Правовая природа и назначение института военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретико-правовые основы и особенности института «режима военного положения», с учетом последних изменений в действующем законодательстве.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и условия введения военного положения;
- определить порядок, особенности введения и содержание военного положения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа и назначение института военного положения………………………………………………………………………...5
Понятие, сущность и условия введения военного положения.........5
Порядок, особенности введения и содержание военного положения..............................................................................................................10
Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения……………………………………….18
2.1. Правовое положение граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения…………...18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Rezhim_voennogo_polozhenia_-_Kursovaya.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Правовая природа и назначение института  военного положения………………………………………………………………………...5

    1. Понятие, сущность и условия введения военного положения.........5
    2. Порядок, особенности введения и содержание военного положения..............................................................................................................10

Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения……………………………………….18

2.1. Правовое положение  граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения…………...18

Заключение……………………………………………………………………...21

Список использованной литературы………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Государственное управление современных условиях невозможно без наличия административно-правовых режимов. Режимы, которые вводит государство, на своей территории необходимы для решения возможных проблем как негативного так и позитивного характера.

Режимы, которые вводит государство на своей территории, призваны как содействовать эффективности функционирования государственных структур, так и предупредить процесс разрастания нежелательных тенденций в тех или иных областях государственного управления, в том числе в деятельности самих органов управления.

В общегосударственной организации  системы охраны и защиты безопасности личности, общества и государства  определяющая роль принадлежит общегосударственным  организационно-правовым средствам  обеспечения различных видов  безопасности личности, общества и  государства. К таким организационно-правовым средствам безусловно относится  и введение режима военного положения. Так, согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации1 в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. «О военном положении»2.

Цель работы – рассмотреть теоретико-правовые основы и особенности института «режима военного положения», с учетом последних изменений в действующем законодательстве.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность и условия введения военного положения;

- определить порядок,  особенности введения и содержание  военного положения;

- рассмотреть правовое положение граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения.

Объектом курсовой работы является институт военного положения в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы составляют нормы действующего конституционного законодательства, регламентирующего условия и основания введения режима военного положения в Российской Федерации.

Методологическую  основу исследования составляет единство всеобщих, общенаучных и специальных методов научного познания, таких как: системного, комплексного, сравнительно-правового, логико-юридического и некоторых других.

Теоретическая и нормативная база работы представлена в списке литературы и включает в себя учебную и научную литературу, касающуюся темы работы, а так же действующее законодательство, регламентирующее основания и условия введения режима военного положения в Российской Федерации, в частности: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О военном положении», Федеральный закон «Об обороне»3.

Структурно работа обусловлена содержанием темы и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая природа и назначение института  военного положения

 

    1. Понятие, правовая основа и сущность военного положения

Перед тем, как непосредственно  перейти к рассмотрению понятия  режима военного положения, необходимо кратко обозначить общее понятие правового режима.

Отметим, что несмотря на многообразие значений категории «правовой  режим», в юридической литературе она пока не получила полного освещения  и в основном используется в различных  отраслях права в отношении характеристик  объектов правового регулирования. Так, можно встретить такие определения  правового режима применительно  к объектам правового регулирования: «Правовой режим информации - это  характеристика такого объекта правоотношений, как информация, вытекающая из ее нематериальной природы»4.

Правовой режим - многозначное, межотраслевое и междисциплинарное  понятие. В то же время понятие  «правового режима», как в частности  отмечает Г.С. Беляева,  остается одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении, представляя обширное поле для научных дискуссий об универсальном понятии, сущности, предназначении и характере правовых режимов5.

Следует подчеркнуть, что  специфическая комбинация преимуществ (основанных на дозволительном типе правового регулирования) и ограничений (основанных на разрешительном типе правового регулирования) при доминировании либо первых, либо вторых и создает особый режим регулирования.

