ООН и деколонизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Больше 80 наций, народы которых были прежде подчинены колониальному правилу, присоединились к Организации Объединенных Наций как суверенные (независимые) государства, начиная с образования всемирной организации в 1945. Также, многие территории смогли вести самостоятельную политику с другими государствами. ООН играла роль посредника в историческом событии, содействуя стремлениям зависимых народов и создавая предпосылки для того, чтоб ускорить их достижение независимости. ООН содействовала получению независимости Тоголэнду (1956 и 1968), Западным Островам Самоа (1961) и совсем недавно Намибии.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава I. Начало деятельности ООН по вопросу деколонизации . . . . . . . 3
1. Московская конференция 1943 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Начало международного обсуждения колониальных проблем .5
Глава II. Устав ООН о праве народов на самоопределение . . . . . . . . . . . .7
1. Работы Комитета II — 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Предложения пяти великих держав по вопросу о международной опеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Работы Комитета II—4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3. Работы II Комиссии по вопросу об опеке и несамоуправляющихся территориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Глава XI Устава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (глава XI Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава III. Декларация 1960 г. и ее реализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1. Декларация о Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Западная Пустыня Сахара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Намибия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. Восточный Тимор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава IV. Подопечные территории и деятельность Совета по опеке . .20
1. Международная система опеки (глава XII Устава) . . . . . . . . . . . 20
2. Совет по опеке (глав XIII Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ООН и деколонизация.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Что касается территорий под опекой, не имеющих стратегического значения, то, по ст. 85 Устава, функции Организации Объединенных Наций в отношении соглашений по опеке для этих территорий, «включая утверждение условий соглашений об опеке и их изменений или поправок к ним, осуществляются Генеральной Ассамблеей» (п. 1). «Совет по опеке, действующий под руководством Генеральной Ассамблеи, помогает Генеральной Ассамблее в выполнении этих функций» (п.2).

 

2. Совет по опеке  (глав XIII Устава).

Статус: Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности. 

При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов ООН, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Совет по Опеке состоит  из пяти постоянных членов Совета Безопасности— Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. 

Цели системы опеки  были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или  независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. 

В соответствии с Уставом  Совет по Опеке уполномочен рассматривать  и обсуждать отчеты управляющей  власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Теперь необходимо рассмотреть все установочные пункты главы XIII Устава более подробно.

Глава XIII Устава (ст.ст. 86—91) определяет состав функции и полномочия, порядок голосования и процедуру  Совета по опеке.

По ст. 86 Устава «Совет по опеке состоит из следующих  членов Организации Объединенных Наций:

a) тех членов Организаци, которые управляют территориями под опекой;

b) тех членов Организации,  поименованных в ст. 23 [т. е.  Китая, Франции, СССР, Великобритании  и США], которые не управляют  территориями под опекой;

c) такого числа других  членов Организации, избранных  Генеральной Ассамблеей на трехгодичный  срок, какое может оказаться необходимым  для обеспечения того, чтобы общее  число членов Совета но опеке  распределялось поровну между  членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой» (п. 1).

«Каждый член Совета по опеке  назначит одно особо квалифицированное лицо19, которое будет его представителем в Совете по опеке» (п. 2)

Как видно из текста ст. 86, состав Совета по опеке мог работать лишь после того, как будут подписаны соглашения об опеке для тех или иных территорий. До этого момента не могут быть определены ни государства, указанные в пункте, ни государства, указанные в пункте «b» ст. 86.

В связи с этим, не могло  быть избрано Генеральной Ассамблеей и необходимое число тех членов Организации, участие которых в Совете по опеке уравняет число членов Организации, управляющих и не управляющих территориями под опекой.

Это обстоятельство вызвало  ряд предложений, выдвинутых как  во время заседаний Исполнительного комитета Подготовительной комиссии, так и в самой Комиссии Организации Объединенных Нации, с целью ускорить или облегчить образование Совета.

По поводу состава  Совета по опеке нельзя не заметить, что деление его поровну —  на управляющих и не управляющих членов — представляется весьма выгодным для «управляющих» государств, которые не могут быть обделены, если они будут «солидарно» защищать свои колониальные интересы. С другой стороны, число избираемых Ассамблеей членов — меньше половины.

Функции и полномочия Совета по опеке определяются в ст.ст. 87 и 88 Устава. Совет (и Генеральная  Ассамблея, под руководством которой  он находится) уполномочивается при  выполнении своих функций:

«а) рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью;

b) принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью;

c) устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки, и

Ст. 88 уточняет, что «Совет по опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные Доклады на основе этой анкеты».

Обе эти статьи, как  видно из их содержания, не имеют  в виду тех территорий под опекой, которые находятся в ведении  Совета Безопасности.

Тогда как п. «b» ст. 87 не дает нового (учитывая пакт Лиги наций в отношении мандатных территорий), пункт той же статьи содержит совершенно новое постановление, занесенное советской инициативе и усиливающее контроль СОЕ по опеке над действиями управляющей державы.

Порядок голосования  в Совете по опеке определяется ст. 89. которая, как и аналогичная ей ст. 67 (в отношении Экономического и Социального Совета), указывает, что решения «принимаются большинством голосов присутствуют и участвующих в голосовании членов Совета».

