Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:07, статья
ЗОРИН Василий Анатольевич, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и связей с общественностью исторического факультета Челябинского госуниверситета. Для связи с автором:mailto:vaszorin@mail.rau
Ключевые слова: политическая психология, политическое лидерство, президентство, стиль лидерства.
МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
РОССИЙСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ
В.А. Зорин
ЗОРИН
Василий Анатольевич, кандидат политических
наук, доцент кафедры политических
наук и связей с общественностью
исторического факультета Челябинского
госуниверситета. Для связи с
автором:mailto:vaszorin@mail.
Ключевые слова: политическая психология, политическое лидерство, президентство, стиль лидерства.
Президентство находится в центре современной российской политической системы. Речь идет не только о том, что президент обладает значительными конституционными полномочиями, дающими ему возможность и одновременно накладывающими обязательство лично принимать ключевые решения, определять направление политики. Президентство — это еще и своеобразное зеркало, в котором отражаются качественные изменения в политической системе. Наблюдая за тем, как предусмотренный Конституцией институт трансформируется после смены инкумбента, мы получаем данные, необходимые для понимания того, что происходит со страной в целом.
Президентские
исследования занимают одно из важных
мест в политической науке, активное
их развитие происходит, главным образом,
в США. С 1971 г. выходит в свет периодическое
издание " Presidential Studies
Фундаментальный
вопрос о сущности президентства
как особого феномена политической
системы рассматривается по-
Б. Пэйдж и М. Петракка выделяют две основных исследовательских стратегии: концепцию "великих личностей" и бюрократическую модель президентства [Page, Petracca 1983]. Х.Барджер акцентирует внимание на двух подходах: "традиционалистском" (представляющем президентство сбалансированным и достаточно гибким институтом, который функционирует эффективно, если президентом является "правильный человек") и 78 "ревизионистском" (возникшем на волне критики войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала и призывающем вводить систему дополнительных конституционных сдержек с целью обезопасить общество от возможных президентских злоупотреблений) [Barger 1984].
По
мнению Р.Пайеса, основными подходами
к изучению института президентства
являются исторический, правовой и психологический
[Pious 1979], тогда как Дж.С.Эдвардс и С.Дж.Уэйн
выделяют правовой, институциональный,
психологический подходы, а также подход,
в основе которого лежит изучение политической
власти, которой обладает президент (political power
Наше предположение состоит в том, что наиболее адекватной научной категорией, позволяющей рассмотреть президентство комплексно как сочетание институциональных, социологических, индивидуально- и социально-психологических факторов, является лидерство [Зорин 2006]. Президент — это лидер не только в том смысле, что он занимает высокую позицию в формальной и неформальной иерархиях власти. Лидерство президента — это еще и широкомасштабный процесс, в который вовлечены все заинтересованные в политике акторы. В каком-то смысле определение позиции в политическом пространстве производится путем соотнесения частного интереса с предполагаемыми интенциями президента (в категориях "свой — чужой", "охранитель-оппозиционер", "безразличный — сторонник" и т.п.).
Возникновение
лидерского подхода к изучению президентства
связано с поведенческой
Акцент на личности президента как на центральном элементе президентства является характерной чертой психологического подхода [Barber 1972; Buchanan 1978; Greenstein 1988; Renshon 1998; Hargrove 1998; George, George 1998].
Многообразие президентских исследований свидетельствует о высоком уровне их развития в американской политической науке. В то же время мы можем предполагать, что аналогичное направление в российской политологии также имеет перспективы. Важнейшей его предпосылкой является "рути-низация" президентства и укрепление в сознании исследователей представления о "нормальности" этого института. Смена президентов должна рассматриваться как закономерный процесс, не содержащий в себе угрозу политической стабильности. Американская политическая наука, еще как минимум со времен знаменитого "опроса Шлезинджера" 1948 г., лояльно воспринимает тезис о том, что президенты могут быть не только великими политическими деятелями, но и неудачниками, вклад которых в развитие страны ничтожен [Maranell 1970].
Кроме того, политическая наука способствует снятию напряженности, возникающей в обществе в момент передачи президентских полномочий от одного лица другому, благодаря тому, что развивает типологические исследования, в рамках которых создается представление о коридорах возможностей для каждого нового инкумбента. Так, например, по мнению Дж.М.Бёрнса, еще в эпоху отцов-основателей были сформированы три основные модели президентского лидерства, связанные с именами политиков, занимавших этот пост или находившихся на ключевых позициях в их "командах" [Burns 1978]. Под "моделью" здесь мы будем понимать познавательный конструкт, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя при этом некоторые важные их свойства.
"Мэдисонская"
модель президентства
Напротив, "Джефферсонская" модель президентства предполагает стремление лидера к построению максимально широкой коалиции сторонников, к привлечению на свою сторону влиятельных акторов, к созданию "команды". В этих условиях востребованной оказывается объединительная риторика, актуализирующая понятия патриотизма и национальной миссии. Оборотной стороной этого становится частичная утрата личностного начала президентства: инкумбент вынужден делегировать полномочия, "делиться властью" с влиятельными сторонниками, обеспечивающими ему устойчивое положение в борьбе с оппозиционным меньшинством.
