Полит -правов учение России 18 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина 18 столетия ознаменована важнейшими событиями в области экономической, военной, в особенности политической жизни России. Развитие страны протекало в чрезвычайно сложной обстановке обострившегося кризиса абсолютистской системы. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ. Десницкий и А.Н. Радищев, Я.П. Козельский и М.М. Щербатов, которые выражали назревшие и пользовавшиеся большой поддержкой настроения в среде прогрессивной части дворянства и всей образованной части нации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Период абсолютизма.
Глава 2. Политико-правовые учения второй половины XVIII века.
Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.
Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.
Политическая утопия Я.П. Козельского.
Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

№1.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Период абсолютизма.

Глава 2. Политико-правовые учения второй половины XVIII     века.

    1.   Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.
    2.   Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.
    3.   Политическая утопия Я.П. Козельского.
    4. Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вторая половина 18 столетия ознаменована важнейшими событиями  в области экономической, военной, в особенности политической жизни  России. Развитие страны протекало  в чрезвычайно сложной обстановке обострившегося кризиса абсолютистской системы. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ. Десницкий и А.Н. Радищев, Я.П. Козельский и М.М. Щербатов,  которые выражали назревшие и пользовавшиеся большой поддержкой настроения в среде прогрессивной части дворянства и всей образованной части нации. Состояние политической ситуации отражает эти важнейшие мировоззренческие сдвиги.

Просвещение, широкое идейное  течение, связанное с борьбой  буржуазии против феодализма, зародилось почти одновременно в разных странах  Европы. В России оно имело ряд  своих особенностей.

Во-первых, это острое и  широкое обсуждение крестьянского  вопроса – и в общественной мысли, и в правительственных  кругах. При этом одни из просветителей  сохраняли веру в возможность  освобождения крестьян от крепостной зависимости с помощью царской  власти (с помощью реформ), другая же часть считала необходимой  революцию. Но и те, и другие остро  и нелицеприятно осуждали помещичий  произвол, и, то удручающее состояние, в котором находились крестьяне.

Во-вторых, общественная активность просветителей, побуждающая их сделать  все для того, чтобы изменить мир  к лучшему. Движимые чувством гражданственности, любви к Отечеству, они развернули широчайшую общественную деятельность по пропаганде своих взглядов.

В своей работе мы постараемся, как можно достоверно изложить информацию об основных политико-правовых учениях и взглядах на правление во второй половине 18 века.  А также изучить деятельность видных теоретиков политико-правовой мысли России второй половины 18 века.

  1. Период «Просвещенного абсолютизма»

В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией в 1762 г. на российском престоле оказалась  Екатерина II. Ее правление – период “просвещенного абсолютизма”.  Абсолютизм (от лат. absolutus — «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца 17 столетия до февраля 1917г. Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в 16-17 вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона.

 В середине XVIII столетия  в России сформировалась идеология  Просвещения, характер которой  определялся условиями экономического, социального и политического  развития страны. Просветители обличали  язвы современной социальной  и политической действительности, критиковали произвол крепостников-помещиков,  отмечая при этом общую бесперспективность  крепостного права с точки  зрения возможностей дальнейшего  экономического и промышленного  развития России. Они обращали  внимание русского общества на  необходимость отмены крепостного  права, а также ограничения  власти абсолютного монарха законом  и определенными формами представительства,  способного выражать общественное  мнение.

Реализацию этих идей они  связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в  частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить  страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.

 

  1. Политико-правовые учения второй половины XVIII века.

В России вторая половина 18 века отмечена усилением крепостнического гнета в сфере социальных отношений, взрывной волной пугачевского восстания, обратившего передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Также продолжалось укрепление сословного строя, основанного на самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г.), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян. Российские купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных к фабрикам и заводам. Усиливались эксплуатация и угнетение крепостного крестьянства, все чаще вспыхивали его волнения, нарастала крестьянская война. На страже феодальных отношений стояло самодержавное государство.

В этот период также завершалось законодательное оформление крепостничества, которое в России не отличалось от рабства. Крепостным было запрещено жаловаться на помещиков, последним – предоставлено право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война 1773–1775 гг. против помещиков была жестоко подавлена правительством. Завершением крепостничества было прикрепление к земле крестьян Украины (1783 г.). Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.

