Перспективы развития индустрии производства программного обеспечения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:26, доклад

Описание работы

Одной из актуальнейших задач построения в России экономики, основанной на знаниях, является развитие индустрии производства программного обеспечения. Сделать производство программных продуктов индустрией впервые удалось компании «Microsoft», чем и объясняется ее финансовый и профессиональный успех. Есть ли в России объективные условия для развития такой индустрии? Несомненно, есть! Такая уверенность обусловлена хорошей естественнонаучной подготовкой выпускников российских школ и вузов, и, в первую очередь, традиционно хорошей математической подготовкой, которая, несмотря на неудачные попытки ее реформировать, остается на достаточно высоком уровне.

Файлы: 1 файл

высокие технологии 21века.docx

— 371.52 Кб (Скачать файл)

     Нестандартные устройства и системы интегрируются  в систему мониторинга с помощью  компьютера-посредника, на котором  работает программное приложение, реализующее  специфический информационный обмен  с устройством и преобразующее  его к виду, понятному платформе  мониторинга. Как правило, большинство  существующих подобных приложений протоколируют  этот информационный обмен в журнале, что позволяет интегрировать  их в систему мониторинга без  каких-либо доработок.

     Эти платформы управления, как правило, используют архитектуру "агент-менеджер". На управляемый компьютер устанавливается "агент", контролирующий работу приложений на этом компьютере в соответствии со своими настройками. Он выполняет  предварительную обработку собранных  сведений, передавая результат обработки "менеджеру". Кроме того, если это  задано настройками, "агент" может  автоматически выполнять те или  иные действия на управляемом компьютере, например перезапустить "упавший" процесс. Это позволяет автоматизировать управление технологическими процессами без доработки соответствующих  программ. При этом действия оператора заменяются на вызовы соответствующих программных модулей путем программирования агента с использованием существующих интерфейсов.

     Настроенная предварительная обработка позволяет  резко сократить объем передаваемой "менеджеру" информации (фильтрация штормов сообщений), что позволяет  использовать эти платформы даже на самых низкоскоростных каналах  связи.

     "Менеджер" обрабатывает собранные от связанных  с ним агентов сведения, позволяя  синхронизировать работу различных  узлов технологической системы  и выполняя дополнительную обработку  полученной информации. Например, он  может сравнивать время и последовательность  поступающих с различных узлов  сообщений с запрограммированным  эталоном, выводя на экран оператору  разнообразные сигналы-предупреждения  или инициируя соответствующие  действия в зависимости от  степени отклонения от заданных  характеристик.

     Наконец, еще одним преимуществом является сведение всей информации в единую базу данных, которую можно использовать для анализа эффективности и  оптимизации работы управляемой  технологической системы.

     Принципиально для сложных систем мониторинга  возможно создание более сложных  систем, использующих архитектуру "агент-менеджер-менеджер менеджеров", с дополнением еще  одного уровня иерархии.

     Промышленные  платформы управления ИТ поддерживают встроенное распределение ролей  операторов, позволяя разграничить сферы  ответственности, определить области  видимости и диапазон допустимых действий, а также возможность  автоматизации поиска причины нештатной  ситуации.

     Выбор конкретной платформы управления зависит, прежде всего, от используемых в технологической  системе аппаратно-программных комплексов. Так, платформа управления от Microsoft предполагает работу только с вычислительными системами, работающими в среде Windows. Кроме того, на выбор платформы мониторинга влияет размер управляемой системы (количество управляемых объектов) и существующая квалификация персонала, определяющая операционную систему платформы управления.

     Использование промышленных систем управления ИТ для  специализированных технологических  процессов позволяет резко сократить  срок внедрения и затраты на эксплуатацию системы управления. Проектирование и внедрение подобной системы  управления занимает от 3 до 9 месяцев  в зависимости от сложности управляемой  системы. Использование стандартной, а не специализированной системы  управления позволяет задействовать  для ее обслуживания, настройки и  модернизации специалистов других организаций, реализовав концепцию аутсорсинга. Встроенные средства интеграции с распространенными  корпоративными технологиями (Интернет/интранет, системы генерации отчетов и  т. п.) и возможность использования  существующей инфраструктуры (сети связи, системы резервного копирования  и т. п) позволяют реализовать  концепцию оперативного мониторинга  и управления, давая возможность  руководителям соответствующего уровня оперативно контролировать работу управляемых  систем. 
 

