Модели политического лидерства российских президентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:07, статья

Описание работы

ЗОРИН Василий Анатольевич, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и связей с общественностью исторического факультета Челябинского госуниверситета. Для связи с автором:mailto:vaszorin@mail.rau

Ключевые слова: политическая психология, политическое лидерство, президентство, стиль лидерства.

Файлы: 1 файл

МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение. Подросток ищет способы придания смысла себе, своему в существованию, фокус его внимания перемещается на будущее, к немуЫ приходит чувство, что решается его судьба, и он пытается понять, кто или что в формирует эти решения. Он начинает задумываться о том, как устроен мир, § как он функционирует, каковы люди и каким нужно быть, чтобы стать, как §- они. Таким образом, подросток, еще до вступления во взрослую жизнь, ста-в вит перед собой фундаментальные мировоззренческие вопросы и ищет 5 ответы на них. Впоследствии когнитивные структуры могут усложняться, но rj   основания их остаются неизменными.

Стиль. Взрослая жизнь предполагает принятие ответственных решений. Именно тогда, когда индивид начинает жить и действовать от своего имени, без опеки и контроля семьи, школы и т.д., он усваивает определенный стиль. Для такой специфической категории людей, как политики, принципиально важен первый независимый успех в этой сфере. Причем следует обращать вни-82 мание не столько на то, чего они добиваются, сколько на то, как они делают это. Каждый политик пытается зафиксировать в своей памяти некий образец, стереотип поведения, который впоследствии будет рассматриваться как своего рода рецепт успеха. Будучи опытным политиком, он может увидеть в ситуациях, с которыми будет сталкиваться, нечто, напоминающее ему о том, самом первом, самостоятельном достижении и будет склонен делать акцент именно на тех аспектах стиля, которые принесли ему успех когда-то в прошлом.

Таким образом, именно стиль можно рассматривать  как сложившийся результат генезиса "политической личности". И если предпосылки его формирования скрыты в глубинных психодинамических процессах, то сам стиль поведения является наиболее видимым компонентом, который определяется как привычные для политика виды и формы исполнения своих служебных обязанностей.

Их, в свою очередь, Барбер разделил на три группы: риторика, межличностное  взаимодействие и домашняя работа. Ни один президент не может избежать исполнения хотя бы одной из этих функций, практически ежедневно ему приходится обращаться, напрямую или через СМИ, к большим аудиториям, общаться с другими политиками один на один или в группах, а также обрабатывать информацию, поступающую из различных источников [Barber 1972].

В работах  классика политической науки Х.Д.Лассуэлла  предложена типология политических лидеров, которая в целом соответствует представлению Барбера о вариациях стилей политиков [Лассуэлл 2005]:

Агитатор. Для этого типа характерен, во-первых, явный акцент на риторику: пристрастие к произнесению речей или бурной эпистолярной и публицистической деятельности. И, во-вторых, — присутствие особого ощущения своей "миссии", призванности, мистического предназначения, а также своего исключительного права говорить о некоторых проблемах от имени определенных слоев общества.

Администратор. Этот тип — исполнитель, которому свойственны, как правило, высокие амбиции, специфическое отношение к власти как к некому ресурсу, который можно использовать, тратить и наращивать. Кроме того, администраторы обладают высоко развитой способностью структурировать ситуации, в которых они оказываются, их отличают решительность, активность и некоторая агрессивность, а также — устойчивое чувство реальности.

Теоретик. Этот тип наименее распространен среди политиков. Его главные характеристики — "интеллектуальность" (склонность обобщать и теоретизировать по поводу происходящих событий), определенная страсть к вынесению суждений, ограниченность и неопределенность действий. В политической реальности встречаются два основных подвида теоретиков: "идеологи" (те, кто определяют цели общественного развития, программы будущего) и "эксперты" (консультанты, советники, ограничивающие свое участие в политическом процессе осуществлением экспертизы по вопросам, на которые распространяется их сфера компетентности).

Нам представляется, что описанные выше категории позволяют адекватно сформулировать диспозиционные основания лидерских моделей президентов Б.Н.Ельцина, В.В.Путина и Д.А.Медведева.

