Разработка мер по совершенствованию досмотра пассажиров, ручной клади и багажа при взаимодействии с другими службами аэропорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Самым «лакомым кусочком» для террористов являются, конечно же, самолеты гражданской авиации. Причины просты – это и пассажиры, и дорогостоящие ВС, авиакомпании которых зачастую идут на любые условия, лишь бы не потерять прибыль. И, конечно же, широкий мировой резонанс – верный путь громко заявить о своей группировке.
Быстро меняющийся мир, технический прогресс должны влиять на техно-логии предотвращения террористических актов и АНВ. Поэтому необходимо усовершенствовать меры безопасности в аэровокзале с помощью новейших технологий и опыта зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Глава 2
2.1 Электронные способы идентификации. Биометрический паспорт
2.2 Взаимодействие. Международная база Интерпола
2.3 Оборудование
2.4 СДП - Специальный досмотровой Пункт
Глава 3
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовик готовый основной.docx

— 571.42 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  транспорта Российской Федерации

Государственная служба гражданской авиации

Санкт-Петербургский  университет гражданской авиации

Кафедра безопасность на ВТ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на  ТЕМУ

 

 

 

Разработка мер по совершенствованию  досмотра пассажиров, ручной клади  и багажа при взаимодействии с  другими службами аэропорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: Малашта К.А.

Факультет,  группа: ИТФ 876

Научный руководитель: Евсикова А.И.

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

 

Содержание:

Введение

Глава 1

Глава 2

2.1 Электронные  способы идентификации. Биометрический  паспорт

2.2 Взаимодействие. Международная база Интерпола

2.3 Оборудование

2.4 СДП  - Специальный досмотровой Пункт

Глава 3

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Технические средства ведь управляются людьми. И надо готовить кадры с тем, чтобы они могли эффективно воспользоваться техникой. Сами по себе люди – этого недостаточно. И технических средств тоже недостаточно. Нужна комбинация, сочетание того и другого – между специалистами, очень хорошо подготовленными, которые будут должным образом мотивированы. Это не может быть просто работа. Это должна быть работа от души. Я думаю, то, что делают американцы в аэропортах, там недостаточно души у них, больше технических средств и меньше душевного подхода. Надо смотреть в лицо пассажира, в лицо подозреваемого, чтобы понять. Мы в израильском аэропорту беседуем почти с каждым пассажиром. У нас создается впечатление. Мы смотрим ему в глаза, в лицо, потеет ли он, может быть он эмоционально как-то настроен. Иногда мы можем ошибиться, но лучше ошибиться, чем пропустить бомбу на самолет или в аэропорт. Поэтому ответ – это сочетание. Это касается сотрудничества всех организаций и руководства страны» 

экс-глава службы безопасности Израиля Яков Пери

 

Терроризм является одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества. К сожалению, Россия стала одной из основных мишеней террористов. Последние годы характеризуются стабильным ростом числа преступлений «террористического характера». Терроризм предполагает достижение определенных политических целей. Одной из таких целей является разжигание сепаратистских настроений в мусульманских регионах и создание на этом пространстве государственных образований исламского типа любыми методами. Так, на территории Северного Кавказа, Башкортостана, Татарстана. Московской области и т. д. активно действуют ваххабиты. Именно так себя называют экстремисты, прикрываясь религиозными догмами. 
Наиболее часто теракты происходят на территории Чечни. Также опасными регионами России считаются Дагестан, Ставропольский край, Северная Осетия и Москва. Реже террористическим актам подвергались отдаленные от Чечни регионы юга России (Краснодарский край, Ростовская область). За пределами Москвы и Южного федерального округа теракты происходили в исключительных случаях. 
Террористы пытаются воздействовать, прежде всего, на общество и общественное мнение. Они, в первую очередь, хотят запугать людей. При этом угроза насилия или само насилие сопровождаются акциями устрашения, направленными на частичную или полную деморализацию общества в целом, и, как следствие,  
государственного аппарата. В конечном итоге количество жертв для террористов не имеет особого значения. Более важна демонстрация миллионам людей самого факта страдания людей, осуществляемая посредством СМИ.

Самым «лакомым кусочком» для террористов являются, конечно же, самолеты гражданской авиации. Причины просты – это и пассажиры, и дорогостоящие ВС, авиакомпании которых зачастую идут на любые условия, лишь бы не потерять прибыль. И, конечно же, широкий мировой резонанс – верный путь громко заявить о своей группировке.