Наконец, "Гамильтонская" модель основана исключительно на личностном факторе. Дж.М.Берне определяет ее как "героическое лидерство". В сущности, речь идет о развитии харизматической модели, основанной на Интенсивном использовании президентом своих властных полномочий, которое, в частности, выражается в том, что вокруг лидера формируется о "команда" лично преданных, полностью лояльных исполнителей. В политическом смысле такое президентство способствует развитию этатистских тенденций и распространению консервативных ценностей, в Таким образом, в американской исследовательской традиции накоплен опыт, позволяющий локализовать каждого нового президента в рамках любой из большого ряда типологий, предсказать возможные риски и достижения, сформулировать общественные ожидания и задать критерии оценки эффективности его работы.
Российские
президентские исследования находятся
в самом начале этого пути. Представляется,
что на сегодняшнем этапе мы все
еще склонны рассматривать
Теоретические
модели российского президентского
лидерства могут быть сформированы
по результатам глубокого
В политической психологии широко распространено представление о том, что феномен политического лидерства представляет собой процесс иерархического взаимодействия индивидуального актора с различными социальными группами ("последователями"). Структура этого процесса описана М. Херманн как сочетание пяти основных компонентов: 1) личности лидера; 2) характеристик последователей; 3) их взаимоотношений; 4) контекста; 5) возникающего в результате данных взаимодействий политического поведения [Hermann 1980]. Такой подход позволяет оценивать лидерский процесс как сложную систему, в которую вовлечены разнообразные виды и уровни политических акторов: индивиды, малые и большие группы.
Сложность и противоречивость этой системы не позволяет ограничить ее формальными рамками конституции, практика реализации президентами своих властных полномочий складывается непосредственно из сочетания двух основных групп факторов:
- диспозиционные
факторы отражают особенности
личности инкумбента, генетически
связаны с опытом его работы
до вступления в должность;
можно сказать, что это
- ситуационные
факторы характеризуют среду,
в которой реализуются
Далее мы представим теоретическое видение моделей президентского лидерства. Сначала речь пойдет о моделях, основанных на выявлении диспозиционных факторов, затем — ситуационных.
Диспозиционные модели президентского лидерства основаны на формировании представления о существовании устойчивых типов личностной организации президентской деятельности, в рамках которой индивидуальные способности, ориентации и установки соотносятся с параметрами роли инкумбента в политическом процессе.
Прежде всего, необходимо отметить, что личность в данном контексте рассматривается в специфическом ключе. В самом общем виде под личностью мы понимаем некоторую совокупность признаков, характеризующих индивида. А.Н.Леонтьев понимал личность как новое качество индивида, которое возникает по мере его включения в систему общественных отношений [Леонтьев 1983].
Таким образом, если сущностной характеристикой личности (в контексте общей и социальной психологии) является социальная значимость входящих в ее структуру качеств, то "политическая личность" — это совокупность политически значимых качеств индивида, что позволяет говорить о ней как об особой единице политико-психологического анализа.
Структурно эти качества организованы на двух уровнях. Первый — "внутренний" — это более устойчивые характеристики, отражающие аутентичные психологические свойства и состояния личности, актуальные для политики, существующие независимо от общественного сознания и становящиеся объектом отражения в нем. Второй уровень — "внешний" — содержит в большей степени мобильные, изменчивые характеристики личности, которые можно обнаружить лишь непосредственно в сфере общественного сознания [Зорин 2007].
В классической работе Дж.Д.Барбера, рассматривающей президентство с точки зрения личностных характеристик инкумбента, представлена оригинальная модель формирования президентского лидерства. Основные компоненты последнего автор определяет как "характер", "мировоззрение" и "стиль" [Barber 1972]. Они соответствуют принятому в отечественной психологии представлению о структурных уровнях установок: аффективном, когнитивном и поведенческом [Узнадзе 1966; Дилигенский 1994].
Описанные выше компоненты политической личности развиваются неравномерно: характер, главным образом, формируется в детстве, мировоззрение — в подростковом, стиль — во взрослом возрасте.
Характер. Отношение к жизни формируется в ходе своего рода экспериментов, которые ребенок предпринимает в отношениях с родителями, братьями, сестрами, друзьями, учителями и т.д. Постепенно ребенок вырабатывает определенные установки в' отношении самого себя. Важно отметить, что эти ориентации и установки, несомненно, способны изменяться со временем и, конечно, неправильно объяснять все в поведении взрослого человека теми проблемами, с которыми он столкнулся в раннем детстве. Но, тем не менее, именно в детстве формируются те установки и ориентации, которые оказываются наиболее устойчивыми и невосприимчивыми к изменениям, в которые, в конечном счете, остаются с человеком навсегда. Взрослый человек располагает гораздо более развитым арсеналом механизмов контроля над своими аффектами, чем ребенок. Именно в детские годы закладываются основы характера политического лидера. Другой вопрос, что далеко не все в поведении политика определяется и объясняется аффектами.
Информация о работе Модели политического лидерства российских президентов