Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:07, статья
ЗОРИН Василий Анатольевич, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и связей с общественностью исторического факультета Челябинского госуниверситета. Для связи с автором:mailto:vaszorin@mail.rau
Ключевые слова: политическая психология, политическое лидерство, президентство, стиль лидерства.
Мировоззрение. Подросток ищет способы придания смысла себе, своему в существованию, фокус его внимания перемещается на будущее, к немуЫ приходит чувство, что решается его судьба, и он пытается понять, кто или что в формирует эти решения. Он начинает задумываться о том, как устроен мир, § как он функционирует, каковы люди и каким нужно быть, чтобы стать, как §- они. Таким образом, подросток, еще до вступления во взрослую жизнь, ста-в вит перед собой фундаментальные мировоззренческие вопросы и ищет 5 ответы на них. Впоследствии когнитивные структуры могут усложняться, но rj основания их остаются неизменными.
Стиль. Взрослая жизнь предполагает принятие ответственных решений. Именно тогда, когда индивид начинает жить и действовать от своего имени, без опеки и контроля семьи, школы и т.д., он усваивает определенный стиль. Для такой специфической категории людей, как политики, принципиально важен первый независимый успех в этой сфере. Причем следует обращать вни-82 мание не столько на то, чего они добиваются, сколько на то, как они делают это. Каждый политик пытается зафиксировать в своей памяти некий образец, стереотип поведения, который впоследствии будет рассматриваться как своего рода рецепт успеха. Будучи опытным политиком, он может увидеть в ситуациях, с которыми будет сталкиваться, нечто, напоминающее ему о том, самом первом, самостоятельном достижении и будет склонен делать акцент именно на тех аспектах стиля, которые принесли ему успех когда-то в прошлом.
Таким
образом, именно стиль можно рассматривать
как сложившийся результат
Их,
в свою очередь, Барбер разделил на
три группы: риторика, межличностное
взаимодействие и домашняя работа.
Ни один президент не может избежать
исполнения хотя бы одной из этих функций,
практически ежедневно ему
В работах классика политической науки Х.Д.Лассуэлла предложена типология политических лидеров, которая в целом соответствует представлению Барбера о вариациях стилей политиков [Лассуэлл 2005]:
- Агитатор. Для этого типа характерен, во-первых, явный акцент на риторику: пристрастие к произнесению речей или бурной эпистолярной и публицистической деятельности. И, во-вторых, — присутствие особого ощущения своей "миссии", призванности, мистического предназначения, а также своего исключительного права говорить о некоторых проблемах от имени определенных слоев общества.
- Администратор. Этот тип — исполнитель, которому свойственны, как правило, высокие амбиции, специфическое отношение к власти как к некому ресурсу, который можно использовать, тратить и наращивать. Кроме того, администраторы обладают высоко развитой способностью структурировать ситуации, в которых они оказываются, их отличают решительность, активность и некоторая агрессивность, а также — устойчивое чувство реальности.
- Теоретик. Этот тип наименее распространен среди политиков. Его главные характеристики — "интеллектуальность" (склонность обобщать и теоретизировать по поводу происходящих событий), определенная страсть к вынесению суждений, ограниченность и неопределенность действий. В политической реальности встречаются два основных подвида теоретиков: "идеологи" (те, кто определяют цели общественного развития, программы будущего) и "эксперты" (консультанты, советники, ограничивающие свое участие в политическом процессе осуществлением экспертизы по вопросам, на которые распространяется их сфера компетентности).
Нам представляется, что описанные выше категории позволяют адекватно сформулировать диспозиционные основания лидерских моделей президентов Б.Н.Ельцина, В.В.Путина и Д.А.Медведева.
Ельцин
— президент-агитатор. Его лидерство
предполагало активную дискуссию с
различными категориями последователей,
которая велась как от его имени,
так и от лица его активных сторонников.
Ельцин — это президент, который
постоянно находился в
Таким
образом, президентское лидерство
Б.Н.Ельцина в рамках "модели агитатора"
характеризовалось, прежде всего, личностным
измерением, т.е. высокой степенью зависимости
осуществляемых мер от персональных
интенций лидера, который брал на себя
ответственность за происходящее со
страной. Именно с этим связана его
относительная
Президентское
лидерство В.В.Путина можно определить
скорее в терминах "модели администратора".
