Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретико-правовые основы и особенности института «режима военного положения», с учетом последних изменений в действующем законодательстве.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и условия введения военного положения;
- определить порядок, особенности введения и содержание военного положения
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа и назначение института военного положения………………………………………………………………………...5
Понятие, сущность и условия введения военного положения.........5
Порядок, особенности введения и содержание военного положения..............................................................................................................10
Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения……………………………………….18
2.1. Правовое положение граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения…………...18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22
Указ Президента Российской
Федерации о введении военного положения
подлежит незамедлительному
Решение об утверждении указа
Президента Российской Федерации о
введении военного положения принимается
большинством голосов от общего числа
членов Совета Федерации и оформляется
соответствующим
Статьей 87 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О военном положении» понятия «военное положение» и «режим военного положения» различаются. Так, в отличие от собственно понятия «военное положение» режим военного положения определяется данным Федеральным конституционным законом как комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации13. Федеральным конституционным законом предусматриваются две группы мер режима военного положения:
- меры, которые применяются только на территории, где введено военное положение;
- меры, которые могут применяться
как на территории, где введено
военное положение, так и на
территориях, на которых
Так, на территории, где введено военное положение, принимаются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее - специальные формирования), и для нужд населения. Кроме того, на этой территории на основании указов Президента Российской Федерации применяются следующие меры:
- усиление охраны общественного
порядка и обеспечения
- введение особого режима
работы объектов, обеспечивающих
функционирование транспорта, коммуникаций
и связи, объектов энергетики,
а также объектов, представляющих
повышенную опасность для
- эвакуация объектов
- введение и обеспечение
особого режима въезда на
- приостановление деятельности
политических партий, других общественных
объединений, религиозных
- привлечение граждан
в порядке, установленном
- изъятие в соответствии
с федеральными законами
- запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
- запрещение или ограничение
проведения собраний, митингов и
демонстраций, шествий и пикетирования,
а также иных массовых
- запрещение забастовок
и иных способов
- ограничение движения
транспортных средств и
- запрещение нахождения
граждан на улицах и в иных
общественных местах в
- запрещение продажи оружия,
боеприпасов, взрывчатых и
- введение контроля за
работой объектов, обеспечивающих
функционирование транспорта, коммуникаций
и связи, за работой
- введение военной цензуры
за почтовыми отправлениями и
сообщениями, передаваемыми с
помощью телекоммуникационных
- интернирование (изоляция)
в соответствии с
- запрещение или ограничение
выезда граждан за пределы
территории Российской
- введение в органах
государственной власти, иных государственных
органах, органах военного
- прекращение деятельности
в Российской Федерации
На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
В период действия военного
положения как на территории, на
которой введено военное
Обеспечение режима военного
положения осуществляется органами
государственной власти и органами
военного управления в соответствии
с полномочиями, предоставленными им
данным Федеральным конституционным
законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, путем
применения мер, предусмотренных этим
Федеральным конституционным
В период действия военного
положения деятельность органов
государственной власти будет иметь
определенные особенности. Так, указом
Президента Российской Федерации могут
быть определены федеральные органы
исполнительной власти, которыми он осуществляет
руководство по вопросам обеспечения
обороны и безопасности Российской
Федерации, режима военного положения.
Кроме того, указом Президента Российской
Федерации функции и полномочия
федеральных органов
На территории, где ведутся военные действия и введено военное положение, применение мер военного положения на основании указа Президента Российской Федерации может быть возложено на органы военного управления. Границы этой территории и полномочия органов военного управления определяются указом Президента Российской Федерации.
Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть привлечены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:
- поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
- участие в спасении
и эвакуации населения,
- охрана военных, важных
государственных и специальных
объектов, объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения,
- пресечение деятельности
незаконных вооруженных
- охрана общественного
порядка и обеспечение
- участие в проведении
иных мероприятий по
Завершая параграф, следует
отдельно сказать о порядке отмены
военного положения. Военное положение,
введенное на территории Российской
Федерации или в отдельных
ее местностях, отменяется указом Президента
Российской Федерации после устранения
обстоятельств, послуживших основанием
для его введения. В случае, если
указ Президента Российской Федерации
о введении военного положения Советом
Федерации не утвержден, военное
положение прекращает действие со следующего
дня после дня принятия Советом
Федерации такого решения. Население
Российской Федерации или соответствующих
ее отдельных местностей оповещается
об отмене (прекращении действия) военного
положения в том же порядке, в
каком оно оповещалось о
С момента отмены (прекращения
действия) военного положения нормативные
правовые акты, принятые для обеспечения
режима военного положения, утрачивают
свою силу или отменяются органами,
их издавшими, а федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органы военного управления в порядке,
установленном Президентом
2.1. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения
В первую очередь, в раках настоящего параграф, необходимо отметить, что даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.
Информация о работе Правовая природа и назначение института военного положения