Тоталитаризм и авторитаризм как политические режимы диктаторского типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Авторитаризм и тоталитаризм – это две модели политического режима диктаторского типа, между которыми есть существенные различия по целому ряду основополагающих характеристик.Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим в целом оставляет на усмотрение самых частных лиц вопросы отправления религиозной веры, экономической деятельности, семейной жизни и т.д., если это не противоречит интересам сохранения существующей системы

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие и истоки тоталитарного политического режима. 5
2. Характерные черты и разновидности тоталитаризма. 13
3. Авторитарный политический режим: сущность и формы. 22
Заключение. 25
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 60.34 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Характерные черты и  разновидности тоталитаризма.

К тоталитарным системам относят  системы, которые характеризуются  полным контролем со стороны государства  за личностью, радикальными преобразованиями всей общественной системы в соответствии с революционной социальной утопией, не оставляющей места ни для свободы  индивида, ни для соц. Противоречий. В чистом виде тоталитарной режима нет. Происх. от лат. сл. «тоталис» - весь, полный, целый. Этот режим характеризуется  тем, что вся власть сосредоточена  в руках одной группы, отсутствие демографических свобод, возможности  появления политической оппозиции, т.е. это режим при котором правящая элита полностью подчинила жизнь  общества своим интересам и сохранит власть благодаря насилию.

Можно выделить 3 главных  типа:

- религиозный тоталитаризм;

- политический тоталитаризм;

- информационно-финансовый.

Религиозный возник в Средневековье. Носителем выступали религиозные  институты, которые внедряли в сознание людей религиозную идеологию  и контролировали ее (орден Иезуитов). В Парагвае в 17 в. существовала целая  иезуитское государство. Элементы тоталитаризма: в протестантизме и в католичестве. В современных условиях религиозный  тоталитаризм тоже существует, но более  выражен, политический тоталитаризм.

Характерные черты тоталитаризма:

  1. Власть контролирует все сферы деятельности человека.
  2. Формирование власти при тоталитарном режиме идет бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна со стороны общества.
  3. Отношение людей к власти: общество отчуждено от власти, но не осознает это.
  4. Роль идеологии в обществе – осуществляется всеобщая регламентация жизни. Идеология начинает напоминать форму религии.
  5. Лидер всегда харизматический, опирается на партию  и группу.
  6. Запрещено все, кроме того что приказано и разрешено.
  7. Власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ.
  8. Демократические свободы и права носят формальный характер. Государство выполняет определенные социальные функции.
  9. При тоталитарном режиме существует определенная социальная структура общества. Значит, часть граждан отчуждена от собственности, доля собственности сосредоточена в одних руках (олигархия).
  10. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций.

Развитие СМИ, информатизация и компьютеризация позволяют  осуществлять управление массовым сознанием. Главное в тоталитаризме –  вызвать массовый страх, использовать физическое насилие и иллюзорную.

Разновидности.

Наряду с общностью  основополагающих институциональных  черт тоталитарные политические системы  имею и существенные особенности, что  позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости  от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризм стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в  общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души»,  обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность  тоталитаризма национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет родство  с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение  «товарищ». В то же время место  класса здесь занимает нация, место  классовой ненависти ненависть  национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных  граждан (классовою врага), и в  национал-социализме – вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо  выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мирровое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают к  трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются  существенные различия, например между  сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

Тоталитаризм в его  коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации  ресурсов и концентрации средств  для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран. Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живу честь тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарат социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции. И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическим догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по свое сути идеологии и пропаганды. Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело подчинить индивида государственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах Запада.

Тоталитаризм (от лат. «поталь» - всеобщий, всеобъемлющий) – это  политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе психофизической инженерии и  уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С  середины 30-х годов различные  концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской  и художественной литературе как  осмысление практики нацизма и сталинизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере  нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. За 75 лет  СССР прошел три этапа тоталитаризма:

 – с  1917 года до  конца 20-х годов; 

- с конца 20-х годов  до середины 50-х годов;

- с середины 50-х годов  до середины 80-х годов. 

Тоталитаризм есть качественно  иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и  тоталитарные режимы, прежде всего  – режимы идеологические. Они рождены  идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При  этом идеология исходит из некоторой  первичной системы идеалов. Октябрьская  революция ввела у нас существенно  новую (вместо самодержавной) систему  высших идеалов:  мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму – царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности – все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. На рубеже 1950-60-х годов с окончанием перманентного идеального состояния (XX съезд разрушил миф о внутренних «врагах народа») и одновременно начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции.

Любая тоталитарная система  создает культ. Но подлинным и  главным объектом его выступает  не человек, а власть как таковая. Культ власти – в этом состоит  сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью – ценностью  абсолютного, высшего порядка. Кто  имеет власть – имеет все: роскошную  жизнь, подобострастие окружающих, возможность  высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду  и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего – ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля. Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно – значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом – в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества. Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. принятие этой  мифологии – не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования. Тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью. Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.

  1. Вера в простоту мира – эта центральная характеристика тоталитарного сознания. Вера «простой мир» не позволяет почувствовать ни собственную индивидуальность, ни индивидуальность близкого человека. Эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю в частности. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы – лишь попытка заморочить людям голову. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы.
  2. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни – лидеры, институты, структуры, нормы, стили – воспринимаются как  застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут  импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Паспортная система привязывает людей к одному месту жительства, а трудовое законодательство – к одному рабочему месту. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.
  3. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет – построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.
  4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Информация о работе Тоталитаризм и авторитаризм как политические режимы диктаторского типа