Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Вторая половина 18 столетия ознаменована важнейшими событиями в области экономической, военной, в особенности политической жизни России. Развитие страны протекало в чрезвычайно сложной обстановке обострившегося кризиса абсолютистской системы. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ. Десницкий и А.Н. Радищев, Я.П. Козельский и М.М. Щербатов, которые выражали назревшие и пользовавшиеся большой поддержкой настроения в среде прогрессивной части дворянства и всей образованной части нации.
Введение
Глава 1. Период абсолютизма.
Глава 2. Политико-правовые учения второй половины XVIII века.
Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.
Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.
Политическая утопия Я.П. Козельского.
Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Период абсолютизма.
Глава 2. Политико-правовые учения второй половины XVIII века.
Заключение
Список литературы
Введение
Вторая половина 18 столетия
ознаменована важнейшими событиями
в области экономической, военной,
в особенности политической жизни
России. Развитие страны протекало
в чрезвычайно сложной
Просвещение, широкое идейное течение, связанное с борьбой буржуазии против феодализма, зародилось почти одновременно в разных странах Европы. В России оно имело ряд своих особенностей.
Во-первых, это острое и широкое обсуждение крестьянского вопроса – и в общественной мысли, и в правительственных кругах. При этом одни из просветителей сохраняли веру в возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости с помощью царской власти (с помощью реформ), другая же часть считала необходимой революцию. Но и те, и другие остро и нелицеприятно осуждали помещичий произвол, и, то удручающее состояние, в котором находились крестьяне.
Во-вторых, общественная активность просветителей, побуждающая их сделать все для того, чтобы изменить мир к лучшему. Движимые чувством гражданственности, любви к Отечеству, они развернули широчайшую общественную деятельность по пропаганде своих взглядов.
В своей работе мы постараемся, как можно достоверно изложить информацию об основных политико-правовых учениях и взглядах на правление во второй половине 18 века. А также изучить деятельность видных теоретиков политико-правовой мысли России второй половины 18 века.
В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период “просвещенного абсолютизма”. Абсолютизм (от лат. absolutus — «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца 17 столетия до февраля 1917г. Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в 16-17 вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона.
В середине XVIII столетия
в России сформировалась
Реализацию этих идей они связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.
В России вторая половина 18 века отмечена усилением крепостнического гнета в сфере социальных отношений, взрывной волной пугачевского восстания, обратившего передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Также продолжалось укрепление сословного строя, основанного на самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г.), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян. Российские купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных к фабрикам и заводам. Усиливались эксплуатация и угнетение крепостного крестьянства, все чаще вспыхивали его волнения, нарастала крестьянская война. На страже феодальных отношений стояло самодержавное государство.
В этот период также завершалось законодательное оформление крепостничества, которое в России не отличалось от рабства. Крепостным было запрещено жаловаться на помещиков, последним – предоставлено право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война 1773–1775 гг. против помещиков была жестоко подавлена правительством. Завершением крепостничества было прикрепление к земле крестьян Украины (1783 г.). Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.
Другой проблемой, активно
занимавшей русское общество, была
форма правления Российского
государства. Поиски ее совершенствования
наметили несколько вариантов: превращение
абсолютной монархии в просвещенную,
различные способы
В конце XVIII в. в России продолжалось разложение крепостнических отношений, усиливались крестьянские волнения. Представители крепостнической знати выступали в это время с теориями, в которых утверждалась "пагубность" каких-либо изменений в общественном и политическом устройстве России.
Особое
внимание следует обратить на политико-правовое
учение Александра Николаевича Радищева
(1749-1802). В его политической теории
содержались исчерпывающие
Теоретической
основой политико-правовых взглядов
Радищева были идеи естественного права
и общественного договора, наиболее
радикальные концепции
Александр Николаевич
Радищев рассматривает
Причиной образования
государства, по мнению
Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются: в свободе мысли; в свободе слова; в свободе деяний; в праве собственности и др, а также в безвозмездной передачи земли тем, кто её обрабатывает. В таком обществе социальные привилегия отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, где народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя.
Организацию правосудия он представлял себе в виде системы земских судов, избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды военные, духовные, гражданские и совместные, похвально отозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказался против телесных наказаний.
Радищев доказывал
Положительный закон должен иметь основание в естественном законе. По природе все люди равны, и если одни порабощают других, то “тут никакой не можно быть связи, разве насилие”. Крепостное право противоестественно, потому оно является принуждением. Оно в то время противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.
Не менее резко Радищев выступал против самодержавия. Еще в 1773 г. термин “деспотизм” Радищев перевел как “самодержавие”. В главе “Спасская полесть”, описывая противоречие между внешним обликом “лучезарного царского величества” и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России. Также он активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.
Не случайно именно творчество Радищева сильно повлияло на деятелей русского освободительного движения. Социальные и политико-правовые идеи Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. Пристальное внимание теоретиков привлекала проблема соотношения творчества Радищева с деятельностью современных ему писателей и публицистов. Его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 года.
Проекты А. Радищева вызвали бешеную ярость у крепостников. Доведенный царизмом и его сатрапами до отчаяния, он покончил с собой.
Наиболее полное выражение получили взгляды Просветительства, как направления политической мысли, в произведениях С. Е. Десницкого (1740–1789), происходившего из мещан украинского г. Нежина. Получив степень доктора права в Европе, в России он становится профессором юридического факультета Московского университета. Уже, будучи которым написал ряд статей и докладов, в которых изложены радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве. Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную монархию.
Законодательная власть,
по его проекту,
В предположениях
по учреждению судебной власти
Десницкий разработал ряд