     Система автоматизированного  учета, анализа и  планирования технических  ресурсов крупных  компаний 

               С.А.Кожевников, к. т. н., В.О.Прасолов, Г.А.Егоркин,

     ЗАО «СКАН-ПЛЮС»

     И.И.Быстров, д.т.н.,  Э.Р.Корепанов, к.т.н., И.Н.Синицин, д.т.н.,

     Институт  проблем информатики  РАН 
 

     В настоящее время крупные компании все больше опираются на информационные технологии (ИТ) как на основной инструмент конкурентной борьбы. Одной из основных задач становится планирование использования  и обслуживания компонентов инфраструктуры, получение достоверной оперативной  информации о технических ресурсах и потребностях компании, подготовка руководства к принятию оптимальных  решений. Эту задачу должна решать система  учета ресурсов предприятия, предусматривающая  автоматизацию учета объектов и  управления взаимоотношениями с  контрагентами и обслуживающими подразделениями, предоставляющая  возможность оптимизации использования  ресурсов компании, их обслуживания и  модернизации, принося реальную экономическую  выгоду, делает подобные системы неотъемлемой частью технологической инфраструктуры компании.

     Специалистами ЗАО "СКАН-ПЛЮС" на базе специализированного  программного обеспечения, разработанного Институтом проблем информатики  РАН, создана система автоматизированного  учета (САУ) предназначенная для  сбора и систематизации информации о наличии, движении и качественном состоянии объектов учета. САУ представляет собой распределенную систему с  централизованным сбором информации, реализованную на базе трехуровневой  архитектуры "клиент – сервер приложений – сервер баз данных". Сервер приложений работает в операционной среде MS Windows, в качестве базы данных используется СУБД Oracle 8.1.7, но по желанию заказчика база данных может быть портирована (перенесена) на любую другую аналогичную СУБД (MS SQL Server, Informix, Sybase). Клиентская часть работает практически на любом компьютере в окне Интернет-обозревателя, позволяя свести к минимуму требования к скорости каналов связи. Данное решение подходит как для отдельно расположенного офиса, так и для крупных компаний с географически распределенной инфраструктурой. Для удаленных офисов предусмотрена возможность автономной работы с периодической синхронизацией базы данных с центральной подсистемой.

     В состав САУ входят:

     Центральная подсистема (ЦП) САУ;

     Периферийные  подсистемы (ПП) САУ (являются источниками  информации для ЦП САУ).

     Периферийная  подсистема САУ предназначена для  ввода, хранения, актуализации, выдачи по запросам пользователей и передачи в центральную подсистему информации о наличии, движении и качественном состоянии объектов учета, находящихся  в зоне ответственности подразделения (филиала, организации) компании, для  которого она развернута.

     Центральная подсистема САУ предназначена для  сбора, хранения, актуализации и предоставления информации об объектах учета. В ЦП САУ, на основании информации, поступающей  от ПП САУ формируется ЦБД САУ, содержащая информацию обо всех объекта  учета компании. Центральная подсистема САУ обеспечивает доступ пользователей  со своих рабочих мест к ЦБД. Система  классификаторов объектов учета  может быть доработана в соответствии с требованиями заказчика.

     Собранная в центральной и периферийных БД САУ информация позволяет строить  прогнозы, проводить анализ и различные  оценки ресурсов и объектов организации, а именно:

     анализ  текущего состояния объектов учета;

     оценка, в том числе сравнительная, обеспеченности подразделений компании техническими и программными средствами;

     оценка  обеспеченности технических средств  ЗИП, договорами на техническое обслуживание и техническую поддержку;

     оперативное и квалифицированное реагирование на сбои и другие нештатные ситуации;

     анализ  и обобщение результатов функционирования технических средств с формированием  данных для оценки их коэффициента готовности;

     планирование  затрат на техническую поддержку, включая  ремонт технических средств и  сопровождение программных средств  с учетом приоритетов, что чрезвычайно  важно в условиях ограниченного  финансирования.