Главными ее характеристиками являются
умение лидера манипулировать людьми
и обстоятельствами (так наз. макиавеллизм),
высоко развитое чувство реальности,
способность идти на g уступки, находить
компромисс с заинтересованными
сторонами, принимать 8 решения и
брать на себя ответственность за
них. Важнейшим проявлением
Путин
как президент акцентирует
Президентство Д.А.Медведева, несмотря на очевидную незавершенность формирования модели, обладает чертами "теоретического" лидерства. Возможно, принятие именно такой лидерской модели стало результатом адаптации президента к институциональной трансформации. Перераспределение властных ресурсов в рамках системы "президент — председатель правительства — доминирующая партия" заставляет его искать неявные возможности президентства. Учитывая особенности модели предшественника, Медведев делает акцент на смысловом наполнении своей работы. "Президент-теоретик" стремится к концептуализации современной политической ситуации, он берет на себя роль не просто менеджера, а идеолога. Публикация в широком доступе программных статей, эксперименты по приспособлению президентской риторики к современному формату интернет-блога свидетельствуют о том, что Медведев как лидер сумел сформировать свою специфическую модель президентского лидерства. Это модель "поставщика смыслов", можно предполагать ее потенциальное развитие в направлении укрепления морального авторитета президентства. "Президент-мечтатель", движимый благородными идеями, призывающий бороться с самоуспокоенностью и инертностью, ставящий амбициозные цели — так в современных российских условиях выразилось лидерство теоретика.
Описанные выше модели российского президентского лидерства сформулированы в самом общем виде на основании диспозиционных характеристик — особенностей "политической личности" президентов. Ситуационные факторы лидерства привлекают внимание исследователей, как правило, в рамках социально-психологической традиции, связанной с изучением внутри-групповой и межгрупповой динамики [Бендас 2009; Платонов 2006; Brown, Lord 2004; Psychology of Leadership... 2005], а также в организационной психологии, где акцент делается на проблеме эффективности, т.е. способности лидера обеспечить достижение группой конкретных целей [Шеклтон 2003; Thomas 2005; Хмельник 2009].
Политико-психологические исследования ситуационных факторов президентского лидерства на современном этапе представлены работами, посвященными проблеме восприятия образов лидеров [Шестопал 1995; Шестопал 2000; Образы власти... 2004; Образы российской власти... 2008]. В них дается оценка внешней стороны "политической личности" — т.е. качеств, приписываемых политикам массовым сознанием.
Вместе с тем, в современной социальной психологии сложилась и другая традиция, трактующая политическое лидерство как системный феномен, возникающий в контексте взаимодействия лидера и последователей.
Речь идет о разработке С.Рейчером, Н.Хопкинсом, А.Хаслемом, М.Хоггом и другими, прежде всего, английскими психологами теории политического лидерства, созданной на основе теории социальной идентичности Х.Тэджфела и теории самокатегоризации Дж.Тернера [Hogg 2001; Hopkins, Reicher 1997; Turner, Haslam 2000].
Лидер
здесь рассматривается как
- лидер
как статусная фигура, выступающая
от лица всей группы и
- лидер
как фигура, воплощающая в себе
присущие всей группе качества,
благодаря чему группа
Таким
образом, сущность политического лидерства,
в рамках этой концепции, состоит
в инициировании групповых
Итак, лидер влияет на последователей (или в интересующей нас сфере — президент влияет на общество) в силу того, что:
- способен
формировать социальные
- предоставляет содержательное наполнение этих категорий, т.е. обеспечивает их связь с потребностями и установками членов группы, тем самым, создавая мотивационный базис для участия в коллективных действиях;
- оказывается
способным взять на себя
Чувство "мы" объединяет общество и лидера благодаря тому, что последний рассматривается как связующее звено, поддерживающее коллективную идентичность. Более того, в рамках этого подхода лидерство можно представить как своего рода "торговлю иденгичностями". Лидеры обязаны структурировать и когнитивное пространство массового сознания путем создания, стимулирования и поддержания социальных категорий, способных вместить в себя как можно большее количество последователей, рядовых членов общества.
Влияние президента на
Мы полагаем, что каждый из
трех российских президентов
может быть рассмотрен как
прототипическая фигура в
Ситуационный характер данной теории проявляется в том, что лидер не 86 может быть рассмотрен в рамках "героического" подхода. Устойчивое доминирование в политическом поле обусловлено способностью находить поддержку и быть понятым большинством. Негативный вариант лидерской динамики для президента предполагает распространение в массовом сознании "чужих" социальных категорий, в рамки которых включается сам президент.
Информация о работе Модели политического лидерства российских президентов