Семинарские занятия - это научный
анализ теоретической или практической
проблемы, коллективный поиск путей её
эффективного разрешения. Они проводятся
с наиболее подготовленными воинами, имеющими
высокую общеобразовательную подготовку
и опыт самостоятельного изучения сложных
проблем.
3. Наряду с устным изложением
и обсуждением материала активно используется
метод показа (демонстрации) оружия и боевой
техники, приемов, действий и работы как
в натуральном виде, так и в изображениях.
Его сущность состоит в том, чтобы создать
у обучаемых наглядный образ изучаемого
явления, предмета, сформировать конкретные
представления об устройстве техники,
вооружения; о протекании сложных процессов.
В зависимости от содержания
изучаемого материала и способа действий
обучаемых применяются различные виды
показа. Основными из них являются:
- личный показ обучающим
изучаемых приемов, действий,
- показ оружия, боевой
техники, снаряжения,
- показ изобразительных
средств наглядности (картин, рисунков,
фотографий, макетов, графиков, диаграмм),
- показ кинофильмов, телепередач,
диафильмов, диапозитивов, видеофильмов
- демонстрация звукозаписи.
4. При формировании, закреплении
и совершенствовании у воинов необходимых
навыков и умений решающее место отводится
все более усложняющимся, сознательным,
многократным повторениям определенных
приемов и действий. Эта задача решается
методом упражнений, которые подразделяются
на: строевые, физические, стрелковые,
технические, тактические, комплексные,
специальные. По направленности и организации
деятельности на индивидуальные и групповые. По дидактическому назначению
- на вводные, основные и тренировочные.
Вводные упражнения следуют
сразу за практическим показом. Их назначение
обеспечить медленное, но точное выполнение
воинами разучиваемых действий.
Основные упражнения имеют
целью формирование и развитие навыков
и умений до высокого профессионального
уровня.
Тренировка - это сознательное,
многократное повторение уже усвоенного
действия (приема) с целью его закрепления
и совершенствования.
Методически правильно проводимое
упражнение закаляет волю и характер,
вырабатывает инициативу и самостоятельность
воинов, способствует более прочному закреплению
теоретических знаний.
5. В процессе боевой подготовки
и службы значительное количество знаний,
навыков и умений усваивается и закрепляется
воинами методом практических работ (обслуживание
и ремонт оружия и боевой техники, оборудование
огневых позиций, решение практических
задач в ходе тактических учений, боевых
стрельб и т.п.).
Условия проведения практических
работ:
- четкая разработка плана
по проведению, формированию учебной
цели, организации материального
обеспечения,
- тщательная подготовка
личного состава к выполнению
своих обязанностей,
- инструктаж подчиненных
перед началом работ, постановка
конкретной задачи, объяснение порядка
ее выполнения и соблюдения
правил техники безопасности, определения
времени окончания работ,
- побуждение воинов к
действиям с полным напряжением
физических и духовных сия, к точному
и быстрому выполнению всех действий в
соответствии с обстановкой,
- организация соревнования
по задачам и нормативам, по
сокращению сроков выполнения
и повышения качества практических
работ,
- подведение итогов, оценка
действий каждого воина и подразделения
в целом, поощрение наиболее отличившихся.
6. Для глубокого усвоения
воинами военных, военно-технических,
гуманитарных знаний, овладения мастерством
обязательно требуется большая самостоятельная
работа, по изучению теоретического и
практического материала.
Самостоятельная работа является
внутренней основой любого другого метода
и необходимой предпосылкой дидактической
связи различных методов между собой.
Ее основными видами является
работа с печатными источниками, изучение
техники, самостоятельные тренировки,
просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание
радиопередач и др.
Формы обучения
Формы обучения
Качество обучения личного
состава во многом зависит от организации
учебного процесса, тех форм, которые применяется
при боевой подготовке личного состава.
Формы как организационная сторона обучения
предусматривают состав и группировку
обучаемых, структуру занятия, место и
продолжительность его проведения, роль
и специфику деятельности обучаемого.