Ельцин  — президент-агитатор. Его лидерство  предполагало активную дискуссию с  различными категориями последователей, которая велась как от его имени, так и от лица его активных сторонников. Ельцин — это президент, который  постоянно находился в состоянии  острого конфликта, противостояния с влиятельными оппонентами. Риторический аспект особо явно выражен на раннем этапе его президентства, во второй половине 1990-х годов в силу состояния здоровья президента этот аспект проявляется существенно слабее. Агитаторский характер лидерства, главным образом, выражен в интенсивной реформаторской деятельности, которая может рассматриваться под углом зрения исполнения "миссии" президента. Ельцин отчетливо демонстрировал наличие специфического призвания: изменить положение страны в цивилизационном измерении, осуществить рывок в направлении демократии и общемировых ценностей. Он рассматривал конфликт как естественное состояние политической системы: противостояние, существование оппонентов необходимо лидеру, так как только при этом условии возникают необходимые предпосылки для проявления его лучших качеств. Быть сильнее, преуспевать, доминировать — это значимые личностные ориентиры лидера такого типа. Кроме того, агитатор нуждается во внимании и одобрении масс, он чувствителен к критике и способен адаптировать свои взгляды и политические курсы к требованиям момента.

Таким образом, президентское лидерство  Б.Н.Ельцина в рамках "модели агитатора" характеризовалось, прежде всего, личностным измерением, т.е. высокой степенью зависимости  осуществляемых мер от персональных интенций лидера, который брал на себя ответственность за происходящее со страной. Именно с этим связана его  относительная невосприимчивость  к критике со стороны оппозиции  и "упрямое" следование публично декларируемым идеологическим принципам.

Президентское лидерство В.В.Путина можно определить скорее в терминах "модели администратора". Главными ее характеристиками являются умение лидера манипулировать людьми и обстоятельствами (так наз. макиавеллизм), высоко развитое чувство реальности, способность идти на g уступки, находить компромисс с заинтересованными  сторонами, принимать 8 решения и  брать на себя ответственность за них. Важнейшим проявлением администраторского лидерства стало выстраивание в  рамках его президентства широкой  коалиции элит вокруг личности президента и провозглашенного им политического  курса. Несомненно, ключевую роль в  формировании лидерского консенсуса сыграли институциональные изменения, в частности активное использование механизмов партийного доминирования. Президент-администратор не демонстрирует зависимость от общественного мнения, в эмоциональном измерении он предельно холоден и отстранен. Личностное начало практически полностью удалено из публичного поля. В определенном смысле, это "безликое" президентство: метафора о "рабе на галерах" весьма точно описывает сущность такого лидерства. Эффективность и работоспособность заменяют личную привлекательность.

Путин как президент акцентирует межличностные  взаимодействия как ключевой аспект своего стиля. Специализация на отношениях с людьми появилась еще как компонент профессиональной подготовки разведчика. Риторика, 84 в свою очередь, не увлекает Путина. Можно вспомнить, что друзья — чьи воспоминания приводятся в книге "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" — в молодости считали его косноязычным, навыки произнесения речей появились относительно поздно как результат приспособления к требованиям президентской роли [От первого лица... 2000].

Президентство Д.А.Медведева, несмотря на очевидную  незавершенность формирования модели, обладает чертами "теоретического" лидерства. Возможно, принятие именно такой лидерской модели стало  результатом адаптации президента к институциональной трансформации. Перераспределение властных ресурсов в рамках системы "президент — председатель правительства — доминирующая партия" заставляет его искать неявные возможности президентства. Учитывая особенности модели предшественника, Медведев делает акцент на смысловом наполнении своей работы. "Президент-теоретик" стремится к концептуализации современной политической ситуации, он берет на себя роль не просто менеджера, а идеолога. Публикация в широком доступе программных статей, эксперименты по приспособлению президентской риторики к современному формату интернет-блога свидетельствуют о том, что Медведев как лидер сумел сформировать свою специфическую модель президентского лидерства. Это модель "поставщика смыслов", можно предполагать ее потенциальное развитие в направлении укрепления морального авторитета президентства. "Президент-мечтатель", движимый благородными идеями, призывающий бороться с самоуспокоенностью и инертностью, ставящий амбициозные цели — так в современных российских условиях выразилось лидерство теоретика.

