Полит -правов учение России 18 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина 18 столетия ознаменована важнейшими событиями в области экономической, военной, в особенности политической жизни России. Развитие страны протекало в чрезвычайно сложной обстановке обострившегося кризиса абсолютистской системы. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ. Десницкий и А.Н. Радищев, Я.П. Козельский и М.М. Щербатов, которые выражали назревшие и пользовавшиеся большой поддержкой настроения в среде прогрессивной части дворянства и всей образованной части нации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Период абсолютизма.
Глава 2. Политико-правовые учения второй половины XVIII века.
Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.
Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.
Политическая утопия Я.П. Козельского.
Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

№1.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

  Исполнительная власть  у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного  вето, и высшими органами управления - коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

  У Десницкого есть  ещё и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчётны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает. В дополнении к наказательной власти Десницкий присовокупляет ещё гражданскую власть, которой он наделяет  выборные органы самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом.

  К крепостному праву  Десницкий относился отрицательно, усматривая в нём основное  препятствие для развития промышленности  и земледелия. Не предлагая полной  его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определённые ограничения, осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права собственности на обрабатываемую землю и орудия труда.

  В правовой сфере  Десницкий предложил деление   права на государственное, гражданское, уголовное и судебное.

  В области судопроизводства  Десницкий настаивал на введении  демократических принципов: равенства  всех перед законом, равного  наказания за совершение одинаковых  преступлений, соразмерности тяжести  наказания характеру и составу  преступления. Применение смертной  казни он считал допустимым  только в двух случаях: умышленное  убийство и измена родине.

  В вопросах внешней  политики он придерживался мирной  ориентации, полагая, что все державы  обязаны развивать между собой  дружественные торговые отношения,  которые будут препятствовать  войнам. Однако необходимость армии  как средство защиты от вражеских  нападений Десницкий признавал.  И считал священным долгом  каждого подданного защиту своего отечества.

Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России, распространению  которых способствовала и просветительская деятельность Десницкого. Так, он перевел  труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских Судебниках и Соборном Уложении 1649 г. и других историко-юридических документах.

В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России.

    

    1. Политическая утопия Я.П. Козельского

Известным просветителем  второй половины XVIII в. был Я. П. Козельский, обладавший поистине энциклопедическими знаниями. Основным его трудом были «Философические произведения».

  Я.П. Козельский  принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии — «Собрании старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его трудам русское общество познакомилось с произведениями французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались предисловиями и обширными комментариями.

  Я.П. Козельский в методологии своих рассуждений придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага; в том случае, если правители не соблюдают условия договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение, поскольку угнетенные могут бороться со своими угнетателями по естественному праву.

  Рассматривая различные  формы правления, мыслитель отдает  предпочтение республике и просвещенной  абсолютной монархией  с которыми он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Платону, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управлять».

  Я.П. Козельский мечтал об обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных, а все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки. Здесь его симпатии явно на стороне эгалитарного утопического идеала. Частная собственность у него не ликвидируется, но существенно ограничивается с тем, чтобы ее обладателями смогли стать все члены общества.

  Право он классифицирует  на четыре вида: Божественное, натуральное  (естественное), всемирное (международное)  и гражданское (государственное).

  В вопросах, касающихся  определения внешнеполитического  курса государства, Козельский придерживался традиционного для русской политической мысли осуждения захватнических войн, подчеркивая тезис о том, что войны приносят всем  народам и странам бедствия,  страдания и «повреждения». «Никто не имеет права подвергать землю опустошению, а народы истреблению». Армия в государстве должна содержаться только на случай «отражения несправедливого нападения».

  Козельский настаивал на равноправии всех народов, населяющих землю, и, подобно И. Канту, мечтал видеть их в будущем живущими в единой организованной структуре, которая стала бы формой государственного устройства для всего человечества. Реализацию своего идеала Козельский ставил в зависимость от распространения просвещения и наличия «добровой воли» у монарха.

 

    1. Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова.

 

Наиболее видным идеологом родовитой  аристократии был князь Михаил Михаилович Щербатов (1733–1790 гг.) – депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений. В них Щербатов часто ссылался на идеи Просвещения, но стремился доказать “химеричность равенства состояний”.

Князь М.М. Щербатов начал  службу в Санкт-Петербурге в Семёновском  полку, в который был записан  с раннего детства. В 1762г. вышел  в отставку в чине капитана, увлекался  литературой и историей, написал  ряд трудов по государствоведению, законодательству, экономике, нравственной философии. В 1767г. Щербатов был избран депутатом от Ярославского дворянства в   Уложенную Комиссию, перед которой Екатерина-2 поставила задачу пересмотра действующего законодательства и создания нового свода законов.  Наиболее крупными его произведениями на политико-правовые темы были: "О подобности и пользе градских законов"(1759), "Размышление о законодательстве вообще" (1789) и "О повреждении нравов".

