Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Функции менеджмента
4
1.2 Изменение назначения основных функций управления
6
2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Планирование
9
2.2 Организация
17
2.3 Мотивация
21
2.4 Регулирование
23
2.5 Контроль
25
2.6 Координация
27
Заключение
29
Список используемой литературы
31
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
1.1 Функции менеджмента |
4 |
1.2 Изменение назначения основных функций управления |
6 |
2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА |
|
2.1 Планирование |
9 |
2.2 Организация |
17 |
2.3 Мотивация |
21 |
2.4 Регулирование |
23 |
2.5 Контроль |
25 |
2.6 Координация |
27 |
Заключение |
29 |
Список используемой литературы |
31 |
Введение
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.
В основе
возникновения менеджмента
Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
Современный период
экономического развития сопровождается
ломкой старой социальной и политической
системы, трансформацией тоталитарного
государства в демократическое,
а в области управления – заменой
административно-командной
Необходимым
условием этих изменений является постоянное
совершенствование управления в
социальных системах на основе всестороннего
использования достижений науки, техники
и передового опыта. Большое внимание
уделяется теоретическим и
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция (лат. Fundio- исполнение, осуществление). Сущность любого явления выражается в его функциях, т.е. тех задачах, для решения которых оно предназначено. Содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, выполняемых в рамках данной функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций. 3
Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и дифференцировали в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства.
Функции управления деятельностью фирмы, а соответственно и методы их реализации, не являются неизменными, они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие и углубление каждой функции управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, но и под влиянием требований развития других функций. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.
Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Впервые функции менеджмента были сформулированы в книге
А. Файоля «Общий и промышленный менеджмент», вышедший в 1916 г.
А. Файоль рассматривал менеджмент как последовательный ряд операций или функций, которые разделены на шесть групп:
1. Технические операции – производство, изготовление, переработка.
2. Коммерческие операции – купля, продажа, обмен.
3. Финансовые
операции – привлечение
4. Операции по охране – охрана имущества и личности.
5. Учетные операции – баланс, затраты, статистика.
6. Административные
операции – предвидение,
1.2 Изменение назначения основных функций управления
Функции управления деятельностью организации и методы их реализации не являются неизменными, они постоянно модифицируются и усложняются как под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, так и под влиянием развития других функций.
Таким образом, развитие каждой функции управления обуславливается влиянием объективных требований. Как часть общей системы управления каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.
Так, на
начальном этапе понятие «
Значительно
преобразилась функция
Таким образом, к изучению функций управления организации нельзя подходить с чисто формальной стороны. Необходимо выявлять и анализировать изменения, происходящие в содержании управленческих понятий и представлений.4
Вывод
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.
Основными функциями менеджмента являются:
1.Предвидение
– прогнозирование,
Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.
Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.
Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.
Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические
и в особенности
Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.
Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки. Руководитель и весь персонал предприятия должны заранее точно знать, кто, по какому поводу и в каких пределах может отдать административное распоряжение. Что может последовать в случае невыполнения или плохого выполнения такого распоряжения. Какие взыскания, за что и кем могут быть наложены на различных должностных лиц предприятия.
Экономическое управление требует ясности и полноты информации не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления по сути неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к конечной его цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно.
2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Планирование
Планирование как основополагающая функция менеджмента - это процесс детальной подготовки последовательности и содержания работ по использованию основных видов ресурсов (временных, людских, финансовых, сырьевых, технико-технологических и др.) для достижения поставленных целей. Результатом этого процесса является план.
Развитие вопросов планирования привело к появлению самостоятельного научно-практического направления в подготовке менеджеров - теории планирования.
Планирование предполагает обеспечение системного единства текущих и долгосрочных планов.
Японская школа менеджмента считает, что на планирование целесообразно выделять до 60% всего ресурса времени. Всесторонняя и детальная разработка планов и подготовка всей необходимой производственной базы позволит за оставшиеся 40% времени своевременно и качественно выполнить заказ любого потребителя.
Доказано: планирование - столь сложный и многогранный процесс, что его отсутствие либо недостатки в профессионализме и необходимой информации ведут к формализации процесса и иллюзии защищенности, а фактически приводят к разрушению эффективной деятельности организации, являясь аналогом бесплановой работы.
Отсутствие надежных краткосрочных планов превращает каждый рабочий день менеджеров в кошмар по «тушению пожаров».
А. Файоль в качестве основополагающей деятельности руководителей рассматривал процесс «предопределения» последующей работы организации.
Содержание внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Алгоритм процесса планирования представлен на рисунке:
В зависимости от содержания, целей и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов.
Формы планирования различаются в зависимости от направленности, характера решаемых задач и планового периода:
- перспективное (стратегическое) -
определение главных целей
- среднесрочное (оперативное) - формулирование
основных задач
- текущее (тактическое) - детальная
разработка (обычно сроком на
один год) оперативных планов
(в частности, программ