Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:56, реферат
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и, прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.
Введение 3
1. Роль государства в политической системе общества. 5
2. Государство и общественные объединения:
организационно-правовые основы взаимоотношений
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1. Роль государства
в политической системе
2. Государство и общественные объединения:
организационно-правовые
основы взаимоотношений
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и, прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.
Политическая система - это политическая идеология и практика взаимодействия участников политического процесса (государственных, общественных, политических и иных организаций и движений) в рамках своих полномочий и возможностей.
Актуальность выбранной темы объясняется в познании способов и методов предотвращения возможных революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества, в современном активном государстве. Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - социологии, политологии, философии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.
Цель контрольной работы состоит в рассмотрении вопроса о взаимосвязи государства и политической системы, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для начала, обратим внимание на то, что всякая политика – это деятельность. Отметим так также целенаправленный характер преобразований, осуществляемых в политике, - и сразу обнаружится ее тесное родство с управлением. (Разумеется, что не всякое управление есть политика, а только такое, а только в котором управляемым объектом является человек).
Смысл существования политической системы состоит в организации политической власти, стабилизации отношений между обществом и государством, протекающих политико-правовых процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического сознания в обществе, позитивный и негативный эффект участия не институциональных политических движений. Политическая система выполняет вытекающие из ее сущности функции и задачи, стремясь к политическим целям и обеспечивая политическую устойчивость.
Политические системы
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, особенностей функций и структура политической системы общества. Эту тему затрагивал Аристотель, работы Ф. Энгельса говорят о необходимости изучения государства и политической системы общества. Не смотря на «молодость» понятия политической системы, это подтверждается, прежде всего, тем, что отсутствует устоявшейся, общепринятый подход к его трактовке и применению. Наиболее распространенным является представление о ней как об инструменте, механизме принуждения, власти в социально значимых целях: интеграции, адаптации общества и т.п.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методологическую основу контрольной работы составили статистический анализ, исследования научных работ отечественных правоведов, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме.
1. Роль государства в политической системе общества.
Всякое политически
В зарубежной и отечественной научной литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятие политической системы. Она определяется и как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), и как совокупность взаимодействующих ролей (Г.Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в организации власти и управлении в обществе (М. Н. Марченко) и как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций, институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд).1 Такое разнообразие мнений само по себе естественно, так как с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает её сложный и противоречивый характер, а с другой - выделяет различные субъективные методологические позиции авторов. В трактовке понятие системы тоже немало разночтений. Оно стало модным, но далеко не всегда употребляется к месту. Как правило, учитывается два действительно необходимых ее признака: наличие элементов числом как минимум более одного и взаимосвязи, отношений между ними. Но этого недостаточно. Все в этом мире взаимосвязано, и при таком определении, если бы ему следовали в практическом анализе, понятие любой системы было бы применено к чему угодно, а стало быть, тратило своё содержательность. Но мы всегда принимаем во внимание еще один критерий, называя системой лишь такую совокупность взаимосвязанных документов.
Традиционно под политической системой принято понимать сложный комплекс политических отношений, политического сознания, политических и правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть управление.
Выделяют четыре вида подсистем: институциональная, нормативная, функциональная, идеологическая.
1. институциональная включает в себя государство, политические партии и иные общественные объединения организации. Они образуют политическую структуру общества;
2) нормативная состоит из правовых политических норм и ценностей, с помощью которых регулируется политическая деятельность. Через них оказывается организующие воздействия на участников политической жизни;
3) функциональная включает в себя методы политической деятельности, составляющие основу политического режима, а так же способы осуществления власти;
4) идеологическая содержит политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология2.
Американский социолог Т. Парсонс считает, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции, в результате они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.
Экономическая подсистема отвечает за реализацию потрбностей людей в потребительских товарах.
Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение.
Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения.
Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества.
Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:
Государство выступает центральным элементом политической системы. Именно оно служит основным звеном управления в политике. Иначе говоря, выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы, а также обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Оно выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.
Для характеристики политической системы важное значение имеет вопрос о её функциях. В научной литературе существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Из ходя из того, что последняя призвана обеспечить стабильность общества, его прогресс через сбалансированность различных групп интересов, можно определить следующие функции современных политических систем:
- определение целей, задач и путей развития общества;
- организация деятельности
- распределение материальных и духовных ценностей;
- согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
- формирование политического
- разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
- контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается попреки традициям и историческому опыту народа.
Данные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии, то ей будут присущи и некоторые другие функции (как, например, в России - преодоление кризисов, особенно политических).
Огромную теоретическую и
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Следует напомнить, что термин «политика» берет свое начало от слова "полисы", которым древние греки обозначали свои города-государства. Независимо оттого, что у разных народов государства возникали в различных экономических и исторических условиях, и в различные исторические промежутки времени, предпосылки возникновения государства были примерно одинаковы. Общими предпосылками возникновения государств у большинства народов были такие, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых интересов. Государство положило начало и другим формам организации общества. Из истории развития отдельных народов известно, что наряду с государством в обществе постепенно возникали различные негосударственные объединения, которые отражали интересы определенных социальных слоев, социальных групп принимавших участие в политической жизни общества. Аристотель упоминал в своих трудах о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин.4 В современном же обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, молодежные и общественные объединения, они через свою политическую деятельность выражают и защищают политические интересы. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни общества.