Описанные выше модели российского президентского лидерства сформулированы в самом общем виде на основании диспозиционных характеристик — особенностей "политической личности" президентов. Ситуационные факторы лидерства привлекают внимание исследователей, как правило, в рамках социально-психологической традиции, связанной с изучением внутри-групповой и межгрупповой динамики [Бендас 2009; Платонов 2006; Brown, Lord 2004; Psychology of Leadership... 2005], а также в организационной психологии, где акцент делается на проблеме эффективности, т.е. способности лидера обеспечить достижение группой конкретных целей [Шеклтон 2003; Thomas 2005; Хмельник 2009].

Политико-психологические  исследования ситуационных факторов президентского лидерства на современном этапе представлены работами, посвященными проблеме восприятия образов лидеров [Шестопал 1995; Шестопал 2000; Образы власти... 2004; Образы российской власти... 2008]. В них дается оценка внешней стороны "политической личности" — т.е. качеств, приписываемых политикам массовым сознанием.

Вместе  с тем, в современной социальной психологии сложилась и другая традиция, трактующая политическое лидерство  как системный феномен, возникающий в контексте взаимодействия лидера и последователей.

Речь  идет о разработке С.Рейчером, Н.Хопкинсом, А.Хаслемом, М.Хоггом и другими, прежде всего, английскими психологами  теории политического лидерства, созданной  на основе теории социальной идентичности Х.Тэджфела и теории самокатегоризации  Дж.Тернера [Hogg 2001; Hopkins, Reicher 1997; Turner, Haslam 2000].

Лидер здесь рассматривается как представитель  группы. Это представительство имеет две взаимосвязанных стороны:

- лидер  как статусная фигура, выступающая  от лица всей группы и представляющая ее в межгрупповых процессах;

- лидер  как фигура, воплощающая в себе  присущие всей группе качества, благодаря чему группа поддерживает  чувство целостности и способна  к совместной деятельности.

Таким образом, сущность политического лидерства, в рамках этой концепции, состоит  в инициировании групповых процессов, коллективных действий. Здесь раскрывается мощнейший социальный потенциал лидерства — стимулирование массовых движений, создание и разрешение межгрупповых конфликтов. В широком социальном контексте лидерство, понятое в таком ключе, несомненно, приобретает политический, а не узкогрупповой характер.

Итак, лидер влияет на последователей (или  в интересующей нас сфере —  президент влияет на общество) в  силу того, что:

- способен  формировать социальные категории,  включающие в себя значительную часть группы, путем противопоставления своей общности субъектам, категоризованным как "чужие" (outgroup);

предоставляет содержательное наполнение этих категорий, т.е. обеспечивает их связь с потребностями и установками членов группы, тем самым, создавая мотивационный базис для участия в коллективных действиях;

- оказывается  способным взять на себя функции  "прототипа", т.е. быть о воспринятым  как лицо, в наибольшей степени  соответствующее положенной о   в основу существования группы категории.

Чувство "мы" объединяет общество и лидера благодаря тому, что последний  рассматривается как связующее  звено, поддерживающее коллективную идентичность. Более того, в рамках этого подхода  лидерство можно представить  как своего рода "торговлю иденгичностями". Лидеры обязаны структурировать  и когнитивное пространство массового  сознания путем создания, стимулирования и поддержания социальных категорий, способных вместить в себя как  можно большее количество последователей, рядовых членов общества.      

  Влияние президента на массовое  сознание — это не просто  утилитарный вопрос, связанный с  сохранением доступа к ключевой  управленческой позиции. Президентское  лидерство меняет общество, формирует  категориальную структуру, трансформирует  контекст "мы — они".  

  Мы полагаем, что каждый из  трех российских президентов  может быть рассмотрен как  прототипическая фигура в рамках  той или иной категориальной  схемы. Лидер предлагает обществу  возможности для консолидации  вокруг    некой политической программы, а общество, в свою очередь, оценивает его соответствие вводимой категории. Успешный политический лидер, таким образом, — это тот, кто сумел стимулировать широкое распространение социальной категории, способной включить в себя значительную часть общества, и доказал свое право быть ее прототипом.

Ситуационный  характер данной теории проявляется  в том, что лидер не 86 может  быть рассмотрен в рамках "героического" подхода. Устойчивое доминирование в политическом поле обусловлено способностью находить поддержку и быть понятым большинством. Негативный вариант лидерской динамики для президента предполагает распространение в массовом сознании "чужих" социальных категорий, в рамки которых включается сам президент.

Информация о работе Модели политического лидерства российских президентов