Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:15, реферат
Больше 80 наций, народы которых были прежде подчинены колониальному правилу, присоединились к Организации Объединенных Наций как суверенные (независимые) государства, начиная с образования всемирной организации в 1945. Также, многие территории смогли вести самостоятельную политику с другими государствами. ООН играла роль посредника в историческом событии, содействуя стремлениям зависимых народов и создавая предпосылки для того, чтоб ускорить их достижение независимости. ООН содействовала получению независимости Тоголэнду (1956 и 1968), Западным Островам Самоа (1961) и совсем недавно Намибии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава I. Начало деятельности ООН по вопросу деколонизации . . . . . . . 3
1. Московская конференция 1943 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Начало международного обсуждения колониальных проблем .5
Глава II. Устав ООН о праве народов на самоопределение . . . . . . . . . . . .7
1. Работы Комитета II — 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Предложения пяти великих держав по вопросу о международной опеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Работы Комитета II—4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3. Работы II Комиссии по вопросу об опеке и несамоуправляющихся территориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Глава XI Устава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (глава XI Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава III. Декларация 1960 г. и ее реализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1. Декларация о Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Западная Пустыня Сахара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Намибия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. Восточный Тимор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава IV. Подопечные территории и деятельность Совета по опеке . .20
1. Международная система опеки (глава XII Устава) . . . . . . . . . . . 20
2. Совет по опеке (глав XIII Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18. Во французском тексте—снова
«population», в испанском—«
19. Подобная характеристика
не применяется Уставом к
20. Basic facts about the UN, New York’98
21. Basic facts about the UN, New York’98
22. «Хаос и насилие против сторонников» / Независимая газета №165, 1999.
«Тимор и его коммандос» / За рубежом №35, 1999.
23. «Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на 15-й сессии. Том 1. 20 сентября – 20 декабря 1960 г.» ООН. Нью-Йорк, 1961, с.74-75.
1. Basic facts about the United Nations. UN - New York, 1998
40
1 «Документы внешней политики СССР». Том X, М.’65, №113.
2 Передовая статья
журнала «Война и рабочий
3 В советской литературе
см.: Е- Коровяк, Международная
опека и международная
4 Срок, установленный
для подачи поправок, не распространился
на предложения по
5 Такие ограничения имели место и в других комитетах. В период заседаний КомитетаII—4 шло обсуждение системы опеки в «большой четверке» (или пятерке). Материалы этих заседаний не публиковались.
6 Франция сделала формальную оговорку к главам XI—Х111 Устава, ссылаясь на необходимость оградить право «внутренней компетенции», принадлежащее французской колониальной администрации.
7 Один из пяти официальных
текстов—французский—говорит
8 Например, защита туземной
земельной собственности,
9 Здесь умышленно не упоминается о «независимости».
10 В английском тексте «bodies», а не «agencies». Таким образом, терминология ст. 73 не согласована со ст. 57 и, по-видимому, охватывает более широкий круг учреждений.
11 В ноябре 1"947 года,
по решению второй сессии
12 Пункт «а» ст. 76 дословно воспроизводит п. «с» ст. 73.
13 «Правда», 9 мая 1945 г.
14 Речь шла о находившиеся: 1) под мандатом Великобритания— Трансиордании (в январе 1946 г. она была объявлена независимой), Палестине (мандат А), Тоголанде. Камеруне, Танганьике (мандат В); 2} под мандатом Франции — Юголанде и Камеруне (мандат В); 3) под мандатом Бельгии—Руанда-Урундн (мандат и). 4) под мандатом Южно-Африканского Союза—Юго-Западной Африке (мандат С); 5) под мандатом Австралии—Новой Гвинее н Науру (мандат С); 6) под мандатом Новой Зеландии—Западном Самоа (мандат С); 7) под мандатом Японии — Мариинских, Каролинских и Маршалловых островах (мандат С).
15 По тексту ст. 79 мандатарием может явиться и не член Организации Объединенных Наций. Как известно, все государства, получившие мандат от Лиги нации, вошли в состав Организации Объединенных Наций. Япония лишена своих бывших мандатных территорий. Если бы мандатарий перестал быть членом Организации, вопрос подлежал бы разрешению в каждом отдельном случае.
16 Русский текст опускает слова «in or of itself». Во французском тексте другой вариант.
17 В 1919 году Международный Суд ООН дал консультативное заключение по этой части Устава. См. С. Б. Крылов, Международный Суд ООН, стр. 66 и след.
