Гражданское авиастроение и рынок гражданской авиации в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 07:04, автореферат

Описание работы

Целью данной работы является освещение и анализ отрасли гражданского авиастроения и рынка гражданской авиации в Китае. Цель определила следующие задачи работы:
Обзор истории развития гражданского авиастроения и нынешнее состояние этой отрасли в мировом масштабе.
Обзор развития гражданского авиастроения в Китае.
Рассмотрение перспектив сотрудничества России и Китая в данной сфере.

Файлы: 1 файл

Развитие гражданского авиастроения в Китае.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Ближнемагистральный турбореактивный  лайнер ARJ21 «Летящий феникс» проходит испытания с ноября 2008 г. Самолет был разработан корпорацией AVIC I, главным образом, для удовлетворения внутренних потребностей Китая в региональном авиалайнере на 75-100 пассажиров. Работы над самолетом начались в 2000 году, при проектировании был учтен опыт лицензионного производства западных пассажирских самолетов. Самолет проектировался в расчете на производство с использованием имеющихся технологических разработок, в частности, технологий для выпуска самолета «Макдонел Дуглас MD-90». Поэтому фюзеляж самолета ARJ21 очень похож на фюзеляж американского авиалайнера. Крыло разработано совместно с ОКБ им. О. К. Антонова (Украина). Все основные высокотехнологичные системы и узлы самолета были разработаны североамериканскими компаниями. Самолеты серии ARJ21 рассчитаны на перевозку от 70 до 110 пассажиров в зависимости от модификации. Они способны без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 тысячи до 3,7 тысячи километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах55. По состоянию на октябрь 2010 г. было зарегистрировано 257 заказов на ARJ21, большая часть из которых – от местных авиакомпаний56. Самолет является конкурентом российского авиалайнера «Сухой Суперджет 100».

В 2009 г. стартовал проект Коммерческой авиастроительной корпорации Китая («Комак») по разработке узкофюзеляжного самолета С919, рассчитанного на 130–170 пассажиров, который призван стать конкурентом «Боинг-737» и «Эрбас А320». КНР подписала ряд соглашений с крупными западными компаниями - производителями оборудования: «Дженерал электрик» поставляет для китайских самолетов электронику, «Паркер Ханнифин» - гидравлические системы, а «Ханивел» - другие вспомогательные устройства57. Запуск производства запланирован на 2014 г., а начало продаж – на 2020 г. Предполагается производить 150 самолетов в год, что обеспечит треть внутренних потребностей страны, или 10% мирового рынка58.

Эксперты утверждают, что по своим техническим характеристикам китайский авиалайнер C919 не будет уступать лучшим западным образцам. Однако в то же время отмечается сдержанный настрой по отношению к С919 китайских авиакомпаний, по мнению которых данный проект связан с существенными рисками. По имеющимся сведениям, проект активно поддерживается правительством Китая, а работа китайских инженеров, участвующих в нем, оплачивается в двойном размере59.

По мысли китайских  стратегов, создание собственного лайнера  позволит им снизить зависимость  КНР от Вашингтона, ведь на данный момент продукция коммерческого авиастроения является самой крупной статьей американского экспорта в Поднебесную. Причем китайцы рассчитывают не только отвоевать у западных стран свой внутренний рынок, который, по оценкам специалистов, через несколько лет станет крупнейшим в мире, но и продвинуть C919 на рынках других восточноазиатских стран60.

Вертолетная промышленность гражданского назначения в Китае  полностью зависит от сотрудничества с Западом, прежде всего с компаниями «Сикорский Эйркрафт», «Еврокоптер», «АгустаВестлэнд» и «Тербомека». Производственные возможности Китая в области вертолетостроения остаются ограниченными. Эксперты корпорации «РЭНД» отмечают, что даже после масштабной реструктуризации и модернизации китайская компания «Чэйндж Эйркрафт» способна ежегодно выпускать максимум до 30 легких, 10 средних и 15 тяжелых вертолетов61.

AC313 - новейший гражданский  вертолет, созданный на базе военных  вертолетов Z-8, модифицированных аналогов  французской машины Сюд-Авиасьон «SA.321 Супер Фрелон». По утверждению компании-производителя, это воздушно-транспортное средство является самым крупным среди аналогов не только на родине, но и во всей Азии. Ранее многоцелевые вертолеты такого класса производились только в США, Европе и России. Рекордсменом по грузоподъемности является отечественный Ми-26, способный поднимать груз до 20 тонн и до 82 пассажиров.  Китайский AC313 может перевозить 27 пассажиров или в общей сложности до 13,8 тонн груза. Расчетная высота работы достигает 4,5 тысяч метров, однако ранее во время испытаний AC313 поднимался на высоту до восьми с половиной километров62. Тестовые полеты производились дважды - в 2010 и 2011 годах.

