Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:56, реферат
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и, прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.
Введение 3
1. Роль государства в политической системе общества. 5
2. Государство и общественные объединения:
организационно-правовые основы взаимоотношений
Заключение.
Список использованной литературы.
4.Политическая культура чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделенного сознанием. От того, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориентации) избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс. Особенно велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Состояние политического сознания, и его направленность, степень зрелости и динамика развития выражается в общественном мнении. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политическое настроение масс.
В результате взаимодействия указанных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический порядок, или политический режим. История знает демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы.
Демократический порядок признается самым прогрессивным из них, так как создает условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности. Демократический режим господствует сегодня во многих странах мира, и ему присущи следующие наиболее характерные признаки: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.
Авторитарный режим13 основан на власти какого-либо авторитета. В условиях такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хотя и сохраняется, но зачастую значительная его часть назначается, а не избирается. Он превращается в совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.
Тотальный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии. В условиях тоталитарного режима личность находится в полном подчинении у властвующей группировки.
В зависимости от этих факторов, а также господствующего политического режима, формируются разнообразные типологии политических систем. Можно выделить базовые модели:
-командную - ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;
-соревновательную - основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;
-социопримернтельную - нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов14.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний – политическая активность и пассивность. При этом критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее реализовывать свои интересы. Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов и находиться под влиянием другой социальной группы.
Как политика, так и все ее элементы, несомненно, находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов. «Этничность - это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия»15.
Все подсистемы политической сферы
связаны отношениями
Правовая концепция исходит из понимания политической системы как совокупности действующих социальных институтов и организаций, которые обретают политический характер, если в своей деятельности затрагивают проблему власти в государстве.
Социологическая концепция переносит «центр тяжести» на групповые формы политической жизни, рассматривая политическую систему как дипломатический механизм, преобразующий импульсы, подаваемые социальной средой и самой политической системой, в политические решения, формирующие политическое поведение и другие
социальные действия. Общим для них является то, что политическая система рассматривается как определенная структура, элементы которой взаимосвязаны.
В зависимости от характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые политические системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны. Сюда можно отнести страны Западной Европы.
При делении политических систем на традиционные и модернизированные, в первую очередь, основываются на специализации ролей и функций политических инструментов. Модернизированные системы имеют цели модернизации важнейших экономических и социальных учреждений. Для традиционных систем характерны устаревшие принципы организаций общества, связанные с религиозными культами и магическими ритуалами, неразвитость гражданского общества, господство олигархии, глубокое социальное расслоение.
Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главная цель консервативных политических систем - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти. Для трансформирующихся систем характерно проведение общественных преобразований. Среди последних следует различать два типа систем:
1. Реакционные системы, цель которых - вернуть общество к прежнему типу политической и экономической системы;
2. Прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру.
Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Её нормальное функционирование имеет большое значение для жизнедеятельности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.
Заключение
Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами16:
Государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими “вещественными придатками” в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти
Список использованной литературы
I.Официальные документы и нормативные акты.
1. Конституция Российской
II. Научные статьи:
III Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
1. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. – М.: Норма, 1998. – 328 с.
6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова , Н.В.Малько. М.1998 С.127
7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова, 2002. С.352.
1 Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А. С. Мордовца, В.Н.Синюкова.-М.,2005. С.441.
2 Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 83.
3 См.: Михельс Р. Необходимость организации//Диалог. 1990. №3. С. 58-59
4 Марченко М. Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества.- М.,1985. С. 38.
5 Теория государства и права. /Под ред. Проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый
юрист, 1999 С. 58
6 Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Экзамен, 2003. С. 198
7
Государственное право Российской Федерации.
Учебник //Под ред.
О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. лит., 1996. С.148
8 Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях//Журнал российского права. 2002.№1. С.11.
9См.: Кокотов А. И.О статусе общественных организаций//Правоведение 1993.№3 С.128-129
10Володина Н.В.Взаимоотношения государства и религиозных объединений.//Государство и право.1997. №3 С.72
11 Комарова С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2001. С.138
12 См.: Авцинова Г. В. Политическое лидерство// Государство и право. 1993 №5. С.138-141.
13 Авторитарный режим -лат. auctoritas — власть, влияние.
14 Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 84.
15 Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительсва)//Вопросы философии. 1995. № 2. С. 8.
16 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, Н.В. Малько.-М.,1998. С.127.