18 Во французском тексте—снова
«population», в испанском—«
19 Подобная характеристика
не применяется Уставом к
20 Basic facts about the UN, New York’98
21 Basic facts about the UN, New York’98
22 «Хаос и насилие против сторонников», Независимая газета №165, 1999.
23 «Резолюции, принятые
Генеральной Ассамблеей на
24 «Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на тридцать второй сессии. 20 сентября— 21 декабря 1977 года». ООН. Нью-Йорк, 1978, с.22-23; c.145.
на Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, явившаяся самой значительной акцией ООН в борьбе с колониализмом [см. резолюцию 1514 (XV)]. Безотлагательно предоставить всем колониальным странам, подопечным и другим несамоуправляющимся территориям политическую независимость, ликвидировать колониальный режим и его администрацию во всех видах, ликвидировать все опорные пункты колониализма в виде владений и арендованных районов на чужих территориях, включая военные базы, строго соблюдать в отношениях между государствами положения Устава ООН о равенстве и уважении суверенных прав н территориальной целостности всех без исключения государств—таковы были требования, с которыми выступило Советское правительство. Советский проект Декларации содержал конкретную программу ликвидации колониализма, которая получила одобрение подавляющего большинства стран. Только девять государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Португалия, Испания, ЮАР, Австралия и Доминиканская Республика) при голосовании Декларации воздержались, проявив в этой форме свою солидарность колонизаторов и реакционных режимов. Принятие Декларации способствовало укреплению международной политиче-•ской и правовой базы национально-освободительного движения. Вместе с тем она явилась недвусмысленным подтверждением Генеральной Ассамблеей права народов, находившихся иод колониальным господством, в полной мере пользоваться правами, зафиксированными в Уставе, и ее решимости раз и навсегда покончить с колониализмом, расизмом и апартхейдом-
Через три года, па XVIII сессии Генеральной Ассамблеи, в развитие положений Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам была принята Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Ассамблея учредила Специальный комитет ООН по деколонизации (Комитет 24-х), который внес определенный вклад в дело освобождения народов от колониализма. По предложению Комитета 24-х Ассамблея не раз обращала внимание Совета Безопасности на ситуации, чреватые угрозой международному миру и безопасности. В результате ее рекомендаций Совет Безопасности, например, расширил санкции против Южной Родезии в 1966 г., а также принял решение, осуждающее ЮАР за то, что она продолжала незаконно управлять бывшей подмандатной территорией— Юго-Занадиой Африкой (Намибией).
За 20 лет со времени принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам около 100 млн. людей были освобождены от колониального ига, а это, в свою очередь, привело к дальнейшему увеличению числа чле-нчв ООН. Однако работа ООН по деколонизации далеко не завершена, Как известно, Генеральная Ассамблея еще в октябре 1966 г. аннулировала мандат ЮАР на управление Намибией
50
Мы остановились на деятельности ООН
по мирному урегулированию ближневосточного
кризиса и проблемы Кипра как наиболее
характерных и вместе с тем сложных проблемах.
Разумеется, ими не исчерпывается деятельность
ООН в области укрепления мира и безопасности.
Следует сказать, что многие решения ООН
по вопросам борьбы с колониализмом, расизмом
и апартхейдом явились существенным вкладом
в борьбу за мир и международную безопасность,
поскольку колониализм, расизм и апартхейд
представляют собой серьезную угрозу
международному миру и безопасности народов.
Следует подчеркнуть, что именно благодаря Советскому Союзу 001-1 стала ареной борьбы прочив колониализма, расизма и апартхейда. Эту борьбу Советское государство ведет с первых дней своего существования. Можно напомнить в этой связи, что буквально через несколько недель после победы Октября было опубликовано обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Оно, по сути дела. было адресовано всем народам Азии и Африки и содержало призыв сбросить иго колониализма и напомнило народам об их неотъемлемом праве ре-щать самим свою судьбу. Можно напомнить и о том, что на Международной экономической конференции в Женеве (1927 г.) Советский Союз выдвинул программу, предусматривающую в качестве главных требований «уничтожение системы протекторатов и мандатов, вывод войск из колоний и предоставление всем пародам свободы политического и экономического самоопределения» 107. Именно нашей стране мир обязан тем, что на XV сессии Генеральной Ассамблеи в 1960 г. была провозглашс-
105 «Правда», 22.VI.1&76.
106 См.: «Правда». 2'1.ХП.1'979.
107 См.- «Документы внешней политики СССР». Т. X. М., 1966, № 113.