     Взаимодействие  пользователей ПП САУ с базой  данных ПП САУ, аналогично взаимодействию пользователей ЦП САУ с базой  данных ЦП САУ. Пользователь работает с САУ в окне Интернет-обозревателя (веб-браузера) своего компьютера, что  обеспечивает следующие эксплуатационные преимущества системы:

     установка дополнительного ПО на рабочие места  пользователей не требуется;

     все сопровождение, обслуживание и модернизация САУ происходит на серверах приложений и БД;

     база  данных и сервер БД защищены от непосредственного  доступа пользователя, что позволяет  повысить уровень безопасности системы  и снизить затраты на внедрение, используя уже развернутые серверы  БД.

     САУ предоставляет пользователю достаточно мощные поисковые средства, учитывающие  одновременно до 50 задаваемых пользователем  критериев. Поисковые возможности  и возможности визуализации данных аналогичны для баз данных периферийных и центральной подсистем. Программное  обеспечение позволяет гибко  настраивать состав отображаемых характеристик  и экспортировать результаты выборок  в MS Excel.

     В САУ также реализован ряд вспомогательных  инструментов:

     обмен (импорта и экспорта) данными с  внешними системами (MS Excel, 1С), что позволяет  как облегчить ввод информации в  САУ, так и использовать информацию из САУ для обработки другими  программными продуктами

     статистический  анализ (в центральной БД АСУР), а  также веб-интерфейс к нему, обеспечивает упрощенный доступ к сводной информации о технических средствах и  объектах учета. Эта функция предназначена  для руководства компании и ее подразделений (филиалов).

     Следует отметить, что при всей своей многофункциональности  САУ позволяет гибко подойти  к проблеме выбора базовой аппаратно-программной  платформы в зависимости от имеющихся  в наличии ресурсов и может  быть реализована на уже существующих у заказчика аппаратно-программных  комплексах (клиентские рабочие места, веб-сервер, сервер БД), позволяя резко  сократить затраты на внедрение  системы. 
 
 

Разработка  программного обеспечения  для АСУ ТП АЭС: обсуждение собственного опыта, тенденции, анализ состояния с точки  зрения обеспечения  безопасности 

А.Г.Полетыкин,  к.т.н., Институт проблем  управления

им. В.А. Трапезникова РАН

  

     В докладе рассматривается опыт разработки программного обеспечения для системы  верхнего блочного уровня АСУ ТП АЭС "Бушер" (Иран).

     Рассматриваются вопросы обеспечения функциональности программного обеспечения, обеспечения  качества работ по российским и международным  стандартам, вопросы, связанные с  лицензионной чистотой, экспортными  ограничениями, обеспечением защиты от несанкционированного доступа и  др.

     Приводятся  краткие сведения о системе верхнего блочного уровня: количестве обрабатываемой информации, средствах обеспечения  человеко-машинного интерфейса, надежности и отказоустойчивости.

     Далее в докладе рассматриваются особенности  нормативной базы и практики разработки программного обеспечения, предназначенного для применения в России и для  экспортных контрактов. Анализируются  причины, по которым программное  обеспечение российского производства не обладает достаточным уровнем  качества и конкурентоспособностью на мировом рынке.

     В заключительной части доклада на примерах программного обеспечения, внедряемого  на российские объекты энергетики, делается вывод о том, что в  настоящее время имеет место  опасная тенденция применения закрытых импортных продуктов в системах управления объектами, влияющими на экономическую и экологическую  безопасность страны. Раскрывается природа  этой опасности, и предлагаются меры по ее устранению. 
 
 

     Речевые технологии как инструмент улучшения

Информация о работе Перспективы развития индустрии производства программного обеспечения в России