Быстро меняющийся мир, технический прогресс должны влиять на технологии предотвращения террористических актов и АНВ. Поэтому необходимо усовершенствовать меры безопасности в аэровокзале с помощью новейших технологий и опыта зарубежных стран.

Контроль в аэропортах и на вокзалах постоянно усиливается, однако эффективность всех этих мер вызывает множество вопросов. Мы может назвать, по меньшей мере, 8 причин, почему нужно не ужесточать, а полностью менять всю неэффективную систему безопасности в общественных местах.

  1. Даже в московских аэропортах до недавнего времени не все входы были оборудованы рамками-металлоискателями. На столичных вокзалах же эти средства обеспечения безопасности и вовсе стали появляться лишь после визита Дмитрия Медведева. А что говорить о провинциальных, где персонал искренне верит в то, что их пусть и многолюдный, но расположенный в глубинке объект не может заинтересовать террористов? Поэтому, если рамки есть, то не у всех входов, или же пассажиры подвергаются проверке лишь выборочно.
  2. Досматривая всех входящих в здания людей, служба безопасности создает огромные очереди (пассажиры московских аэропортов рассказывают, что, прежде чем войти, приходится 15-20 минут провести на морозе). А любое скопление народа может стать мишенью для террористов. Стоит ли, пытаясь защитить аэропорт или вокзал, подвергать опасности тех, кто еще туда не вошел? Наверно, имеет смысл обратить внимание на опыт Израиля, где пассажиры довольно быстро проходят через разные уровни безопасности, или, подобно тому, как это делается в Пакистане, досматривать машины задолго до аэропорта?
  3. Перед полетом мы снимаем обувь, кладем расфасованные по 100 мл жидкости в специальные пакетики, сканеры осматривают нас с головы до ног и даже буквально до костей. Однако все это, как говорят специалисты, ловушки для глупых и неопытных террористов. Профессионалы знают, как, скрывшись в туалете, соорудить нож из подручных и вполне невинных предметов, да и просто обмануть сканер и пронести холодное оружие на борт.
  4. Еще одно странное с точки зрения безопасности место - урны. Если уж сотрудники пунктов контроля всерьез утверждают, что некоторые жидкости могут быть опасны, то почему позволяют пассажирам перед досмотром выбросить все «неправильные» бутылки в обычные урны? Почему эти люди считают, что взрывоопасные жидкости способны проявить себя лишь в «чистой зоне»? Кстати, положить бомбу можно в любую из урн, поэтому во Франции повсеместно вместо бетонных или пластмассовых конструкций используют прозрачные пластиковые мешки.
  5. Хоть производители сканеров и утверждают, что вредное воздействие на организм человека во время просвечивания минимально, некоторые ученые пытаются ныне доказать, что и такой дозы облучения достаточно, чтобы вызвать рак у частолетающих пассажиров. Причем, если учесть, что в целом у человека вероятность заболеть раком больше, чем стать жертвой террористов, нужен, оправдан ли этот риск - большой вопрос.
  6. Как стало известно после теракта в Домодедово, собственная служба безопасности аэропорта осуществляет предполетный контроль, то есть проверяет пассажиров, но не всех встречающих, провожающих, торговцев и таксистов, разгуливающих по аэровокзалу толпами. Службу у входа несет милиция. То есть это две абсолютно разные структуры, действующие по разным правилам, что, конечно, снижает эффективность их работы.
  7. Экстренная покупка дорогостоящих сканеров - недешевое удовольствие, однако после президентской проверки вокзалов и аэропортов их хозяевам пришлось раскошелиться. Однако не гораздо ли эффективнее потратить эти деньги не на создающие иллюзию безопасности рамки, а на подготовку, обучение и зарплату специалистов, которые в состоянии предотвратить подобные страшные теракты?
  8. Если вспомнить предотвращенные теракты, то станет понятно: избежать жертв удавалось, когда преступников ловили не путем обнаружения бомб в сканере, а с помощью разведывательной работы. Если же взрывное устройство оказалось в сумке террориста, а сам он направился в сторону вокзала, то уже неважно, где его задержат - до или после входа, ведь он может убить десятки людей в любой момент

 

 

В моей работе три основных главы.

В первой рассмотрены наиболее характерные  для России и часто встречающиеся средства досмотра. Их технические возможности и недостатки.

Во второй перечислены несколько  современных технических устройств  и технологий, с помощью которых  желательно модернизировать аэропорты  в ближайшем будущем.

В третьей представлен опыт зарубежных перевозчиков и общие рекомендации.

Глава 1

Современная международная обстановка не дает каких-либо утешительных прогнозов  на то, что в новом тысячелетии исчезнут проблемы в сфере безопасности. Террористическая и криминальная опасность вызывает озабоченность и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности граждан.

Основной  задачей при перевозках воздушным  транспортом является предоставление пассажирам комплексной безопасности, которую можно разделить на две составляющие:

во-первых, досмотр всех сотрудников и посетителей в аэропорту, призванный решать задачу фильтрации нежелательных (с точки зрения безопасности полетов) пассажиров и их багажа;

во-вторых, обеспечение полета согласно маршруту и расписанию в полном объеме.

Для решения  первой задачи используются различные  досмотровые системы, некоторые из которых могут применяться даже для поиска наркотиков и других запрещенных к провозу веществ и предметов. Существующие в настоящее время технические и специальные средства для предполетного досмотра пассажиров делятся на следующие основные классы:

    • металлоискатели;
    • устройства радиационного контроля;
    • системы телевизионного и визуального контроля;
    • детекторы взрывчатых и наркотических веществ;
    • рентгеновские системы досмотра багажа (интроскопы) и пассажира.

За обеспечение  безопасности полета нужно платить, но готовность пассажира платить  за билет больше будет зависеть от общей безопасности рейса, которая  обеспечит ему защиту от злого  умысла и технических причин (включая  «человеческий фактор»). За что из них надо платить больше — это еще вопрос. При ограниченных финансовых возможностях авиаперевозчика распределение этой квоты — серьезный вопрос. Полная безопасность пассажира определяется и отсутствием на борту террориста, и техническим состоянием самолета, и квалификацией экипажа. Сразу оговоримся, что безопасности аэропортов угрожает не только терроризм. В арсенале правонарушителей контрабанда, попытки незаконного пересечения границы, хищения и т.д. 1

 

Рассмотрим возможности существующей техники, применяющейся в процедурах досмотра

Металлоискатели


Для предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в аэропортах наиболее распространены технологии досмотра стационарными и ручными металлоискателями. Ручные металлодетекторы являются неотъемлемой частью процесса персонального досмотра. Metor 28 удобен как для сотрудника службы безопасности, так и     для досматриваемого лица.  Уникальная изогнутая форма Рис 1. Металлоискатель Meteor 28         металлодетектора позволяет тщательно досмотреть человека, не касаясь его руками в процессе досмотра.

Дополнительные  преимущества

    • Круглая форма катушки позволяет точно определять местоположение металлических объектов.
    • Удобная ручка.
    • Малый вес – 260 г вместе с батареей.
    • Ремешок.

Обнаружение

  • Обнаруживает любые металлы – как черные, так и цветные.

Чувствительность. Три (3) уровня чувствительности.

Характеристики обнаружения:

Уровень 1: огнестрельное оружие небольшого размера и ножи.

Уровень 2: бритвенные лезвия, ключи  от наручников.

Уровень 3: пули 22 калибра, металлические  стержни.

  • Сигнал тревоги- визуальный и звуковой сигнал тревоги.
  • Наушники (дополнительно).
  • Прочная конструкция
  • Высокопрочный пластиковый корпус на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола.
  • Безопасность

Металлоискатель безопасен для людей с кардиостимуляторами и не оказывает воздействия на магнитные носители информации. Напряженность магнитного поля металлодетектора Metor 28 соответствует международным стандартам безопасности человека. При небольшом потоке людей досмотр может производиться только с помощью ручного металлоискателя, однако в этом случае вероятность обнаружения запрещенных к проносу предметов значительно снижается. Основной недостаток металлоискателей — нечувствительность к следующим предметам: оружию, изготовленному из керамики и пластмасс, стеклянным капсулам с взрывчатыми и наркотическими веществами, поэтому требуется процедура обязательного тактильного досмотра.