Как верно замечает М.М. Султыгов, «не случайно в рамках правового режима проявляются различные способы правового регулирования, но в каждом режиме это во многом определяет его специфический настрой - один из способов зачастую выступает как приоритет или доминанта над другим, вследствие чего этот приоритетный способ играет определяющую роль в правовом регулировании и создает при этом особое специфическое направление или удобную для себя атмосферу, «климат»6.

Следует отметить, что режим  военного положения, имеет глубокие исторические корни в отечественном праве и в законодательстве большинства зарубежных государств. Как дореволюционное, так и советское законодательство об особых правовых режимах (особенно в первые годы советской власти) отличалось явно репрессивной и даже карательной направленностью и не устанавливало достаточно четкого разграничения между понятиями военного и чрезвычайного положения, что находило отражение и в советской юридической науке. Вплоть до последнего времени в энциклопедической литературе в качестве наиболее яркого примера исключительного режима было принято ссылаться на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»7, который предусматривал широкий комплекс жестких мер ограничительного характера в отношении граждан8.

Вполне очевидно, что указанные  обстоятельства не могли не учитываться  при составлении соответствующих  норм проекта Конституции Российской Федерации о порядке введения особых правовых режимов и их осуществления. Уже на стадиях разработки и обсуждения проекта Конституции по результатам тщательного анализа отечественного и зарубежного исторического опыта Конституционным совещанием была исключена возможность введения военного положения по причинам (чрезвычайным обстоятельствам) явно внутреннего характера, которые могли служить основаниями для объявления чрезвычайного положения. Такой вывод соответствовал уровню развития современной правовой науки, и его последовавшее закрепление на самом высшем уровне в ст.87 Конституции стало принципиально новым шагом в развитии отечественного законодательства об особых правовых режимах в целом9.

Исследуя понятие режима военного положения, с учетом действующего законодательства, следует отметить, что военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной  ее части, устанавливаемый обычно решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах10. В законодательстве Российской Федерации под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Следует отметить, что период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются  указом Президента Российской Федерации  о введении военного положения, и  заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения. В период действия военного положения в соответствии с данным Федеральным конституционным законом  могут в той мере, в какой  это необходимо для обеспечения  обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права  их должностных лиц. На граждан, организации  и их должностных лиц могут  возлагаться дополнительные обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и согласно Федеральному конституционному закону «О военном положении» агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН11. При этом актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

- вторжение или нападение  вооруженных сил иностранного  государства (группы государств) на территорию Российской Федерации,  любая военная оккупация территории  Российской Федерации, являющаяся  результатом такого вторжения  или нападения, либо любая аннексия  территории Российской Федерации  или ее части с применением  вооруженной силы;

- бомбардировка вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств) территории Российской  Федерации или применение любого  оружия иностранным государством (группой государств) против Российской  Федерации;

- блокада портов или  берегов Российской Федерации  вооруженными силами иностранного  государства (группы государств);

- нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на Вооруженные  Силы Российской Федерации или  другие войска независимо от  места их дислокации;

- действия иностранного  государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать  свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

- засылка иностранным  государством (группой государств) или от имени иностранного  государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных  сил или наемников, которые  осуществляют акты применения  вооруженной силы против Российской  Федерации, равносильные указанным  в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также  другие акты применения вооруженной  силы иностранным государством (группой  государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной  целостности Российской Федерации  или каким-либо иным образом, не совместимым  с Уставом ООН, равносильные указанным выше актам агрессии.

Непосредственной угрозой  агрессии против Российской Федерации  согласно данному Федеральному конституционному закону могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и  норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Завершая параграф, следует  сделать вывод о том, что закрепленные в Конституции РФ, а именно в ст. 87, основания для введения Президентом Российской Федерации на территории России или в отдельных ее местностях военного положения, кроме агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы, федеральным законодательством являются единственными. Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

 

 

 

1.2. Порядок введения и содержание режима военного положения

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения  должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с  которых начинает действовать военное  положение; границы территории, на которой  вводится военное положение.

Информация о работе Правовая природа и назначение института военного положения