Другой проблемой, активно  занимавшей русское общество, была форма правления Российского  государства. Поиски ее совершенствования  наметили несколько вариантов: превращение  абсолютной монархии в просвещенную, различные способы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому.

В конце XVIII в. в России продолжалось разложение крепостнических отношений, усиливались крестьянские волнения. Представители крепостнической знати выступали в это время с теориями, в которых утверждалась "пагубность" каких-либо изменений в общественном и политическом устройстве России.

 

    1. Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.

Особое  внимание следует обратить на политико-правовое учение Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В его политической теории содержались исчерпывающие ответы на все волновавшие современное ему общество вопросы. До конца дней своих А. Радищев не оставлял мысли об уничтожении крепостничества. Возвращенный из ссылки после смерти Екатерины II, он в 1801-1802 гг. пытался через комиссию, занимавшуюся составлением свода законов, провести проекты законов, которые облегчили бы положение крестьянства. Проекты А. Радищева вызвали бешеную ярость у членов комиссии — крепостников.

Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права  и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. В произведениях Радищева отражены также революционные события английской, американской и первого года французской революций.

  Александр Николаевич  Радищев  рассматривает самодержавие  как состояние, "наипротивнейшее  человеческому естеству". Царь, утверждал  он "первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший  предатель" Он не верил в  возможность появления на троне  просвещённого монарха. Радищев  критикует бюрократический аппарат,  на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращённость  и продажность чиновников, окружающих  трон.

  Причиной образования  государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетённых. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. "Если закон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует, так как основанием права является справедливость, а не сила.

  Социальный идеал  Радищева - общество свободных и  равных собственников. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются: в свободе мысли; в свободе слова; в свободе деяний; в праве собственности и др, а также в безвозмездной передачи земли тем, кто её обрабатывает. В таком обществе социальные привилегия отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями.  Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, где народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя.

Организацию правосудия он представлял себе в виде системы  земских судов, избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды военные, духовные, гражданские и совместные, похвально отозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказался против телесных наказаний.

         Радищев доказывал несостоятельность  крепостничества и впервые подверг  самодержавие сокрушительной критике  как систему, использовав, наиболее радикальные идеи школы естественного права.

Положительный закон должен иметь основание  в естественном законе. По природе  все люди равны, и если одни порабощают других, то “тут никакой не можно  быть связи, разве насилие”. Крепостное право противоестественно, потому оно  является принуждением. Оно в то время противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.

Не  менее резко Радищев выступал против самодержавия. Еще в 1773 г. термин “деспотизм” Радищев перевел  как “самодержавие”. В главе  “Спасская полесть”, описывая противоречие между внешним обликом “лучезарного царского величества” и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России. Также он активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.

  Не случайно именно  творчество Радищева сильно повлияло на деятелей русского освободительного движения. Социальные и политико-правовые идеи Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. Пристальное внимание теоретиков привлекала проблема соотношения творчества Радищева с деятельностью современных ему писателей и публицистов. Его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву"  называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 года.

Проекты А. Радищева вызвали  бешеную ярость у крепостников. Доведенный царизмом и его сатрапами до отчаяния, он покончил с собой.

 

    1. Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.

Наиболее полное выражение  получили взгляды Просветительства, как направления политической мысли, в произведениях С. Е. Десницкого (1740–1789), происходившего из мещан украинского г. Нежина. Получив степень доктора права в Европе, в России он становится профессором юридического факультета Московского университета. Уже, будучи которым  написал ряд статей и докладов, в которых изложены радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве. Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную монархию.

  Законодательная власть, по его проекту, осуществляется  монархом совместно с однопалатным  органом - Сенатом, состоящим в среднем из 600-800 депутатов. Но "конечное повеление" принадлежит только монарху. В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: ремесленников, помещиков, купцов, духовенство и интеллигенции по избирательному праву с умеренном цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Все сенаторы равноправны, не зависимо от их сословной принадлежности.

  В предположениях  по учреждению судебной власти  Десницкий разработал ряд положений  конституционного характера. Он  считал полное отделение судопроизводства  от администрации, введение равного  для всех сословий суда присяжных,  установление гласности и непрерывности  процесса, предоставление обвиняемому  права на защиту.

Информация о работе Полит -правов учение России 18 век