Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:39, реферат

Описание работы

Современный процесс обучения воинов реализует четыре основные функции:
1. Образовательную (вооружение воинов системой знаний, навыков, умений);
2. Воспитательную (формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов);
3. Развивающую (развитие интеллектуальных и физических сил воинов);
4. Психологической подготовки (формирование у личного состава внутренней психологической готовности к решений боевых и служебных задач).

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Сущность процесса обучения и воспитания воинов

 

 

      В достижении целей обучения, как социально-педагогического процесса, помимо социально-экономического и военно-технического факторов существенную роль играют взаимодействия командира и подчиненных, возникающие между ними социально-психологические отношения, состояние микроклимата, складывающегося на занятиях и учениях, система стимулирования учебно-познавательной деятельности воинов, влияние на них средств массовой информации и др.

 

Современный процесс обучения воинов реализует четыре основные функции:

1. Образовательную (вооружение воинов системой знаний, навыков, умений);

2. Воспитательную (формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов);

3. Развивающую (развитие интеллектуальных и физических сил воинов);

4. Психологической подготовки (формирование у личного состава  внутренней психологической готовности  к решений боевых и служебных задач).

 

 

     Все эти функции между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательная функция является базовой. Важнейшей особенностью обучения воинов является его резко выраженная практическая направленность.

 

     О том, как рационально распределить обязанности между обучающими и обучаемыми, очень образно и поучительно говорил К.Д. Ушинский, "Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал". В этом плане большую актуальность ныне приобрели слова немецкого педагога-демократа А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить".

 

     Специфика учебной деятельности военнослужащих выражается в том, что она осуществляется главным образом в поле, на воздухе, на стартовых и огневых позициях, аэродромах и танкодромах. К умелому ведению современного боя готовятся не только каждый конкретный воин, но и целые экипажи, расчеты, отделения, подразделения, части. На занятиях и учениях используется реальная боевая техника и оружие, сложные тренажерные комплексы и др. современные технические средства обучения. Знания, навыки, умения оперативно используются по назначению во время дежурств, при обеспечении постоянной боевой готовности, выполнении других служебных задач.

Важнейшей закономерной тенденцией развития процесса обучения воинов ВС РБ в современных условиях является повышение роли воспитания, развития и психологической подготовки. 

 

      Программы государственно-правовой подготовки предусматривают изучение военной политики и доктрины Республики Беларусь, законов по военным вопросам, истории Беларуси, проблем реформирования Вооруженных Сил.

 

      Деятельность воинов на занятиях и учениях многогранна: в одном случае они слушают и записывают лекции, в другом - изучают уставы, наставления, пособия, в третьем - занимаются вождением боевых машин, стрельбой и т.п. В принципе, это познавательная творчески-репродуктивная деятельность. В ней своеобразно сочетаются теоретический анализ и практическая работа, самостоятельные творческие поиски и усвоение алгоритмов боевой работы (обслуживание техники и т.п.) по готовым образцам. Различия в задачах и содержании учебно-боевой работы воинов неизбежно порождают и различия в психологическом механизме усвоения соответствующих знаний, навыков и умений. Однако они является своеобразными формами проявления общих закономерностей процесса овладения знаниями, навыками и умениями.

 

      Однако во всех случаях важно, чтобы чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и, чтобы повседневная практика воинов, сверялась с теорией.

Процесс овладения зияниями

Схематично процесс овладения зияниями, навыками и умениями можно составить так:

На основе теории познания сложилось несколько психолого-педагогических концепций, раскрывавших суть и закономерности процесса овладения знаниями, навыками и умениями. Наиболее распространенными из них являются:

- ассоциативно-рефлекторная  концепция;

- концепция поэтапного  формирования умственных действий.

 

   Ряд исследований, проведенных военными педагогами и психологами, показал, что при изучении теоретических вопросов более эффективна методика, в основе которой лежит ассоциативно-рефлекторная концепция, а при формировании навыков целесообразно использовать методику, базирующуюся на концепции поэтапного формирования умственных действий.

Какова же суть ассоциативно-рефлекторной концепции?

Единый, целостный процесс овладения знаниями складывается из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

 

   Восприятие, учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи и чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Значительная часть учебного материала воспринимается воинами в процессе практической деятельности. Учебное воспитание обязательно предполагает понимание сути изучаемого.

Оно не может осуществляться успешно, если воины безразлично относятся к изучаемому, не видят его практической значимости, не могут связать с уже имеющимися знаниями и опытом. Вот почему очень важно перед сообщением (показом) нового материала вызвать у подчиненных интерес к нему, показать его значимость, важность, раскрыть его связи с уже известным материалом, а также с практическим опытом обучаемых.

Воспринимаемый материал осмысливается обучаемыми. Осмысление проявляется в мысленном расчленении материала на составные части, выделение в нем существенного, главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединение этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Доминирующее место в ходе осмысления занимает анализ изучаемого, его сравнение, обобщение, конкретизация.

Осмысливая учебный материал, воины проникает в суть соответствующих явлений и процессов, .усваивают их содержание. Это не простая для человека задача, особенно если изучается сложный материал.

