Речивой этикет в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Содержание работы

Содержание…………………………………………………………………… Стр.
Введение ………………………………………………………………………….2
Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. …………………3
Обстановка общения и этикетные формулы……………………………………5
1) Система обращений …………………………………………………………8
2) Этикет и социальный статус адресата 9
3) Знакомство. Рекомендации. 11
4) Этикет делового телефонного разговора 13
5) Этикет делового письма. 3. Культура поведения. Речевой этикет.
16 Заключение. 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

Этикетные формулы в значительной мере носят условный характер. Так, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента. Пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!». Без «дорогого  сэра» он не может начать письмо. И в русском этикете фразы  типа «Буду рад вас видеть. Искренне Ваш – это не выражение экспрессии, а скорее дань ритуалу.

Еще А.С.Пушкин заметил в  «путешествии из Москвы в Петербург»: «Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами, и, кажется, никто из этого  еще не заключал, чтобы мы просились  в камердинеры». Деловые письма-приглашения  и поздравления включают много этикетных  фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и прощания) в деловых  письмах используются обращения: Уважаемый  Николай Иванович! Уважаемый г-н  Бобылев!

В конце письма перед подписью помещают заключительную формулу вежливости: Искренне Ваш!; С уважением; с искренним  почтением!; С наилучшими пожеланиями!; Заранее благодарны за ответ! и т.п. Этикетные ритуалы, выраженные глаголами, включены, как правило, в устойчивое выражения, как и остальные формулы речевого этикета: Благодарю Вас за участие… Искренне благодарю Вас за… Сердечно благодарю Вас за… Прошу Вас направить в наш адрес… Заверяю Вас в том, что мы приложим все усилия… Желаем Вам успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудничество… С благодарностью подтверждаю получение от Вас… К этикетным ритуалам, используемым в деловых письмах, относятся также различные виды похвалы: Вы проявили сердечное внимание к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (прямая похвала). Учитывая Ваш большой вклад в развитие технического прогресса в промышленности… (косвенная похвала). Поскольку Ваша фирма является ведущим поставщиком насосной техники… (косвенная похвала). К этикетным ритуалам относят и выражение надежды, уверенности, благодарности в конце письма: Надеюсь на дальнейшие добрые и взаимовыгодные отношения…

Надеемся на скорейшее  принятие решения… Надеемся, что результатом переговоров станет долговременное и плодотворное сотрудничество наших предприятий. Желаем успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудничество. Надеемся, что наша просьба будет рассмотрена в ближайшее время. Вежливая форма именования адресата в деловой переписке предполагает использование местоимений «Вы», «Ваш» с прописной буквы. Согласно Вашей просьбе высылаем Вам последние каталоги нашей продукции. В конце этого месяца мы с удовольствием воспользуемся Вашими услугами. Нельзя не учитывать эффективность этикетных формул, арсенал которых в русском речевом этикете очень велик. От тона письма во многом зависит успех дел. Еще Френсис Бэкон утверждал, что вести деловой диалог в доброжелательном тоне более важно, чем употреблять хорошие слова и располагать их в правильном порядке.

3. Культура поведения,  речевой этикет. Таким образом?  Суммируя сведения об этикетных функциях в деловом общении, необходимо выделить следующие: - контактоустанавливающая (формулы, использующиеся при знакомстве, приветствии, являются средствами установления речевого контакта: Разрешите представиться…, Добрый день Хорошо, что я вас встретил…); - функция контактоподдержания (контактоподдержание осуществляется с помощью поздравлений, пожеланий, соболезнований:

Поздравляю вас…, желаю вам…, С  праздником…); - функция волеизъявления (реализуется в просьбах, приказах, приглашениях, разрешениях, предложениях: хочу обратиться к вам с просьбой…, Позвольте мне пригласить вас…, Постановляю…, Разрешаю…); - функция  регулирования подачи информации (реализуется  в виде сигналов восприятия, согласия, несогласия: Хорошо, Спасибо, Я вас понял, Замечательно.); - функция снятия конфликтной ситуации и напряженности общения: (реализуется в формуле извинения, сожаления: Извините, Я очень сожалею…). Эти основные функции речевого этикета направлены на создание социального равновесия и гармонизацию общения, создание благоприятного климата, который способствует продуктивности общения. Однако само по себе знание этикетных формул не гарантирует ожидаемого результата, если культура поведения говорящего недостаточно высока. Дисгармония между словом и делом, к сожалению, явление не такое уж редкое в нашей общественной жизни. Особенно недопустимо начальственное пренебрежение, которое может принимать какие угодно уродливые формы. Основной принцип речевого поведения – внимательное и уважительное отношение к собеседнику – реализуется в том числе в следующих запретах: - Совершенно неприлично не проявлять внимания к входящему в кабинет человеку. Даже при большой занятости (разговор по телефону, подготовка срочного сообщения для факса и т.п.) следует оторваться на несколько секунд и ответить на приветствие, предложить сесть, извиниться и попросить немного подождать. Предлагая посетителю сесть, можно использовать специальные этикетные формулы: садитесь, пожалуйста, Прошу вас садиться, или просто Прошу с указательным жестом сторону кресла (стула). Просторечная форма Присаживайтесь да еще с шутливым Сесть всегда успеете – показатель низкой речевой культуры (фамильярно-разговорный тип речевой культуры).

- Курить в кабинете  можно с разрешения собеседника,  особенно если это женщина.  Для этого используются фразы:  «Вы не возражаете, если я закурю?»  - Не рекомендуется сидеть в  так называемых свободных позах:  сидеть, развалившись в кресле  или «нога на ногу». Корпус  говорящего должен быть полностью  развернут в сторону адресата, руки должны свободно лежать  на столе. - При установлении делового  контакта неприличным считается  осматривать человека сверху  вниз оценивающим взглядом. Под  таким взглядом человек теряется, и ему бывает трудно сосредоточиться  затем на теме беседы. Кроме  того, взгляд «сверху вниз» принят  в личной сфере общения. Взгляд  на собеседника в деловой обстановке  предполагает фиксацию его на  верхней части лица (треугольник  между глазами и серединой  лба). - В условиях официально общения  не допускается повышение тона. Тон должен быть спокойным,  сдержанным, ровным независимо от  складывающейся обстановки.

Даже если ваш собеседник раздражен и выражает недовольство, проявляет эмоциональную несдержанность, владея собой и подавляя в себе желание ответить тем же, вы обладаете дополнительным преимуществом. Научиться владеть собой удается благодаря психологической подготовке и постоянному вниманию к своей речи. - В конфликтных ситуациях нельзя всю вину сваливать на другую сторону. Признание хотя бы частичной ответственности за случившееся снимает ситуацию «перебрасывания мяча» (чередования взаимных обвинений) и выводит беседу снова в русло конструктивного диалога. Доброжелательно отношение к собеседнику, готовность выслушать его – основное правило русского этикета. Заключение. Деловое общение - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать

с документами – важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения. Низкая речевая  культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров. Культура речи является экономической  категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых  странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Колтунова М.В Язык и деловое общение. М.: Экономическая литература. -2002

2. Акиншина А.А Формановская Н.П. Русский речевой этикет. – М.: Русский язык, 1978

3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1993

4. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М Прогресс, 1990


Информация о работе Речивой этикет в деловом общении