Государство в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:56, реферат

Описание работы

В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и, прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль государства в политической системе общества. 5
2. Государство и общественные объединения:
организационно-правовые основы взаимоотношений
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

для сайта.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя место государства  в политической системе общества  исходить, следует, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

  • государство играет роль в совершенствовании общества. Оно предотвратило самоуничтожение  человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его по сегодняшний день. Государство выступало и выступает, не только, как агрессор, отражающих интересы господствующих слоёв, классов общества, а как защитник, оно зачастую выражает общенародные интересы;
  • государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом, только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение  в политико-правовой категории «гражданство». Как гражданин индивид приобретает устойчивые политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и др.
  • государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Оно располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
  • государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Другими словами, в ряду факторов, обусловивших появление государства, занимает важное место социально-классовое расслоение общества. Ф.Энгельс писал о том, что в действительном мире метафизические популярные противоположности существуют лишь во время кризисов, что вес великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия.
  • государство - важный интегрирующий фактор, связывающий единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону.

Кроме того, государство призвано создавать необходимые условия  для реального обеспечения конституционных  принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.

В связи с этим государство наделяется правомочиями5:

1. Право устанавливать правовой  режим организации и деятельности  политической системы, в том  числе и регламентации собственной  деятельности государства.

2. Осуществлять регистрацию общественных  объединений, политических партий, религиозных организаций.

3. Привлекать к участию в делах  государства общественные объединения  и политические партии, органы  местного самоуправления и трудовые  коллективы.

4. Осуществлять надзор за законностью  в деятельности общественных  объединений и других компонентов политической системы.

5. Применять меры государственного  принуждения к общественным объединениям  и иным членам политической  организации общества, нарушающий  режим законности и посягающим  на права и свободы граждан,  организаций и иных лиц. Для  этого оно обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли. Значимая роль принадлежит органам внутренних дел, службе безопасности, прокуратуры, армии, которые являются ядром силовых ресурсов власти в государстве.

Такими свойствами и функциями  негосударственные организации  не обладают. Они решают локальные  по содержанию и объему задачи в  строго определенной сфере общественно-политической жизни.

При рассмотрении вопроса о месте  и роли государства как главного звена политической системы общества важное значение имеет анализ его взаимодействия с другими её элементами - политическими партиями, общественными организациями и др.

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Правоведы считают необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности.6 Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Государство отличает  от других политических институтов общества то, что ему  принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она  распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают7. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников и т.д. Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему.

Государство по отношению к политическим партиям8:

• устанавливают правовые рамки  деятельности партий и политических объединений;

• регистрируют в установленном  законом порядке;

• определяют их роль и место в политической системе;

• предъявляют требования к идеологии  и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т.п.

Политические партии в отношении  государства:

• в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления;

• в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона;

• в условиях демократии существует многопартийная система: государство стоит на принципе департизции и деполитизации должностных лиц.

Рассмотрим взаимосвязь между  государством и общественно-политическими  организацииями9:

• как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями;

• контролирует их деятельность (включая  финансовую отчетность), регистрирует в компетентных органах (Министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т. п.);

• прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы);

• деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает.

Взаимоотношения между государством и церковью10:

• они были всегда важными, остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь нс выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы,

• светское государство, не вмешиваясь во внутрицерковные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с церковью по ряду направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать религию устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и морали:

• в клерикальном (от лат. clericalis — церковный) государстве церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государственными институтами, в теократическом (theos — бог, kratos — власть) государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) соединяет функции верховного священнослужителя.

Взаимоотношения между государством, объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т. п. регламентируются современным законодательством достаточно легально, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства.

Особенности взаимодействия государства с общественными движениями объясняются во многом спонтанными действиями, плохой управляемостью массовых протестных акций (иногда на грани закона) по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, уcтранение ядерной опасности, сохранение культурною наследия, бесплатное высшее образование, борьбу со СПИДом, против глобализации и т.п.11

Совместная деятельность государства  и органов местною самоуправления проявляется в соотношении государства с местным управлением — управленческими структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах.

Обеспечивая свободу информации, государство создает законодательные  возможности  для  деятельности средств массовой информации (коммуникации), которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демократического процесса, и средством манипулирования общественным сознанием.

 

 

2. Государство и общественные объединения: организационно-правовые основы взаимоотношений.

Для определения структуры политической системы необходимо найти критерии отбора её элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, её социальное назначение, основную сферу деятельности, характер её основных задач и функций, особенности их реализации и деятельности и т. п.

По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящие из нескольких подсистем (Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, К.С Гаджиев, А.И. Демидов). Как правило, указываются четыре главные  группы элементов (компонентов): политические отношения, политические организации, политические нормы, политические взгляды, идеи, теории, политическая культура.

1. Политические отношения  - это отношения людей по поводу государственной власти, устройства и управления обществом. Это отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда извечная социальная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает удовлетворяться при активном участии такого специфического социального института, как государство.

Очевидно, что политические отношения  формируются при участии сознания людей. Однако, складываясь подобным образом, политические отношения реальны, так как существуют не в головах  людей, а выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными  группами, государствами, партиями. Иначе говоря, сфера политических отношений выходит далеко за рамки духовной жизни.

2. Политическая организация - совокупность институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общественными процессами. Она включает в себя: государство (основной институт политической системы); политическая партии: массовые общественные движения, организации и инициативы граждан и т.д.

Среди негосударственных организаций  главнейшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии12. В течение длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса либо слоя, выражающая и защищающая его интересы. По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. С середины двадцатого века, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым (буржуазным, мелкобуржуазным, крестьянским, рабочим и др.) партиям стали приходить общенародные партии.

Консервативные и либеральные  партии выступают чаще всего за ограничение  вмешательства государства в  экономическую сферу. Существуют партии классического типа. Они имеют разветвленный партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, в Великобритании и других странах, выражающие преимущественно интересы рабочих.

Важнейшая составляющая политической деятельности - политическое руководство. Оно в самой общей форме может быть сведено к трем компонентам:

  • выработке обоснованию наиболее принципиальных целей и задач (перспективных и текущих), которые ставят перед собой общество, класс, социальная группа, а от их имени и в их интересах - политические партии или движения:
  • определению методов, форм, средств политической деятельности, с помощью которых можно было бы наиболее эффективно реализовать поставленные задачи и которые наилучшим образом отвечают конкретно сложившихся ситуации и соответствуют идеологии данной политической партии или движения;  подбору и расстановке кадров, способных успешно выполнить яти задачи, их обучению, выдвижению единомышленников и сторонников в законодательные и исполнительные органы власти, организаций выборных компаний.

3.Политические и правовые  нормы - это нормы конституции, законы, уставные нормы политических и общественных организаций и т.п., выступающие регулятором политических отношений и закрепляющие принципы деятельности их субъектов.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление, определенные социальные интересы и политические устрои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснования общества, социальных групп, отдельных индивидов своей цели, обоснования принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

Информация о работе Государство в политической системе