Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа
На мокрых, заснеженных или покрытых слякотью искусственных взлетно-посадочных полосах (ИВПП) значительно понижается сцепление колес ВС по сравнению с сухим покрытием и, как следствие, увеличивается путь пробега, ухудшается путевая устойчивость и управляемость ВС. Это может привести к выкатыванию ВС с ИВПП и прекращению полетов с нее на значительное время.
Именно поэтому процессы зимнего содержания аэродромов, выбор соответствующих технологий должны рассматриваться комплексно.
1. Введение 3
2. Основные термины и определения аэродромов 5
3. Обязанности ответственного лица 6
4. Содержание аэродромов в зимний период 8
Аэродромы с искусственными покрытиями 8
Грунтовые аэродромы 10
5. Средства механизации 13
6. Аэропорт «Пулково 1» 18
7. Заключение 19
9. Список используемой литературы 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3
2. Основные термины и определения аэродромов 5
3. Обязанности ответственного лица 6
4. Содержание аэродромов в зимний период 8
Аэродромы с искусственными покрытиями 8
Грунтовые аэродромы 10
5. Средства механизации 13
6. Аэропорт «Пулково 1» 18
7. Заключение 19
8. Приложения 20
Приложение 1 20
Приложение 2 22
9. Список используемой литературы 24
1. ВВЕДЕНИЕ
Наиболее сложным и ответственным периодом эксплуатации аэропортов гражданской авиации многих стран является зимний. Большинство аэропортов России, Украины, других европейских стран находится в зоне воздействия отрицательных температур в период прохождения осенне-зимней навигации. В этот период вопросы безопасности полетов непосредственно связаны с решением проблемы устранения снежных и гололедных образований, подготовкой аэродромных покрытий. Покрытие считается пригодным при отсутствии на его поверхности посторонних предметов, слоя осадков и при обеспечении необходимого сцепления колес воздушных судов (ВС) с поверхностью покрытия, достаточного для эффективного торможения на взлетно-посадочной полосе. Безопасная и регулярная эксплуатация ВС всех типов в зимних условиях требует постоянной, оперативной, качественной очистки элементов аэродрома.
Эта проблема извечна для мировой авиации, также как извечен ее прогресс. Кроме того, она комплексна. Для аэропорта немаловажны экономические факторы, в частности, такие как стоимость очистки и ее последствия для конструктивных слоев покрытия, вызывающие необходимость его ремонта. Для эксплуатанта воздушного судна - влияние качества аэродромного покрытия не только на управляемость ВС на этапах руления, взлета и посадки, но и на износостойкость авиационных шин, на возможность попадания любых «незакрепленных» частиц в двигатель, на прочность конструктивных элементов и т.д.
Это условие приобретает особую важность в связи с увеличением взлетных и посадочных скоростей, массы современных ВС, а, следовательно, и возникающей кинетической энергии, погашаемой на пробеге или участке торможения прерванного взлета. Основная часть этой энергии погашается тормозами колес, эффективность работы которых, прежде всего, зависит от состояния поверхности покрытий взлетно-посадочной полосы (ВПП). Сцепные свойства покрытия зависят как от текстуры его поверхности, так и от воздействия внешней среды, т. е. наличия на поверхности влаги, слякоти, снега, гололеда. Влияние этих факторов практически постоянно изменяет сцепные свойства покрытия и условия проведения взлетно-посадочных операций ВС.
На мокрых, заснеженных или покрытых слякотью искусственных взлетно-посадочных полосах (ИВПП) значительно понижается сцепление колес ВС по сравнению с сухим покрытием и, как следствие, увеличивается путь пробега, ухудшается путевая устойчивость и управляемость ВС. Это может привести к выкатыванию ВС с ИВПП и прекращению полетов с нее на значительное время.
Именно поэтому процессы
зимнего содержания аэродромов, выбор
соответствующих технологий должны рассматриваться
комплексно.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДРОМОВ
3. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА
3.1. Основной обязанностью ответственного лица аэропорта является содержание аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности, обеспечивающей безопасное и регулярное производство полетов воздушных судов и организацию их движения на летном поле.
3.2. Ответственное лицо обязано:
- осуществлять эксплуатационное содержание, ремонт и оборудование летного поля маркировочными знаками в соответствии с действующими требованиями;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение задержек и отмен вылетов самолетов по состоянию летного поля;
- принимать решение о
прекращении, возобновлении
- производить осмотр аэродрома
перед открытием полетов,
- систематически осуществлять контроль за техническим состоянием летного поля и выполнять мероприятия по устранению выявленных дефектов до начала полетов;
- осуществлять проверку
ровности поверхности
- принимать участие в разработке планов капитального и текущего ремонта аэродрома;
- своевременно организовывать
и обеспечивать выполнение
- внедрять прогрессивные
методы ремонта аэродромных
- осуществлять технический
надзор за выполнением
- руководствоваться
- обеспечивать бережное
хранение, правильное использование
и экономное расходование
- обеспечивать нормативные сроки службы сооружений и оборудования при минимальных затратах на обслуживание и ремонт;
- руководствоваться указаниями «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта сооружений летных полей аэродромов гражданской авиации» при ремонте сооружений летных полей аэродромов;
- обеспечивать наличие и хранение материалов, оборудования и механизмов для содержания и ремонта летного поля.