Вдумчивое осмысление - это глубокое понимание изучаемого, а понимание - важнейший этап на пути превращения знаний в убеждения. Отсюда следует, что побуждение воинов глубоко осмысливать изучаемое, развитие у них соответствующих умений, целеустремленное руководство этой специфической мыслительной деятельностью обучаемых являются необходимыми условиями повышения воспитательного и развивающегося эффекта обучения личного состава.

 

   Изучаемый материал воины запоминают непроизвольно и произвольно. В практике боевой подготовки возможность непроизвольного запоминания порой недооцениваются, а при опоре на произвольное запоминание подчас допускаются элементы механического запоминания, что ведет к затрате большого количества времени и формальному усвоению знаний. В целях изжития подобных отрицательных фактов необходимо совершенствовать стиль и систему изложения нового материала, активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать воинов приемам осмысленного запоминания, развивать у них логическую память.

Основой всего процесса и каждого его звена в отдельности является применение знаний на практике. Только в результате применения знаний ими можно полностью овладеть. Некоторые воины испытывают большие затруднения в том, чтобы синтезировать знания, усвоенные на занятиях по разным дисциплинам и применять их в комплексе для решения практической задачи. Часть воинов не применяют на практике тех знаний, которые усваивают на занятиях.

 

   Это говорит о том, что воинов необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Целесообразно, чтобы люди на каждом занятии убеждались в том, что теоретические знания, которые они усваивают - это основа их практической деятельности.

 

   На основе знаний, в ходе их применения и упражнений, у воинов формируются разнообразные навыки и умения.

Основу формирования навыка составляет осознание задачи и смысла разучиваемых действий, умственное и физическое напряжение в целях их осуществления, анализ хода и результатов этих действий.

 

Теория поэтапного формирования умственных действий

В качестве исходных позиций для формирования навыков может быть использована теория поэтапного формирования умственных действий.

В чем суть этой теории?

 

 

   Обучение осуществляется поэтапно. На 1-м этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой действий (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять разучиваемые действия. Все виды ориентировок в задании можно разбить на три основные типа:

1. ООД представляет собой  конкретный образ действий (например, показ) или описание действий  без каких-либо указаний о том, как производить действие. Обучаемые при этом действуют медленно путем "проб и ошибок".

2. ООД содержит в себе  все указания о том, как правильно  выполнять действия. Обучение по этому типу ориентировки идет значительно быстрее и почти без ошибок.

3. ООД фактически создается  обучаемыми на основе полученного  задания. При таком типе ориентировки  обучаемые допускают незначительные  ошибки, как правило, быстро их  замечают и устраняют самостоятельно. Сформированное действие (навык) легко  переносится в новые условия.

На 2-м этапе обучаемые выполняют реальные действия с оружием, боевой техникой, макетами и т.п.

На 3-м этапе эти действия проговариваются вслух.

На 4-м этапе они проговариваются про себя. 

И на последнем, 5-м этапе, - мысленное воспроизведение действий в свернутом виде.

Такова общая схема формирования умственных действий (навыков). Успех этого процесса зависит, во-первых, от правильного учета прежнего опыта обучаемых, уже имеющихся у них знаний и навыков, во-вторых, от рационального построения ориентировочной основы действий; и, в-третьих, от умелого управления этим процессом со стороны обучающего.

 

   Навыки диалектически связаны с умениями. В зависимости от степени понимания воинами осуществляемой деятельности, их умения можно различать по уровням:

1. Умения, основанные на  знании зрительно-пространственных  отношений.

2.Умения, в основе которых  лежит знание последовательности  осуществляемых действий.

3. Умения, основанные на  знании причинно-следственных отношений.

Умения последнего уровня, включающие в себя систему знаний и высоко автоматизированных навыков, приближаются но своей сущности к мастерству.

 

   Воинская деятельность по своей сути коллективна. Поэтому большинство навыков и умений воина - это навыки и умения взаимодействия. Они формируются лишь в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности, основными признаками которой являются:

1. Осознание коллективного  характера воинской деятельности, требующей объединения усилий  всех членов подразделения.

2. Осознание каждым воином  своего места, роли и функциональных  обязанностей в системе общей  работы.

3. Установление отношений  взаимной ответственности и зависимости  при решении учебно-боевых задач.

4. Осуществление контроля, корректировки и оценки ученным  действий не только командиром, но и самими обучаемыми.

 

   Таким образом, процесс обучения воинов представляет собой единство познания, практической деятельности, социально-психологических отношений и системы педагогического руководства на занятиях и учениях.

Принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих

Принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих и условия их реализации в деятельности командиров подразделений

 

 Понятие принцип в логическом смысле служит исходным началом для организации деятельности, руководства, поведения людей. По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением явлений природы и человеческого опыта. Если они объективно отражают те или иные процессы, то неизбежно становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность людей. В этом смысле они охватывают все стороны общественной практики. Нет и не может быть ни одной сферы деятельности, где бы не руководствовались определенными принципами.

Познавая принципы, руководствуясь их требованиями, люди придают своей деятельности целенаправленное, логически последовательное, организованное начало.

 

   Выделяется ряд положений, от которых зависит успех педагогической деятельности, они формируются в виде принципов. 

Информация о работе Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих