Правовая природа и назначение института военного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретико-правовые основы и особенности института «режима военного положения», с учетом последних изменений в действующем законодательстве.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и условия введения военного положения;
- определить порядок, особенности введения и содержание военного положения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа и назначение института военного положения………………………………………………………………………...5
Понятие, сущность и условия введения военного положения.........5
Порядок, особенности введения и содержание военного положения..............................................................................................................10
Глава 2. Особенности правового положения отдельных субъектов, в период действия военного положения……………………………………….18
2.1. Правовое положение граждан, организаций и органов государственной власти в период действия военного положения…………...18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Rezhim_voennogo_polozhenia_-_Kursovaya.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Как справедливо отмечает на основе анализа международной  практики ограничения прав человека (в том числе в условиях военного положения) известный венгерский политолог  и юрист А. Шайо, подобные ограничения, несмотря на их объективную необходимость, должны быть разумными и соразмерными, а связанная с этим нагрузка не должна являться «чрезмерной»14.

Далее, отметим, что граждане, находящиеся на территории, на которой  введено военное положение, обязаны:

- выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

- являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

- выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

- участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

- предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Говоря о правовом положении  организаций в период действия военного положения, необходимо обратить внимание, на ст. 19 Федерального конституционного закона «О военном положении», в соответствии с которой, в период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

Организации, находящиеся  на территории, на которой введено  военное положение, обязаны выполнять  требования федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных  лиц и оказывать содействие таким  органам и лицам.

Следует отметить, что организации  в период действия военного положения  обязаны:

- предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;

- выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны  и безопасности Российской Федерации  в соответствии с заключенными  договорами (контрактами).

Исследуя особенности  деятельности органов государственной  власти в период действия военного положения, необходимо отметить, что в период действия военного положения:

- указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;

- указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.

Федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых  регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного положения  вносят в указанные регламенты необходимые  изменения, учитывающие особенности  режима военного положения.

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая курсовое исследование, следует сделать основные выводы, касающиеся темы работы.

В отличие от ранее действовавшего законодательства основаниями объявления военного положения в Российской Федерации в современных условиях, исходя из смысла ст.87 Конституции, могут являться только причины внешнего характера, представляющие опасность для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, поскольку иные обстоятельства исключительного характера, обусловленные внутренними причинами, могут рассматриваться только в качестве оснований введения в Российской Федерации чрезвычайного положения.

Основная цель введения военного положения в стране - это создание должных условий для отражения агрессии или предотвращения ее непосредственной угрозы, что позволило бы при необходимости быстро и эффективно осуществить переход общества от мирного положения к военному и обеспечить правовыми средствами устойчивое его функционирование в условиях войны.

Ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.

При введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // РГ. – 1993. – 25 декабря. - №237.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право т. 1. С.229.
  3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» // Действующее международное право т. 2.
  4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ – 2002. - №5
  5. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ – 1996. - №23.
  6. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2010.
  7. Беляева Г.С. К вопросу о сущности правового режима // Гражданин и право. 2013. № 2.
  8. Военный энциклопедический словарь. М., 2002.
  9. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». М., 2008.
  10. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1995. Т.8., Т.12.
  11. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дисс. ... д.ю.н. СПб, 2005.
  12. Пчелинцев С.В. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность // Журнал российского права. 2003. № 6. С.97-105.
  13. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 2011.
  14. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). М., 2010.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // РГ. – 1993. – 25 декабря. - №237.

2 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ – 2002. - №5.

3 Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ – 1996. - №23.

4 Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 2011. С. 16.

5 Беляева Г.С. К вопросу о сущности правового режима // Гражданин и право. 2013. № 2. С.8.

6 Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дисс. ... д.ю.н. СПб, 2005. С. 45-46.

7 Пчелинцев С.В. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность // Журнал российского права. 2003. № 6. С.97-105.

8 Ведомости СССР. 1941. № 29.

9 Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1995. Т.8. С.192-193; Т.12. С.363-366.

10 Военный энциклопедический словарь. М., 2002. С. 140.

11 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право т. 1. С.229.

12 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). М., 2010. С.226.

13 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). М., 2010. С.227.

14 Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001. С.276.


Информация о работе Правовая природа и назначение института военного положения