Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:56, реферат
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и, прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.
Введение 3
1. Роль государства в политической системе общества. 5
2. Государство и общественные объединения:
организационно-правовые основы взаимоотношений
Заключение.
Список использованной литературы.
Характеризуя место
Кроме того, государство призвано
создавать необходимые условия
для реального обеспечения
В связи с этим государство наделяется правомочиями5:
1. Право устанавливать правовой
режим организации и
2. Осуществлять регистрацию
3. Привлекать к участию в делах
государства общественные
4. Осуществлять надзор за
5. Применять меры
Такими свойствами и функциями негосударственные организации не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как главного звена политической системы общества важное значение имеет анализ его взаимодействия с другими её элементами - политическими партиями, общественными организациями и др.
Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Правоведы считают необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности.6 Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.
Государство отличает от других политических институтов общества то, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают7. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников и т.д. Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему.
Государство по отношению к политическим партиям8:
• устанавливают правовые рамки деятельности партий и политических объединений;
• регистрируют в установленном законом порядке;
• определяют их роль и место в политической системе;
• предъявляют требования к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т.п.
Политические партии в отношении государства:
• в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления;
• в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона;
• в условиях демократии существует многопартийная система: государство стоит на принципе департизции и деполитизации должностных лиц.
Рассмотрим взаимосвязь между государством и общественно-политическими организацииями9:
• как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями;
• контролирует их деятельность (включая финансовую отчетность), регистрирует в компетентных органах (Министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т. п.);
• прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы);
• деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает.
Взаимоотношения между государством и церковью10:
• они были всегда важными, остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь нс выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы,
• светское государство, не вмешиваясь во внутрицерковные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с церковью по ряду направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать религию устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и морали:
• в клерикальном (от лат. clericalis — церковный) государстве церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государственными институтами, в теократическом (theos — бог, kratos — власть) государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) соединяет функции верховного священнослужителя.
Взаимоотношения между государством, объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т. п. регламентируются современным законодательством достаточно легально, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства.
Особенности взаимодействия государства с общественными движениями объясняются во многом спонтанными действиями, плохой управляемостью массовых протестных акций (иногда на грани закона) по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, уcтранение ядерной опасности, сохранение культурною наследия, бесплатное высшее образование, борьбу со СПИДом, против глобализации и т.п.11
Совместная деятельность государства и органов местною самоуправления проявляется в соотношении государства с местным управлением — управленческими структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах.
Обеспечивая свободу информации, государство создает законодательные возможности для деятельности средств массовой информации (коммуникации), которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демократического процесса, и средством манипулирования общественным сознанием.
2. Государство и общественные объединения: организационно-правовые основы взаимоотношений.
Для определения структуры
По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящие из нескольких подсистем (Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, К.С Гаджиев, А.И. Демидов). Как правило, указываются четыре главные группы элементов (компонентов): политические отношения, политические организации, политические нормы, политические взгляды, идеи, теории, политическая культура.
1. Политические отношения - это отношения людей по поводу государственной власти, устройства и управления обществом. Это отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда извечная социальная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает удовлетворяться при активном участии такого специфического социального института, как государство.
Очевидно, что политические отношения
формируются при участии
2. Политическая организация - совокупность институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общественными процессами. Она включает в себя: государство (основной институт политической системы); политическая партии: массовые общественные движения, организации и инициативы граждан и т.д.
Среди негосударственных организаций главнейшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии12. В течение длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса либо слоя, выражающая и защищающая его интересы. По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. С середины двадцатого века, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым (буржуазным, мелкобуржуазным, крестьянским, рабочим и др.) партиям стали приходить общенародные партии.
Консервативные и либеральные партии выступают чаще всего за ограничение вмешательства государства в экономическую сферу. Существуют партии классического типа. Они имеют разветвленный партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, в Великобритании и других странах, выражающие преимущественно интересы рабочих.
Важнейшая составляющая политической деятельности - политическое руководство. Оно в самой общей форме может быть сведено к трем компонентам:
3.Политические и правовые нормы - это нормы конституции, законы, уставные нормы политических и общественных организаций и т.п., выступающие регулятором политических отношений и закрепляющие принципы деятельности их субъектов.
Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление, определенные социальные интересы и политические устрои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснования общества, социальных групп, отдельных индивидов своей цели, обоснования принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.