Устройства  радиационного контроля

 

Рис. 2 Устройства радиационного контроля

Одним из важных и эффективных элементов в комплексе мероприятий по обеспечению транспортной безопасности является непрерывный радиационный мониторинг с целью предотвращения несанкционированного перемещения ядерных материалов через пункты контроля. Ядерные материалы определяются по их гамма и нейтронному излучению. Пешеходные радиационные мониторы используются совместно с металлоискателями, т.к. только в этом случае можно предотвратить пронос радиоактивных веществ, помещенных в защитный металлический контейнер, который поглощает гамма-излучение, поэтому досмотр, в том числе и вещей, находящихся при пассажирах, в аэропортах осуществляется в два этапа. На первом этапе производится поиск запрещенных для проноса металлических предметов, а затем человек подвергается проверке на наличие ядерных материалов. Прибор «Спектр» — единственное уникальное отечественное комбинированное досмотровое средство, совмещающее в себе функции металлоискателя и радиационного монитора. Он выполнен в виде П-образного портала, в боковых стойках которого размещаются чувствительные элементы металлоискателя и детекторы ионизирующего излучения, которые в состоянии фиксировать даже самые незначительные следы ядерных материалов. Контроль осуществляется в режиме свободного прохода без остановки людей в зоне контроля. Пассажиры, которые вызывают подозрение при прохождении, будут дополнительно проверяться инспектором досмотра. Однако после установки этого оборудования ручному ощупыванию будет подвергаться гораздо меньше людей. 2

Системы телевизионного и видео контроля

На всей территории предложенного досмотрового сектора  ведется видеонаблюдение. Системы телевизионного и визуального контроля применяют для решения задач видеонаблюдения за потоком людей и грузов и обеспечения безопасности на территории аэропорта. Инновационная технология распознавания лиц обеспечивает высокую (не менее 80%) вероятность распознавания лиц, в том числе, при изменении физических характеристик лица: старении, появлении бороды и усов, изменении прически. Система видеоконтроля позволяет в реальном времени регистрировать всех людей, прошедших через рубеж контроля, и информировать о присутствии разыскиваемых персон в секторе досмотра. Записанная информация необходима в случае совершения правонарушений или при поиске пропавших людей. Интеллектуальный видеоконтроль и отсутствие физического контакта с системой распознавания лиц - аргумент для использования системы в местах массового скопления людей, на секретных и стратегически важных объектах.

Детекторы взрывчатых и наркотических веществ3

Современный детектор взрывчатых и  наркотических веществ, представляющий собой газоанализатор второго поколения, позволяет обнаруживать микроскопические частицы взрывчатых веществ, скрытых на теле человека, проходящего через створ детектора. Данная система дополняет металлоискатели, обеспечивая максимальную безопасность аэропорта и воздушных судов. Принцип действия такого оборудования следующий: вошедший пассажир обдувается струями воздуха, которые затем поступают в тестовый отсек установки, и через несколько секунд на мониторе отображаются результаты анализа на наличие частиц взрывчатого вещества (гексоген, нитрат аммония, тринитротолуол, динамит и др.). Работа прибора основана на технологии спектрометрии ионной подвижности, это позволяет идентифицировать сверхмалые количества детектируемых веществ, скрытых на теле человека. Далее работникам службы безопасности остается лишь произвести дополнительную проверку «подозрительного» пассажира. Данное оборудование можно настраивать на работу с новыми видами опасных веществ путем замены программного кода, что заметно расширяет его функциональные возможности и увеличивает срок службы.

Рентгеновские системы досмотра багажа (интроскопы)4

Основной  задачей производства предполетного  досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия.. Данную задачу хорошо решают современные высокотехнологические рентгенотелевизионные сканеры для досмотра ручной клади и багажа. Цифровой рентгенографический двухэнергетический сканер обеспечивает автоматическое присвоение цветов материалам с различной атомной массой, что позволяет оператору легко идентифицировать объекты внутри багажа. Эти приборы надежно выявляют взрывчатые вещества, керамические и органические предметы. Технические характеристики обеспечивают качественный и быстрый досмотр ручной клади, надежно пресекая провоз запрещенных предметов и других предметов контрабанды. Отличное качество изображения и широкий набор функций позволяют оперативно определять взрывчатые устройства, любое металлическое и неметаллическое оружие, наркотики, т.к. эти предметы окрашены в разные цвета. Установка может быть использована в автоматизированных линиях систем безопасности и контроля.

Информация о работе Разработка мер по совершенствованию досмотра пассажиров, ручной клади и багажа при взаимодействии с другими службами аэропорта