Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:39, реферат
Современный процесс обучения воинов реализует четыре основные функции:
1. Образовательную (вооружение воинов системой знаний, навыков, умений);
2. Воспитательную (формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов);
3. Развивающую (развитие интеллектуальных и физических сил воинов);
4. Психологической подготовки (формирование у личного состава внутренней психологической готовности к решений боевых и служебных задач).
В достижении целей обучения, как социально-педагогического процесса, помимо социально-экономического и военно-технического факторов существенную роль играют взаимодействия командира и подчиненных, возникающие между ними социально-психологические отношения, состояние микроклимата, складывающегося на занятиях и учениях, система стимулирования учебно-познавательной деятельности воинов, влияние на них средств массовой информации и др.
Все эти функции между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательная функция является базовой. Важнейшей особенностью обучения воинов является его резко выраженная практическая направленность.
О том, как рационально распределить обязанности между обучающими и обучаемыми, очень образно и поучительно говорил К.Д. Ушинский, "Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал". В этом плане большую актуальность ныне приобрели слова немецкого педагога-демократа А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить".
Специфика учебной деятельности военнослужащих выражается в том, что она осуществляется главным образом в поле, на воздухе, на стартовых и огневых позициях, аэродромах и танкодромах. К умелому ведению современного боя готовятся не только каждый конкретный воин, но и целые экипажи, расчеты, отделения, подразделения, части. На занятиях и учениях используется реальная боевая техника и оружие, сложные тренажерные комплексы и др. современные технические средства обучения. Знания, навыки, умения оперативно используются по назначению во время дежурств, при обеспечении постоянной боевой готовности, выполнении других служебных задач.
Программы государственно-правовой подготовки предусматривают изучение военной политики и доктрины Республики Беларусь, законов по военным вопросам, истории Беларуси, проблем реформирования Вооруженных Сил.
Деятельность воинов на занятиях и учениях многогранна: в одном случае они слушают и записывают лекции, в другом - изучают уставы, наставления, пособия, в третьем - занимаются вождением боевых машин, стрельбой и т.п. В принципе, это познавательная творчески-репродуктивная деятельность. В ней своеобразно сочетаются теоретический анализ и практическая работа, самостоятельные творческие поиски и усвоение алгоритмов боевой работы (обслуживание техники и т.п.) по готовым образцам. Различия в задачах и содержании учебно-боевой работы воинов неизбежно порождают и различия в психологическом механизме усвоения соответствующих знаний, навыков и умений. Однако они является своеобразными формами проявления общих закономерностей процесса овладения знаниями, навыками и умениями.
Однако во всех случаях важно, чтобы чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и, чтобы повседневная практика воинов, сверялась с теорией.
Ряд исследований, проведенных военными педагогами и психологами, показал, что при изучении теоретических вопросов более эффективна методика, в основе которой лежит ассоциативно-рефлекторная концепция, а при формировании навыков целесообразно использовать методику, базирующуюся на концепции поэтапного формирования умственных действий.
Восприятие, учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи и чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Значительная часть учебного материала воспринимается воинами в процессе практической деятельности. Учебное воспитание обязательно предполагает понимание сути изучаемого.
Изучаемый материал воины запоминают непроизвольно и произвольно. В практике боевой подготовки возможность непроизвольного запоминания порой недооцениваются, а при опоре на произвольное запоминание подчас допускаются элементы механического запоминания, что ведет к затрате большого количества времени и формальному усвоению знаний. В целях изжития подобных отрицательных фактов необходимо совершенствовать стиль и систему изложения нового материала, активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать воинов приемам осмысленного запоминания, развивать у них логическую память.
Это говорит о том, что воинов необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Целесообразно, чтобы люди на каждом занятии убеждались в том, что теоретические знания, которые они усваивают - это основа их практической деятельности.
На основе знаний, в ходе их применения и упражнений, у воинов формируются разнообразные навыки и умения.
Обучение осуществляется поэтапно. На 1-м этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой действий (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять разучиваемые действия. Все виды ориентировок в задании можно разбить на три основные типа:
Навыки диалектически связаны с умениями. В зависимости от степени понимания воинами осуществляемой деятельности, их умения можно различать по уровням:
Воинская деятельность по своей сути коллективна. Поэтому большинство навыков и умений воина - это навыки и умения взаимодействия. Они формируются лишь в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности, основными признаками которой являются:
Таким образом, процесс обучения воинов представляет собой единство познания, практической деятельности, социально-психологических отношений и системы педагогического руководства на занятиях и учениях.
Принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих и условия их реализации в деятельности командиров подразделений
Понятие принцип в логическом смысле служит исходным началом для организации деятельности, руководства, поведения людей. По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением явлений природы и человеческого опыта. Если они объективно отражают те или иные процессы, то неизбежно становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность людей. В этом смысле они охватывают все стороны общественной практики. Нет и не может быть ни одной сферы деятельности, где бы не руководствовались определенными принципами.
Выделяется ряд положений, от которых зависит успех педагогической деятельности, они формируются в виде принципов.
Информация о работе Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих