Представление о власти и государстве в древние и средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно - общинного строя.

Содержание работы

Введение
2. Основная часть – Представление о власти и государстве в древние и средние века
- Античная социально – политическая мысль: Древний Восток (Индия, Китай) и Древний Запад (Греция, Рим).
- Социально – политическое учение раннего христианства.
- Социально – политическое воззрение Н. Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.
3. Заключительная часть
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 46.78 Кб (Скачать файл)

Политические  и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования  раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической  и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром  и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов  их правления и властвования, что  проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и  правилах земной общественной жизни.

Политические  идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских  ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля  и мыслителя. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам  государства и права.

В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон  уделял большое внимание анализу  различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам  «наилучшей» формы и т. д.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон  усматривал в «характере и воле»  тех, кто правит государством. В зависимости  от числа правящих он различал три  простые формы правления: царскую  власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все  эти простые формы (или виды) государства  не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе - и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.

Достоинства разных форм правления (благоволение, мудрость, свобода), по мысли Цицерона, могут  и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых  же формах государства эти достоинства  представлены односторонне, что и  обусловливает недостатки простых  форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене  форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

Основной порок  простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все  они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком  пути», ведущем к несчастью. Царская  власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и  знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более  уродливой формы правления, чем  та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

Эти уродливые  виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку  в таких случаях вовсе отсутствует  само государство, понимаемое как общее  дело и достояние народа, отсутствуют  общие интересы и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в  условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого  путем равномерного смешения положительных  свойств трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его  учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю  последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.). 

                  Социально – политическое учение  раннего христианства. 

1. Социально-политические  идеи раннего христианства.

Христианство возникает в I - II столетии нашего тысячелетия в римской провинции Иудее.

Время его возникновения  характеризовалось глубоким кризисом, переживаемым Римской империей. Могучая  государственная машина жестоко  подавляла восстания рабов и  свободных бедняков и покоренных народов (во второй половине 60-х годов  прошла тяжелая иудейская война). В этих условиях оставалось лишь верить и надеяться на помощь сверхъестественных сил, на чудо.

В самом Риме царил внутренний распад, страшная опустошенность и моральная распущенность  верхов. Официальная Римская религия  не могла предложить утешения массам, ибо она была слишком тесно  связанна с государством. Атмосфера  неуверенности и ожидания конца  благоприятствовала возникновению  различных культов восточных  религий (культа египетских богов - Изиды  и Осириса, иранского бога - Митры, и т.д.), в которых были подчеркнуты  те элементы, которые позднее заимствовало у них христианство, - страдание  умирающего бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь.

Эту веру принесла новая религия- христианство, которое, кроме всего прочего, обратилось ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом.

Христианство  зародилось в лоне иудейской религии, но скоро отклонилось от нее. Иудаизм- первая монотеистическая религия (признающая единого бога), возникла более трех тысяч лет назад.

Основные постулаты иудаизма:

 евреи - избранный  народ, т.к. бог через Моисея  дал им закон. Приняв этот  закон, евреи вступили в особые  отношения с богом, заключили  с ним договор, который обеспечивал  им божественное покровительство  в случае соблюдения всех его  предписаний. 

 согласно  Библии, история целенаправленна,  суть ее - не в разрушении первоначально созданного совершенства, а в движении к своей высшей точке, к установлению царства божьего на земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников.

вера в пришествие мессии- спасителя, посланного богом  Иеговой для установления справедливости. Ветхий завет содержал предсказание, что мессия должен происходить из рода царя Давида.

Иисус Христос (Христос  по-гречески означает “мессия”), для  его последователей - христиан он и  был таким мессией. Иудеи предали  его суду как самозванца. Это и  привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая  к священным книгам иудеев, ставшим  у христиан называться Ветхим или  Старым заветом, прибавила новый  завет Иисуса Христа, не признававшийся евреями.

Новый завет - главный источник суждения о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех евангелий: (благовестий, в переводе с греческого) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяний апостолов и Откровения Иоана Богослова, более известного под греческим названием “Апокалипсис”.

Первоначально христианство осуждало рабовладельческий  Рим. Так, в “Апокалипсисе”, написанном в 60годы I века рисуется жуткая картина конца света и страшного суда, содержавшая суровую критику Рима.

Христиане ждали  пришествия мессии, Христа - избавителя, который в схватке со “зверем- императором”, сокрушит царство зла  и будет установлено обещанное  пророками тысячелетнее царство  справедливости.

В ожидании скорого  пришествия христьяне стремились обособится от царства зла в своих общинах, где вели совместную жизнь по обычаям, прямо противоположным римским.

Основные положения  христианства:

· в общине была преодолена идея богоизбранности отдельных народов;

· провозглашено  равенство всех верующих;

· отношение  к физическому труду в Риме отрицательное (считали физический труд позором, уделом рабов), а в христианской общине все обязаны были трудиться. “Если кто не хочет трудиться, тот не ешь”. Послание апостола Павла  фессалоникийцам

· римское право  защищало интересы частной собственности, а в общинах первых христиан все  было обще;

· распределение  по труду или по потребности: “Разделяли всем, смотря по нужде каждого” и  “не было между ними никакого нуждающегося” 

· в Риме господствовал культ роскоши, а у христиан культ сдержанности. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных. Стяжательство объявлялось несовместимым с верой в бога: “Не можете служить богу и мамоне” (Эти принципы позволяют говорить о христианском коммунизме”. Особенность его в том, что он замкнут в религиозных общинах, а не является всеобщим, и носит потребительский характер, а не производительный характер.

Идея христианства того периода: “кто откажется от стремления к власти в замен получит спасение души”. Политико-правовая реальность осуждалась.

Связь между общинами поддерживали бродячие проповедники (апостолы), не имевшие никаких привилегий. Община кормила апостола несколько дней, после чего он должен был идти дальше, либо работать со всеми.

ВI и II вв христианские общины распространились по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии росли, они начали пополняться также выходцами из имущих и образованных слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин. Вместе с тем, эволюция христианства предопределялась несбыточностью провозглашенного идеала, разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.

К середине II века складывается церковный аппарат. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяков, образующие стоящий над верующими клир (духовенство).

Существенному изменению подвергалось первоначальное учение христиан. Идея “близкого пришествия мессии” и “тысячелетнего царства” были заменены догматами уже бывшего пришествия, распятия и воскресения Христа, а также “загробного воздаяния”.

Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед богом во всеобщей греховности. Проповедуя “любовь к врагам”, духовенство объявило тяжким грехом осуждение Римской империи.

Постепенно происходит приспособление к политической реальности. Обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. Так, апостол Павел в послании римлянам говорит: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены“.

Это положение  стало для христианства основополагающим и открыло ему путь сначала  для легитимизации, признания наряду с другими религиями императоров Константина и Лициния), а вскоре и к превращению христианства в господствующию религию (324г н.э. Константин стал первым христианским императором). Церковь освятила его власть, возник союз трона и алтаря. Гонимая церковь стала господствующей.

Однако проблема соотношения духовной и светской властей, возникшая с христианством, сохранилась и даже стало основой для политической мысли на многие столетия.

Вывод: христианство в этот период из религии гонимой, становиться религией господствующей. Постепенно происходит приспособление к реальной политической жизни, обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. 
 

Социально – политическое воззрение Н. Макиавелли, М. Лютера, Т. Мюнцера.

Политические  позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной  Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли, и жесткая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, которые в другие времена были бы неоправданны.

На этапе раннего буржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начинает осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли.

Мыслитель из Флоренции в своих произведениях фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции - момент преодоления синкретизма Возрождения. Так, из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преобладающим, учитываются не только при анализе поведения отдельных личностей, но и поведения широких масс. Деятельность собственника дистанцируется от деятельности власть имущих, но последние продолжают сохранять свою опеку. “Он (государь) должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие - открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.

Информация о работе Представление о власти и государстве в древние и средние века