Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:40, курсовая работа
Общая цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть два тождественных института прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации: свободу слова и право граждан на информацию, их историю возникновения в нашей стране, ключевые особенности и содержание. Очень важно выявить регулирование данных институтов законодательством данной страны, их реализацию и защиту. Немаловажно отметить судебное производство по делам, касающимся данной темы, рассмотренных не только Конституционным судом Российской федерации, но и Европейским судом по правам человека, так как данный суд рассматривает дела о нарушении прав и свобод граждан России наряду с гражданами других стран.
Введение …………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Свобода слова
1.1. История и содержание ………………………………………………………………………………..
1.2. Свобода слова в Конституции Российской Федерации ……………………………..
1.3. Законодательное регулирование свободы слова в России ……………………….
Глава 2. Право граждан на информацию
2.1. История и содержание ……………………………………………………………………………......
2.2. Право граждан на информацию в Конституции Российской Федерации …..
2.3. Законодательное регулирование право на информацию в России …………….
Глава 3. Судебное производство
3.1. Европейский суд по правам человека ………………………………………………………….
3.2. Конституционный суд Российской Федерации ……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы …………………………………………….
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:
· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
· право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
· свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
· свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
· право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
· право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
· свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
· свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
· право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
· право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)».20
Этот перечень можно дополнить следующим:
· право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
· право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
В указанном перечне
С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»22 суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».
Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П23: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Отечественная правовая практика исходит в вопросе о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если иное не предусмотрено законом». С моей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.
2.3. Законодательное регулирование право на информацию в России.
Федеральный Закон «Об
информации, информатизации и защите
информации» не допускает сбор, хранение,
использование и
В Федеральном Законе РФ «О СМИ» также содержится ряд ограничений, обусловленных:
Ст. 4 Закона «О СМИ» говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Ст. 51 устанавливает запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Статья 38 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О
средствах массовой информации» предоставляет
гражданам право на оперативное получение
через средства массовой информации достоверных
сведений о деятельности государственных
органов и организаций, общественных объединений,
их должностных лиц.
Право граждан на информацию тесно связано
и с принципом свободы массовой информации.
Данная взаимосвязь проявляется, в частности,
в том, что «свобода прессы предоставляет
обществу одно из наилучших средств узнавать
мнения и взгляды политических деятелей
и составлять свое мнение о них. В частности,
она дает политическим деятелям возможность
высказывать и комментировать общественные
проблемы и выражать свою озабоченность.
Таким образом, пресса позволяет каждому
человеку принимать участие в свободном
политическом обмене мнениями, который
является самой сутью концепции демократического
общества».
Свобода массовой информации — необходимая
составляющая общего принципа «свободы
информации», важное условие режима демократии,
обеспечения политического плюрализма
и культурного многообразия. Для демократии
было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал
только один голос, имеющий власть распространять
единственную политическую точку зрения.
Поэтому, согласно статье 1 Закона
о СМИ, не могут быть ограничены:
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.
Кроме того некоторые ограничения предусмотрены и во время чрезвычайного положения и в период выборов. Пункт «б» ст. 22 Закона «О чрезвычайном положении» допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.26
Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).
1 Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Сост.: Коваленко В. И.- М.: 1996. С. 575.
2 Свобода слова. В.Н. Кудрявцев; Рос. Академия наук. – М.: Наука, 2006. С91, 95.
3 Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Протокол от 3
октября 1991 года.- п. 19.2
4 Любимов А.П. Комментарий к Конституции РФ - М.: Экзамен, 2005 г.
5Большой юридический словарь. Под ред. А.Я.Сухарева, М.: Инфра-М, 2007г.
6 Лебедев А.В. политические права и свободы граждан Российской федерации (конституционно-правовое исследование): Дис, … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.
7 Права человека: учебник. А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эскимо, 2006. – С. 141 – 142.
8 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002
9 Права человека в России: Учебное пособие. С.И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006. – С. 294
10 Реализация гражданских и политических прав и свобод в Российской Федерации: конституционные гарантии и ограничения. Жабин. А.Я. Дис, … канн. Юрид. Наук.. М., 2004.
11Права человека: Учебник для вузов. Отв. ред. А.Е. Лукашева. М.: 2002. С. 48.
12 Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
13 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
14 Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об Общественной палате Российской Федерации" (принятого ГД ФС РФ 16.03.2005)
15 Устав Союза Беларуси и России" (совершено в Москве 23.05.1997)
16 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М: Юристъ. – 2003.
17 СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 163
18 Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003. Стр. 86
19 Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.
20 Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.
21 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617.
22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.
23 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.
24 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях
и о защите информации" (принят ГД ФС
РФ 08.07.2006)
25 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации"
26 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)
Информация о работе Свобода слова и право граждан на информацию