4. СОДЕРЖАНИЕ АЭРОДРОМА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Аэродромы с искусственными покрытиями
4.1. При подготовке аэродрома к зимней эксплуатации надлежит:
- произвести планировочные работы, ликвидировать келейность, произвести укатку поверхности летного поля, скосить траву;
- выполнить текущий ремонт искусственных покрытий;
- восстановить маркировку искусственных покрытий;
- обновить переносные маркировочные знаки;
- произвести ремонт аэродромных машин и прицепных механизмов и подготовить их к работе в зимних условиях;
- составить план по
содержанию аэродрома на
- заготовить необходимые
строительные материалы для
4.2. В районах с неустойчивыми отрицательными температурами воздуха, частыми оттепелями, аэродромы, имеющие ИВПП, следует содержать методом очистки от снега, а в районах с устойчивыми отрицательными температурами воздуха - методом уплотнения снега.
4.3. Для обеспечения готовности аэродрома к полетам в зимний период необходимо выполнять следующие требования:
- ИВПП, РД, МС и перрон полностью очищать от снега и льда;
- КПБ очищать от снега на половину их длины с каждой стороны;
- БПБ очищать от снега на ширину 25 м с каждой стороны, а далее устраивать сопряжения из снега с уклоном 1/10;
- обочины РД, МС и перрона очищать от снега на ширину 10 м с устройством сопряжения из снега с уклоном 1/10.
4.4. На очищаемых КПБ, БПБ и обочинах РД, МС и перрона допускается слой уплотненного снега толщиной до 8 см и слой свежевыпавшего снега до 10 см.
4.5. Очистка ИВПП от снега должна производиться методом патрулирования плужно-щеточными снегоочистителями с начала снегопада и закончиться через час после его прекращения на всю ширину ИВПП. Работа плужно-щеточных снегоочистителей должна быть организована таким образом, чтобы они последовательно один за другим двигались от оси ИВПП к обочинам с перекрытием предыдущего следа на 0,3-0,4 м. Минимальное расстояние между движущимися машинами должно быть не менее 30-35 м. Снег, собранный в валы, немедленно удаляется роторными снегоочистителями за пределы очищаемых полос или разравнивается на прилегающей грунтовой части аэродрома.
4.6. Взлет и посадка самолетов допускается при наличии на ИВПП сухого свежевыпавшего снега толщиной не более 5 см, слякоти 12 мм и воды 10 мм.
4.7. ИВПП под слоем уплотненного снега подготавливают и содержат на длину ИВПП, увеличенную с каждой стороны на половину КПБ, и ширину 60 м, состоящую из ширины ИВПП и двух равных частей МБ. Толщина уплотненного слоя снега должна быть в пределах 6-8 см. Сопряжения из неуплотненного снега устраиваются с уклоном 1/10. Требования к прочности уплотненного снежного покрова на ИВПП для различных типов самолетов принимаются такие же, как и для грунтовых аэродромов, содержащихся методом уплотнения снега.
4.8. При содержании ИВПП под слоем уплотненного снега первый слой создается уплотнением снега пневморезиновыми или резино-бетонными катками с последующим заглаживанием гладилками. Последующие уплотнения снега на ИВПП производят, по той же технологии, что и на ГВПП. После создания слоя уплотненного снега толщиной 6-8 см дальнейшее содержание ИВПП производится путем очистки от снега.
4.9. По мере эксплуатации снег на ИВПП под воздействием колес и воздушных струй от двигателей самолетов разрушается и выдувается. Для восстановления слоя уплотненного снега на таких участках необходимо вместо очистки производить уплотнение снега.
4.10. За две-три недели до наступления положительных температур воздуха слой уплотненного снега должен быть удален с покрытий ИВПП. Срезку уплотненного снега производят слоями толщиной 1-2 см с помощью автогрейдера. Срезанный и собранный в вал снег удаляется за пределы ИВПП.
Очистка ИВПП от уплотненного снега продолжается до тех пор, пока покрытие не будет очищено полностью.
Грунтовые аэродромы
4.12. Эксплуатация самолетов на грунтовых аэродромах в зимнее время допускается при установившихся отрицательных температурах воздуха и промерзании верхних слоев грунта для самолетов Ан-2, M-15 и Л-410 на глубину 5-6 см. При меньшей глубине примерзания необходимо определять прочности, грунта (приложение 1) под слоем мерзлого грунта. Если прочность грунта удовлетворяет требованиям для конкретного типа самолета, то разрешается его эксплуатация и при меньшей глубине промерзания грунта.
4.13. Грунтовые аэродромы независимо от климатических условий и района расположения содержатся методом уплотнения снега.
4.14. Эксплуатационное состояние грунтового аэродрома в зимний период характеризуется прочностью уплотненного снега. Для каждого типа самолета устанавливается своя эксплуатационная и минимально допустимая прочность уплотненного снега.
4.15. При эксплуатационной прочности уплотненного снежного покрова разрешаются регулярные полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна превышать 2 см.
При минимально допустимой прочности разрешаются разовые полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолетов не должна превышать 6 см.
4.16. Прочность уплотненного снежного покрова для самолетов Ан-2, М-15, Л-410М следующая:
- для регулярных полетов (эксплуатационная прочность) 392,4 кПа (4 кгс/см2);
- для разовых полетов (минимальная прочность) 294,3 кПа (3 кгс/см2).
Для вертолетов всех типов прочность уплотненного снежного покрова должна быть не менее 294,3 кПа (3 кгс/см2).
4.17. Прочность уплотненного снежного покрова определяется перед началом полетов, после каждого уплотнения снега и при повышении температуры. Определение прочности уплотненного снежного покрова приведено в приложении 2.
4.18. Уплотнение свежевыпавшего снега производится при толщине снега 5 см и продолжается до прекращения снегопада. Для увеличения прочности уплотненного снега укатка летной полосы должна производиться и при повышении температуры воздуха независимо от снегопада.