, политические партии, система образования, религиозные организации. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями разных стран, особенностями политического режима, внутренней мобильностью и другими факторами. 
  Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, а также в ряде развитых стран (Германия, Япония, Швеция). Политические партии оказывают существенное влияние на формирование высших органов власти большинства стран Запада и многих развивающихся государств. Армия является существенным каналом пополнения высших эшелонов власти в ряде стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Перу), в ряде государств Африки. 
  В России современная политическая элита и гарантии против ее вырождения могут сформироваться при наличии следующих основных условий - широкой гласности (свобода слова, отсутствие монополии на средства массовой информации, альтернативные органы СМИ); политического плюрализма (свободная конкуренция, соперничество политических партий и групп); разделения властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил); открытости для социальной мобильности (установление сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц); соблюдения законности, демократических процедур политического процесса.

 

 

Власть и  властные отношения

2.1. Понятие и сущность  власти  

Власть есть центральная категория  политологии. Поэтому уместна констатация: политология - это не только наука о политике, но и наука о власти, и прежде всего о власти политической. 
  В самом общем значении данного слова власть - это общественное отношение, существенным признаком которого является доминирование (преобладание, навязывание) воли одного из субъектов. Власть политическая - это способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю в обществе, оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, принуждения, насилия и других средств. Характеристика власти как общественного отношения подчеркивает ее общественную природу, а именно — то, что характер, сущность, формы и методы осуществления власти зависят прежде всего от общественных факторов, а точнее - экономических, социальных, духовных, культурных, исторических, международных и т.д. 
  Отсюда важность социологического подхода к истолкованию власти, т.е. рассмотрения ее под углом зрения влияния одной группы на другие. Исходным пунктом социологического анализа власти является ответ на вопрос: интересам каких социальных групп эта власть служит. В рамках данного подхода выделяются следующие определения власти: 1) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей; 2) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение определенных результатов; 3) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; 4) структуралистское, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым; 5) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций; 6) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения конфликтов. 
  Социологический подход к истолкованию власти не исключает возможности применения и других подходов, в частности биологического и психологического. Сказанное объясняется тем, что человек по своей природе есть существо не только общественное, но также биологическое и психологическое. Как биологическое существо человек в своих отношениях с другими людьми руководствуется не в последнюю очередь различного рода наследственными и инстинктивными влечениями, которые заложены в его генах и подсознании. Эти влечения побуждают одних людей домогаться власти, других - подчиняться ее требованиям, третьих - весьма индифферентно относиться к ней. Своеобразным выражением биологического подхода к истолкованию власти является социальный дарвинизм - идейное течение в общественной мысли конца XIX -начала XX в., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание в качестве определяющих факторов общественной жизни. Крайней формой биологического подхода выступает фашизм с его расово-националистическими и шовинистскими идеями. 
  Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом. Такого рода субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти (вождя, лидера, руководителя), либо вытекает из особенностей психологической природы самого человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения, непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия на личность. При рассмотрении психологического аспекта власти перед исследователями возникает множество вопросов, в том числе: 
  • какие психологические предрасположения приводят к тому, что одни люди стремятся к власти, в то время как другие избегают ее? 
  • какие общественные и личностные условия формируют эти предрасположения? 
  • какова зависимость между методами осуществления власти, а также борьбы за власть, с одной стороны, и чертами психики людей, участвующих в этой борьбе, с другой? 
  • являются ли определенные черты психики функциональными по отношению к существующим политическим условиям и как это воздействует на отбор людей, осуществляющих власть? 
 

2.2.Источники власти 

Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти — то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его воля и потребность в упорядоченной организации общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть общественные потребности, законодательство, воля монарха и т.д. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха и влияния той или иной власти. Объем власти — это количество власти, сосредоточенной в чьих- то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти — это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует. 
  Основными компонентами структуры власти являются субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования. Субъект власти - это ее обладатель, носитель (правящая элита, индивид- лидер, социальная общность, политический институт). Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Ресурсы власти — это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которого обеспечивается господство субъекта над объектом. Способы властвования классифицируются на демократические, авторитарные, тоталитарные, конституционные, деспотические, либеральные и пр. 
  О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти - это круг ее деятельности, основные направления и обязанности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование и т.д. Эффективность власти - ее способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в минимально короткие сроки. 
  

2.3. Принципы власти

 

Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:

I. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Смысл идеи разделения властей —  не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот конкретные пути достижения такого результата (в  чем и заключается содержание принципа разделения властей) в разные эпохи и разными мыслителями предлагались различные.

Информация о работе Демократия в рф