Ст. 90, говоря о процедуре  Совета по опеке, воспроизводит аналогичную ст. 72 (об Экономическом и Социальном Совете), а ст. 91 указывает, что «Совет по опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно интересованы».

Надо подчеркнуть, что  Совет по опеке — один из главных  органов Организации Объединенных Наций — новый орган, серьезно отличающийся от Комиссии по мандатам, которая имелась при Лиге наций. Эта Комиссия состояла из экспертов, тогда как в Совет по опеке входят ответственные представители государств—членов Организации. Однако в этом органе колониальные державы сохранили свои позиции, что серьезно затруднило его деятельность в том виде, как предусмотрена Уставом.

 

ГЛАВА ХI Устава ООН.

ДЕКЛАРАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ  НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИХСЯ 
ТЕРРИТОРИЙ.

Статья 73

Члены Организации Объединенных Наций, которые несут или принимают  на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными, и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом, и с этой целью:

а) Обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре указанных  народов, их политический, экономический  и социальный прогресс, прогресс в  области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений; 

b) Развивать самоуправление, учитывать должным образом политические  стремления этих народов и  помогать им в прогрессивном  развитии их свободных политических  институтов в соответствии со  специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории  и ее народам, и с их разными ступенями развития; 

с) Укреплять международный  мир и безопасность; 

d) Способствовать развитию  созидательных мероприятий, поощрять  исследования и сотрудничать  друг с другом и, где и  когда это уместно, со специализированными  международными организациями ради практического достижения изложенных в настоящей статье социальных, экономических и научных целей, и 

e) Передавать регулярно  Генеральному Секретарю для информации  и с таким ограничением, какое  может потребоваться по соображениям безопасности и конституционного порядка, статистическую и другую информацию специального характера, относящуюся к экономическим и социальным условиям, а также условиям образования на территориях, за которые они соответственно несут ответственность, кроме тех территорий, на которые распространяется действие Глав XII и XIII.

Статья 74

Члены Организации также  соглашаются, что их политика в отношении  территорий, на которые распространяется действие настоящей Главы, должна быть основана не менее, чем в отношении их метрополий, на общем принципе добрососедства, с надлежащим учетом интересов и благополучия остального мира в делах социальных, экономических и торговли.

.

.

.

.

ГЛАВА ХII Устава ООН.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА  ОПЕКИ.

Статья 75

Организация Объединенных Наций создает под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Эти территории именуются далее «территории под опекой».

Статья 76

Основные задачи системы  опеки, в соответствии с Целями Организации  Объединенных Наций, изложенными в  статье 1 настоящего Устава, состоят  в том, чтобы:

а) Укреплять международный  мир и безопасность; 

b) Способствовать политическому,  экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов, и как это может быть предусмотрено условиями каждого соглашения об опеке; 

c) Поощрять уважение  прав человека и основных свобод  для всех, без различия расы, пола, языка, религии, и поощрять признание взаимозависимости народов мира; 

d) Обеспечивать равное  отношение к Членам Организации  и их гражданам в области  социальной, экономической и торговой, а также равное отношение к  ним в отправлении правосудия  без ущерба для достижения  вышеизложенных задач и при условии соблюдения положений статьи 80.

Статья 77

1. Система опеки распространяется  на такие территории из нижеперечисленных  категорий, которые могут быть  включены в нее соглашениями  об опеке:

a) Территории, ныне находящиеся  под мандатом; 

b) Территории, которые  могут быть отторгнуты от вражеских  государств в результате второй  мировой войны, и 

с) Территории, добровольно  включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

2. Вопрос о том, какие  из территорий вышеперечисленных категорий должны быть включены в систему опеки и на каких условиях, будет предметом последующего соглашения.

 

Статья 78

Система опеки не распространяется на страны, ставшие Членами Организации, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства.

Статья 79

Условия опеки для  каждой территории, подлежащей включению  в систему опеки, в том числе  все изменения и поправки, определяются соглашениями непосредственно заинтересованных государств, включая страны-мандатарии, в том случае, если территории находятся под мандатом одного из Членов Организации, и утверждаются, как предусмотрено в статьях 83 и 85.

Статья 80

1. За исключением случаев,  которые могут быть согласованы  в индивидуальных соглашениях  об опеке, заключенных согласно статьям 77, 79 и 81, включающих каждую территорию в систему опеки, и впредь до заключения таких соглашений, ничто в настоящей Главе не должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни было прав любых государств или любых народов или условий существующих международных соглашений, участниками которых могут быть соответственно Члены Организации. 

2. Пункт 1 настоящей  статьи не должен толковаться  как дающий основания для задержки  или отсрочки переговоров и  заключения соглашений о включении подмандатных и других территорий в систему опеки, как это предусмотрено в статье 77.

Статья 81

Соглашение об опеке  в каждом случае должно включать условия, на которых будет управляться  территория под опекой, а также  определять власть, которая будет осуществлять управление территорией под опекой. Такая власть, называемая далее управляющей властью, может представлять собою одно или более государств или Организацию Объединенных Наций, как таковую.

Информация о работе ООН и деколонизация