Специалисты прогнозируют быстрое развитие в Китае новой  экономической сферы, пока находящейся  в зачаточном состоянии, - частного предпринимательства в сфере авиаперевозок. Ожидается, что новый вертолет AC313 как раз будет пользоваться популярностью у владельцев подобного бизнеса. К тому же растущий спрос на гражданские перевозки должен подтолкнуть правительство к смягчению режима контроля за гражданской авиацией и создания более благоприятных условий для развития этой сферы.

Об уровне интеграции китайского авиастроения в мировую  авиационную индустрию в некоторой  степени свидетельствуют показатели импорта и экспорта аэрокосмической промышленности в товарообороте между США и Китаем. В 2009 г. импорт китайской аэрокосмической продукции находился на уровне $421 млн. долларов, или в пределах 1% от совокупного американского импорта в этой отрасли. Для сравнения: Китай в 2009 г. импортировал из США товары на сумму $5,314 млрд. долларов, что составляет 6,5% от совокупного экспорта аэрокосмической продукции США63. Данные показатели не означают, что Китай в большей степени зависит от США в сфере аэронавтики, чем США от Китая, поскольку китайцы зачастую участвуют в производственных цепочках американских компаний, затем приобретая уже готовую продукцию, включая авиалайнеры. Компания «Боинг» в той или иной мере зависит от китайских субподрядчиков, осуществляющих поставки комплектующих для американских генеральных подрядчиков. Например, китайские компании поставляют компоненты топливной системы самолетов серии 777 для корпорации «Итон», компоненты турбореактивных двигателей для «Дженерал Электрик», комплектующие систем авионики и систем кабины управления для «Ханивел».

Подводя итог, можно сказать  что в ближайшее десятилетие  соотношение предложение и спроса на воздушные суда гражданской авиации в Китае вполне может привести к росту флота до 6000–12000 единиц, а возможно и больше. Но точный прогноз сегодня сделать сложно, поскольку он во многом зависит от такого фактора как, например, менталитет, который сложно оценить количественно.

Таким образом, Китай продолжает удивлять мир успехами в самых различных областях экономики, и прорыв в области гражданского авиастроения является одним из самых впечатляющих достижений, учитывая, что до недавнего времени авиация общего назначения была на обочине прогресса.

 

 

Глава 3. Перспективы сотрудничества Китая и России в сфере гражданской  авиации

 

3.1 Анализ экспортных и импортных возможностей российского рынка гражданской авиации

В бывшем Советском Союзе  авиационной промышленности отводилась ключевая роль в поддержании обороноспособности страны, развитии транспорта, в наращивании  машинно-технического экспорта. Продукция отрасли олицетворяла научно-технический прогресс. В гражданском секторе самолетостроения было налажено крупносерийное производство: в год выпускалось более 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов64. Эта авиатехника не только обеспечивала потребности гражданской авиации страны, но и экспортировалась во многие страны мира.

После 1993 г. российские авиакомпании с целью минимизировать свои расходы  стали использовать два механизма пополнения своего парка, которые никак не были связаны с производством новой отечественной техники. Во-первых, это лизинг самолетов зарубежного производства, которые к тому же в большинстве своем были подержанными. Во-вторых, это реэкспорт подержанной авиационной техники советского производства. В то же время резко сократилось число зарубежных стран, эксплуатирующих российскую авиатехнику. Как следствие, их переход на использование воздушных судов западного производства привел к массовому реэкспорту в Россию отечественных самолетов, произведенных и поставленных еще во время существования СССР. С 2000 по 2012 год число зарубежных самолётов в России увеличилось почти в 15 раз до 616 единиц в 2011 году, что составило 41,4% российского авиапарка. Доля иностранных машин на магистральных авиалиниях составила 76%, на региональных - более 30%. К 2013 году «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия» и «Сибирь» (S7 Airlines) практически перестали использовать и планировать для закупки российские самолёты, из-за неконкурентоспособности последних по экономическим и лётным характеристикам65.

