Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат
Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно - общинного строя.
Введение
2. Основная часть – Представление о власти и государстве в древние и средние века
- Античная социально – политическая мысль: Древний Восток (Индия, Китай) и Древний Запад (Греция, Рим).
- Социально – политическое учение раннего христианства.
- Социально – политическое воззрение Н. Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.
3. Заключительная часть
4. Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Чувашский
государственный университет
Факультет УПРАВЛЕНИЯ
И ПСИХОЛОГИИ
(заочное
отделение)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
предмет: Политология
на тему:
Представление о власти и государстве
в древние и средние века
2. Основная часть – Представление о власти и государстве в древние и средние века
- Античная
социально – политическая
- Социально – политическое учение раннего христианства.
- Социально – политическое воззрение Н. Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.
3. Заключительная часть
4. Список использованной
литературы
Отражая существующие
экономические и социальные отношения,
возникающий новый
В эпоху поздней древности (античности) происходит постепенная десакрализация и рационализация религиозных и мифологических представлений о мире, общественной жизни, о государстве и праве. Возникают зачатки научных, теоретических воззрений, происходит отход от мифологической идеологии и преодоление монополии жрецов на знание. Причем у разных народов этот процесс протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы, и имел несхожие последствия. В целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в первом тысячелетии до н.э. во всех центрах цивилизации того времени.
Тем не менее теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни (напр., различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, христианские доктрины возрожденного естественного права и т.п.).
Начало Средневековья, или по-другому — Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V векам нашей эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, — ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.
Однако Возрождение,
пусть не империи, а величия человеческого
духа, все-таки состоялось, и этот высочайший
взлет стал одновременно и венцом,
определив окончание эпохи
К XVI веку в Европе сформировались языки, на которых и поныне изъясняются европейцы, сложились государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные учения, определились нравственные и философские ценности. Великие научные и географические открытия изменили представления о мире, да и сам мир стал иной!
Средневековье — это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная — и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала. Средневековье — это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви. Средневековье — это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.
Средневековье
— это время рыцарей и
Словом, Средневековье
— это огромный мир!
Представление о власти и государстве в древние и средние века
- Античная
социально – политическая
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран.
В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.
В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.
В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне ,касте. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, подвергшись соответствующей "обработке", он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи.
История древнего
китайского рабовладельческого общества
характеризуется ожесточенной борьбой
рабовладельцев и рабов, родовой
знати и разоряющихся общинников.
Острота классовых конфликтов обусловила
борьбу различных направлений
Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.
Политическая мысль в государствах древнего Востока была первой идеологией классового общества. Политические идеи, выработанные в странах древнего Востока, оказали влияние на политическую мысль рабовладельческих Греции и Рима.
Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.
Одну из первых
попыток моделирования
Для мыслителей Древней Греции общественное переустройство должно было осуществляться не только для укрепления государственной власти, но прежде всего в целях создания необходимых условий для реализации естественного права свободного человека. Именно в Древней Греции были сформулированы многие представления имеющие общечеловеческое, общецивилизационное значение.
В 1 в. до н. э. - V в н.э. центр развития общественно-политической мысли переместился в Рим, в котором рабовладельческие отношения достигают классических форм существования и вступают в этап объективного логического завершения. Эту новую реальность отличную от древнегреческой, отразили в себе ведущие теории римских мыслителей, ставших преемниками великих философов Эллады.
Идеологи республиканского Рима Полибий 200-120 гг. до н.э., Цицерон 106-43 г г. до н.э. считали римскую республику идеалом государственного устройства, в котором сочетаются элементы монархии - консулы, аристократии - сенат и демократии - комиции. Они определяют государство как народное достояние.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
ранний период
(IX - VI века до нашей эры) связан с
возникновением древнегреческой
период расцвета
(V - первая половина IV века до нашей
эры) - это время расцвета древнегреческой
философской и политико-
период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Информация о работе Представление о власти и государстве в древние и средние века