Правовая природа и назначение института военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретико-правовые основы и особенности института «режима военного положения», с учетом последних изменений в действующем законодательстве.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и условия введения военного положения;
- определить порядок, особенности введения и содержание военного положения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа и назначение института военного положения………………………………………………………………………...5
Понятие, сущность и условия введения военного положения.........5
Порядок, особенности введения и содержание военного положения..............................................................................................................10
Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения……………………………………….18
2.1. Правовое положение граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения…………...18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Rezhim_voennogo_polozhenia_-_Kursovaya.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения  подлежит незамедлительному обнародованию  по каналам радио и телевидения, незамедлительному официальному опубликованию, а также незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения  этого указа. В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при  данных условиях обстоятельств заседание  Совета Федерации не может быть проведено  в установленное время, такой  вопрос может быть рассмотрен позднее  этого срока12.

Решение об утверждении указа  Президента Российской Федерации о  введении военного положения принимается  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации и оформляется  соответствующим постановлением. В  случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения  Совет Федерации не утвердил, такое  решение оформляется постановлением Совета Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Статьей 87 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О военном положении» понятия «военное положение» и «режим военного положения» различаются. Так, в отличие от собственно понятия «военное положение» режим военного положения определяется данным Федеральным конституционным законом как комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации13. Федеральным конституционным законом предусматриваются две группы мер режима военного положения:

- меры, которые применяются  только на территории, где введено  военное положение;

- меры, которые могут применяться  как на территории, где введено  военное положение, так и на  территориях, на которых военное  положение не введено.

Так, на территории, где введено  военное положение, принимаются  меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для  государственных нужд, обеспечения  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее - специальные формирования), и для  нужд населения. Кроме того, на этой территории на основании указов Президента Российской Федерации применяются  следующие меры:

- усиление охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности, охраны военных, важных  государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- введение особого режима  работы объектов, обеспечивающих  функционирование транспорта, коммуникаций  и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих  повышенную опасность для жизни  и здоровья людей и для окружающей  природной среды;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение  жителей в безопасные районы  с обязательным предоставлением  таким жителям стационарных или  временных жилых помещений;

- введение и обеспечение  особого режима въезда на территорию, на которой введено военное  положение, и выезда с нее,  а также ограничение свободы  передвижения по ней;

- приостановление деятельности  политических партий, других общественных  объединений, религиозных объединений,  ведущих пропаганду и (или)  агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного  положения оборону и безопасность  Российской Федерации;

- привлечение граждан  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации, к выполнению  работ для нужд обороны, ликвидации  последствий применения противником  оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики,  систем жизнеобеспечения и военных  объектов, а также к участию  в борьбе с пожарами, эпидемиями  и эпизоотиями;

- изъятие в соответствии  с федеральными законами необходимого  для нужд обороны имущества  у организаций и граждан с  последующей выплатой государством  стоимости изъятого имущества;

- запрещение или ограничение  выбора места пребывания либо  места жительства;

- запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и  демонстраций, шествий и пикетирования,  а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок  и иных способов приостановления  или прекращения деятельности  организаций;

- ограничение движения  транспортных средств и осуществление  их досмотра;

- запрещение нахождения  граждан на улицах и в иных  общественных местах в определенное  время суток и предоставление  федеральным органам исполнительной  власти, органам исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органам военного  управления права при необходимости  осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан,  личный досмотр, досмотр их  вещей, жилища и транспортных  средств, а по основаниям, установленным  федеральным законом, - задержание  граждан и транспортных средств.  При этом срок задержания граждан  не может превышать 30 суток;

- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых  веществ, установление особого  режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих  наркотические и иные сильнодействующие  вещества, спиртных напитков. В случаях,  предусмотренных федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  у граждан производится изъятие  оружия, боеприпасов, взрывчатых  и ядовитых веществ, а у организаций  - изъятие наряду с оружием,  боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми  веществами боевой и учебной  военной техники и радиоактивных  веществ;

- введение контроля за  работой объектов, обеспечивающих  функционирование транспорта, коммуникаций  и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных  систем, средств массовой информации, использование их работы для  нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- введение военной цензуры  за почтовыми отправлениями и  сообщениями, передаваемыми с  помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными  переговорами, создание органов  цензуры, непосредственно занимающихся  указанными вопросами;

- интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права граждан иностранного государства,  воюющего с Российской Федерацией;

- запрещение или ограничение  выезда граждан за пределы  территории Российской Федерации;

- введение в органах  государственной власти, иных государственных  органах, органах военного управления, органах местного самоуправления  и организациях дополнительных  мер, направленных на усиление  режима секретности;

- прекращение деятельности  в Российской Федерации иностранных  и международных организаций,  в отношении которых правоохранительными  органами получены достоверные  сведения о том, что указанные  организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны  и безопасности Российской Федерации.

На территории, на которой  введено военное положение, референдумы  и выборы в органы государственной  власти и органы местного самоуправления не проводятся.

В период действия военного положения как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, где военное  положение не введено, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации в целях  производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных  нужд, обеспечения Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных  формирований и для нужд населения  могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им данным Федеральным конституционным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, путем  применения мер, предусмотренных этим Федеральным конституционным законом. Так, Президент Российской Федерации  осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти в целях обеспечения режима военного положения; контролирует применение мер по обеспечению военного положения; определяет меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено  военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер. Меры по обеспечению режима военного положения осуществляют в  соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» также палаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В период действия военного положения деятельность органов  государственной власти будет иметь  определенные особенности. Так, указом Президента Российской Федерации могут  быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения  обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения. Кроме того, указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения  обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.

На территории, где ведутся  военные действия и введено военное  положение, применение мер военного положения на основании указа  Президента Российской Федерации может  быть возложено на органы военного управления. Границы этой территории и полномочия органов военного управления определяются указом Президента Российской Федерации.

Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном  нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть привлечены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие  задачи:

- поддержание особого  режима въезда на территорию, на которой введено военное  положение, и выезда с нее,  а также ограничение свободы  передвижения по ней;

- участие в спасении  и эвакуации населения, проведении  аварийно-спасательных и других  неотложных работ, борьбе с  пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- охрана военных, важных  государственных и специальных  объектов, объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения, функционирование  транспорта, коммуникаций и связи,  объектов энергетики, а также  объектов, представляющих повышенную  опасность для жизни и здоровья  людей и для окружающей природной  среды;

- пресечение деятельности  незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной  деятельности;

- охрана общественного  порядка и обеспечение общественной  безопасности;

- участие в проведении  иных мероприятий по обеспечению  режима военного положения.

Завершая параграф, следует  отдельно сказать о порядке отмены военного положения. Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях, отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. В случае, если указ Президента Российской Федерации  о введении военного положения Советом  Федерации не утвержден, военное  положение прекращает действие со следующего дня после дня принятия Советом  Федерации такого решения. Население  Российской Федерации или соответствующих  ее отдельных местностей оповещается  об отмене (прекращении действия) военного положения в том же порядке, в  каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены (прекращения  действия) военного положения нормативные  правовые акты, принятые для обеспечения  режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими, а федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, прекращают осуществление  полномочий в области обеспечения  режима военного положения.

Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения

 

2.1. Правовое положение  граждан и организаций в период действия военного положения

В первую очередь, в раках  настоящего параграф, необходимо отметить, что даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.

Информация о работе Правовая природа и назначение института военного положения