Особенное внимание Щербатов уделял положению дворянства. Поскольку отмена обязательной государственной службы дворянства потребовала нового обоснования дворянских привилегий, Щербатов делает упор на наследственность дворянского звания, а также на особенные просвещение, образование и воспитание дворян. К службе государю и отечеству потомственное дворянство с юности готовится тем, что управляет людьми в своих поместьях; поэтому к дворянским привилегиям относится право владеть деревнями и крепостными. Щербатов выступал против предоставления купечеству права владеть крепостными (“нельзя, чтобы равный равного мог у себя в неволе иметь”), а также против присвоения дворянского звания выходцам из других сословий.

Щербатов оспаривал возможность  предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество:“Собственности у рабов быть не может”.

Щербатов отрицательно относился  к просвещению народа, которое, по его мнению, ведет к духу неповиновения.

Отношение Щербатова к самодержавию было сложным. Там, где речь шла о  защите феодального строя, Щербатов отдавал такой защите все силы и знания (по заданию Екатерины II он написал в связи с восстанием Пугачева “Краткую повесть о бывших в России самозванцах”). Однако там, где ставилась проблема привилегий родовитого дворянства, участия феодальной знати в управлении обществом  и государством, Щербатов порой очень  резко критиковал самодержавие. Самодержец – “самовластитель, подчинивший  своей власти все законы и благо народное”. Щербатов порицал хаотическое состояние российского законодательства, жестокость уголовных законов, “кнутобойство”, бездарность и леность чиновной бюрократии, неустроенность правосудия.

Самовластие государя, произвол и  употребление власти во вред общественному  благу может сдержать, по мнению Щербатова, только аристократия, “великое число сильных и знатных родов”. Между тем монарх, обходя чинами и отличиями родовую знать, окружает себя “временщиками, пронырами, выскочками и льстецами” из людей “подлого состояния”.

Порицая абсолютизм с тираноборческих  позиций, он предлагал передать законодательную  власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха “основательными  законами”.

  В последние годы  своей жизни М.М. Щербатов пишет  политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой  критике абсолютную монархию  как форму правления, а также  деятельность всего екатерининского  правительства, отмечая масштабность  злоупотреблений, повсеместное нарушение  законов, взяточничество должностных  лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов. Выход из этого положения он усматривает в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности.

  При анализе проблем  организации государственной власти  Щербатов выделял четыре формы  правления: монархию, аристократию, демократию, деспотию. Формы правления  и законы государства Щербатов  ставил в зависимости от климата  страны, размера территории, её рельефа,  плодородия почв и численности  народонаселения. При анализе  форм правления западноевропейских  государств наиболее привлекательной  из них ему представлялась  английская конституционная монархия, в качестве достоинств которой  он отличал разделение властей  и определения их компетенции законами. Щербатов критикует деспотическое правление, которое возникает при сосредоточении абсолютных полномочий у главы государства. В числе основных отрицательных характеристик этой формы он называет беззаконие и своеволие правителей и, как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппарата управления.

  Республиканское правление  также не вызывает симпатий  Щербатова. По его представлениям, оно всегда чревато возможностью  бунтов и мятежей, ибо наглость  и пронырство отдельных лидеров вообще не имеют пределов и преград. Однако, в более поздних публицистических произведениях Щербатов стал всё таки находить определённые достоинства в республиканской форме правления: развитая торговля, подъём патриотических чувств, обеспечение законности, обо в республиках все люди повинуются не множеству различных правителей, "но единому закону".

Обращаясь к монархии, Щербатов различает два варианта: монархия ограниченная, функционирующая на основании  законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал  в России. Симпатии Щербатова на стороне ограниченной монархии, причём он делает различия между наследственной и выборной её организацией. Ограниченная монархия должна иметь основные законы и "хранить жизнь, честь, имение и  спокойствие своих граждан" исключительно  по законам. Щербатов полагал, что монарх не в праве объявлять войну, заключать мир, устанавливать налоги, издавать законы, без согласия народа.  Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия, в плоть до заключения его в темницу. Таким образом, монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишён почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

  Представительный орган,  моделируемый Щербатовым, - высшее  правительство состоит из пяти  департаментов: уголовных дел,  государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск  и иностранных дел. все вопросы в них решаются коллегиально. В высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборные, и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год. Местное управление представлено выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

 

  Особое внимание в  своих проектах Щербатов уделил  законодательной деятельности. Составление  законов поручается комиссии, состоящей  из компетентных людей: результаты  их работы систематически обнародуются. Законы должны быть известны  народу, и их необходимо изучать  во всех учебных заведениях. Касаясь  вопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных  идей: открытость и гласность  процесса, участие защитников. Выступал  он и за соблюдение требования  ответственности за вину ,отмечая при этом, что суровость наказания, должна соответствовать тяжести преступления. Щербатов осуждал жестокие санкции, настаивая на их смягчении, а применение смертной казни считал возможным в редких случаях - по тяжким преступлениям, связанных с убийством и совершением повторных грабежей.

  В сословном устройстве  общества Щербатов усматривал  прочность общественных устоев. Каждому сословию следует определить  его правовой и социальный  статус, а также подобающий ему  круг занятий. Дворянам - правосудие, земледелие и военную службу; купечеству торговлю и промыслы.

Информация о работе Полит -правов учение России 18 век