Сегодня, как и в  советские годы, российские гражданские  транспортные самолеты разрабатывают  и производят авиастроительные комплексы  «Ильюшин» (самолеты Ил-96-300, Ту-204, и  Ан-148 на Воронежском заводе и Ульяновском  заводе «Авиастар»), «Туполев» (самолеты Ту-204, Ту-214 и Ту-334 на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова), «Яковлев» (самолеты Як-40 и Як-42 на Смоленском заводе). В последнее время и сугубо военные авиастроительные комплексы (такие как «Сухой», «Иркут») стремятся стать производителями гражданских самолетов. Так, ОАО «Иркут» развернуло работы по проектированию и подготовке к серийному выпуску пассажирских самолетов нового поколения МС-21, а «Сухой» старается наладить серийное производство регионального самолета Сухой Суперджет 100.

На данный момент на российском рынке представлены следующие выпускаемые  и проектируемые самолеты.

Ту-204 – это российский среднемагистральный пассажирский самолёт. Он был разработан в конце 1980 – начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Он производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). На Ту-204 применены электродистанционная система управления, электронно-цифровая система управления двигателями с полной ответственностью (FADEC), суперкритические профили крыла, блоки оборудования с цифровыми вычислителями и другие новшества, не использовавшиеся на самолётах предыдущих поколений66. На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/214 входят пассажирские, грузовые, специальные и VIP-модификации. На различные варианты Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним. Самолёты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и эмиссии вредных веществ67. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полетам в страны ЕС, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки68.

«Сухой Суперджет 100» - это российский ближнемагистральный  пассажирский самолёт, разработанный  компанией «Гражданские самолёты Сухого»  при участии ряда иностранных  компаний, являющимися поставщиками систем и комплектующих. Консультант  проекта - лидер мирового самолетостроения «Боинг». «Сухой Суперджет 100» примечателен тем, что является первым самолетом, разработанным в России после распада СССР и первым российским пассажирским самолетом, разработанным с использованием цифровых безбумажных технологий. Самолет предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 км и до 4500 км и представлен двумя самолетами пассажировместимостью 75 и 95 кресел. Первые серийные Суперджет-100 поступили в авиакомпании весной 2011 г69.

На «Сухой Суперджет 100»  установлена электродистанционная система управления полетом, уборкой/выпуском шасси и тормозной системой. Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью  отказаться от механического резервирования. Управление горизонтальным стабилизатором также осуществляется электродистанционно. На «Сухой Суперджет 100» впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом взлетно-посадочной полосы на случай ошибки летчика при взлете. Бортовая система технического обслуживания способна обнаруживать отказ вплоть до конструктивного блока во всех основных самолетных системах70. Число заключённых твёрдых заказов на «Сухой Суперджет 100» по состоянию на июль 2010 года составляет 161 самолёт71.

Иркут МС-21 - российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта, который должен к 2020 году прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204 на российском рынке пассажирских самолётов и выйти на международный рынок, где доминируют «Эрбас A320» и «Боинг 737». Ожидается, что основную конкуренцию самолету Иркут МС-21 составит проект китайского самолёта «Комак C919»72. Программа семейства самолётов МС-21 разрабатывается совместно с ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут». Конструкция МС-21 призвана обеспечить более высокую экономическую эффективность за счет широкого применения современных технологий: композиционных материалов и перспективных металлических сплавов, бортовых систем и двигателей нового поколения. Семейство самолетов МС-21 будет состоять из трех моделей с разной длиной фюзеляжа: МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров, МС-21-300 (181 пассажир) и МС-21-400 (212 пассажиров). Каждая из этих моделей также будет иметь варианты с увеличенной дальностью полета. Планируется, что первый полет самолет МС-21 совершит в 2014 г., коммерческая эксплуатация начнется в 2016 г73.

Ан-124 «Руслан» - тяжёлый  дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Этот самолёт  создавался в первую очередь для  воздушной транспортировки мобильных  пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных. Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, оснащён авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич». Имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел. Общий объём грузовой кабины составляет 1050 м³. Многостоечное шасси, снабжённое 24 колёсами, позволяет использовать самолёт с грунтовых взлётно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ74. В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко - Путин принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Объявлено, что компания «Волга-Днепр» планирует до 2030 года приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-15075. Поставка двух первых машин планировалась на 2013 год. Среди возможных заказчиков называли Объединённые Арабские Эмираты и Кувейт76.

Информация о работе Гражданское авиастроение и рынок гражданской авиации в КНР