Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:40, курсовая работа
Общая цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть два тождественных института прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации: свободу слова и право граждан на информацию, их историю возникновения в нашей стране, ключевые особенности и содержание. Очень важно выявить регулирование данных институтов законодательством данной страны, их реализацию и защиту. Немаловажно отметить судебное производство по делам, касающимся данной темы, рассмотренных не только Конституционным судом Российской федерации, но и Европейским судом по правам человека, так как данный суд рассматривает дела о нарушении прав и свобод граждан России наряду с гражданами других стран.
Введение …………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Свобода слова
1.1. История и содержание ………………………………………………………………………………..
1.2. Свобода слова в Конституции Российской Федерации ……………………………..
1.3. Законодательное регулирование свободы слова в России ……………………….
Глава 2. Право граждан на информацию
2.1. История и содержание ……………………………………………………………………………......
2.2. Право граждан на информацию в Конституции Российской Федерации …..
2.3. Законодательное регулирование право на информацию в России …………….
Глава 3. Судебное производство
3.1. Европейский суд по правам человека ………………………………………………………….
3.2. Конституционный суд Российской Федерации ……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы …………………………………………….
Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):
Таким образом статья 29 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.
В настоящее время ограничение
свободы слова применяется для
охраны государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья и
нравственности населения, не допускаются
пропаганда или агитация, возбуждающая
социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и
Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.
Под политическими правами
и свободами подразумевают
В отличие о личных прав,
принадлежащих каждому
Таким образом можно сделать вывод о том, что Конституция РФ отражает в себе гарантии свободы слова, уделяет этому институту не последнее место среди прав и свобод человека и гражданина.
Для того чтобы выявить насколько наше Российское законодательство регулирует и гарантирует свободу мысли и слова необходимо совершить экскурс по нормативно правовым актам РФ. Действительно помимо главного закона нашей страны это право гарантируется еще некоторым количеством законов. Рассмотрим несколько из них:
Самым первым следует рассмотреть очень важный источник Конституции РФ (а именно главы права и свободы человека и гражданина) -Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечает необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. В статье 13 говориться:
(1) Каждый имеет право
на свободу мысли, слова, а
также на беспрепятственное
Следующий нормативно правовой
акт гарантирующий свободу
1. Военнослужащие, реализуя
право на свободу слова,
2. Военнослужащие вправе
в свободное от исполнения
обязанностей военной службы
время мирно, без оружия
3. Участие военнослужащих
в забастовках, а равно иное
прекращение исполнения
Несомненно первый пункт данной статьи законодательно регулирует свободу слова.13
В Статье 2 Цели и задачи Общественной палаты Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об Общественной палате Российской Федерации" (принятого ГД ФС РФ 16.03.2005) говориться: Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
7) привлечения граждан,
общественных объединений и
Так же в статье 16 этого же закона указано: 3. В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе:
2) давать заключения о
нарушениях законодательства
Еще одним нормативным актом который отражает в себе гарантии свободы слова является Устав Союза Беларуси и России" (Москва 23.05.1997): Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов к сплочению двух государств, образовали Союз Беларуси и России (далее именуется - Союз).
Статья 13 Полномочия Союза и его органов направлены на обеспечение равенства политических и социально - экономических прав граждан.
Основными обязанностями государств - участников Союза являются:
обеспечение свободы слова и средств массовой информации;15И здесь видна отчетливая связь свободы слова и средств массовой информации.
Основанные на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК, КоАП. Так, в УК установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242); в КоАП - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение "непристойностей" и т.д.16
Разработаны и международные
стандарты, направленные против злоупотреблений
свободой слова, информации, выражения
своего мнения. Они установлены, например,
в п. 3 ст. 19 Международного пакта
о гражданских и политических
правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав
человека и др., но наиболее развернуто
сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской
конвенции о защите прав человека
и основных свобод. Он гласит: "Осуществление
этих свобод, налагающее обязанности
и ответственность, может быть сопряжено
с определенными
Глава 2. Право граждан на информацию.
2.1. История и содержание.
Право граждан на информацию
является одним из важнейших политических
и личных прав человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации,
принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает,
что «каждый имеет право
Не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
В отсутствие свободного доступа граждан к информации, при информационной закрытости, «непрозрачности» органов государственной власти весь набор демократических институтов легко может приобрести имитационно-декоративный характер, а «носитель суверенитета и единственный источник власти» может превратиться в манипулируемый «электорат». В этой связи весьма показательно, что общественная дискуссия о характере современного политического процесса в России, которая ведется как у нас, так и за рубежом, в значительной степени сфокусирована на проблемах прозрачности государственной власти и реализации права граждан на информацию. 18
2.2. Право граждан на информацию в Конституции Российской Федерации.
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни».19
Информация о работе Свобода слова и право граждан на информацию