Общие формы обучения личного состава
можно подразделить на три группы:
1. Учебно-плановые (теоретические,
тактические, тренировочные занятия,
боевые стрельбы и пуски ракет,
учения, военные игры).
2. Служебно-плановые (парковые
дни, дни регламентным работ).
3. Внеслужебные (внеурочные)
технические кружки, школы передового
опыта, различного рода состязания, конкурсы,
викторины и т.п.).
Специфическими формами обучения
воинов являются, например, в ВВС - различные
виды наземной подготовки и полетов; в
ПВО - комплексное обучение и т.п.
Особенности общих форм обучения.
1. Учебно-плановые.
Теоретические занятия. Это
лекции, семинары, классно-групповые
занятия, беседы, занятия типа урока, лабораторные
работы в специально оборудованных классах,
самоподготовка, консультации, дополнительные
занятия со слабоуспевающими или пропустившими
учебные часы воинами. Обеспечивают прежде
всего теоретическую подготовку личного
состава, усвоение воинами общественных
и гуманитарных знаний, теоретических
основ современного боя, знаний физических
основ и принципов работы оружия и боевой
техники.
Практические занятия включают
в себя такие формы, как тактически-стрелковые,
тактические занятия, занятия на строевых,
огневых позициях, на боевых постах, полигонах,
аэродромах, танкодромах, в парках и гаражах,
на плацу, в спорт. городках. Проводятся
в целях совершенствования практической
подготовки отдельных воинов и подразделений.
Тренировочные занятия включают
в себя комплексные и специальные (предметные)
тренировки, физические, строевые, штабные,
радиотренировки, танкострелковые на
командных пунктах, по защите от ОМП, в
действиях по сигналу ''Сбор". Их назначение
- поддерживать и совершенствовать у личного
состава общие и специальные навыки боевой
работы, содействовать постоянному спариванию
подразделений.
Боевые стрельбы и пуски ракет.
Ими, как правило, завершаются определенные
этапы обучения. Цель проведения, с одной
стороны, - проверка уровня предшествующей
подготовки, а с другой - дальнейшее совершенствование
навыков и умений в ведении огня из боевого
оружия. Вместе с тем боевые стрельбы являются
основним фактором в слаживании подразделений
и психологической подготовке личного
состава к действиям в современном бою.
Подготовка воинских коллективов
к действиям в сложных условиях современной
войны проводится на учениях - высшей форме
обучения и воспитания воинов, выучки
личного состава. Включают тактические,
тактико-специальные, командные и командно-штабные
учения, а также учения с боевой стрельбой.
2. Служебно-плановые формы обучения
проводятся для поддержания оружия и боевой
техники в постоянной боевой готовности.
Одновременно они являются эффективными
формами технического обучения личного
состава. Ценность состоит в том, что они
непосредственно связаны с работой личного
состава по поддержанию высокой боевой
готовности.
3. В сочетании с формами
обучения в войсках активно
применяются внеслужебные формы обучения (школы
передового опыта, технические кружки,
различного рода состязания, конференции,
конкурсы, викторины).
Важное место занимает программированное
обучение, дающее возможность управлять
деятельностью обучаемых посредством
программирования учебного материала
и специальных обучающих средств (ЭВМ).
Процесс обучения в этом случае можно
представить как систему управления. Обучающий
в нем - орган управления, обучаемый - управляемый
объект.
Таким образом, процесс обучения
личного состава представляет собой упорядоченную
совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных
принципов, методов, форм и средств обучения.
От умелого их использования командирами
во многом зависит эффективность и качество
усвоения знаний и приобретение навыков
и умений.
Проверка и оценка
знаний, навыков и умений военнослужащих
Результат обучения выявляется
посредством контроля и анализа полученных
данных, на основе которых в него вносятся
коррективы.
Важным основным компонентом
методической системы обучения
является контроль, который должен
быть комплексным, объективным, периодическим
или непрерывным и всегда действенным.
Составной частью контроля,
анализа и корректирования хода
подготовки личного состава являются
проверка и оценка знаний, навыков
и умений воинов. Они выполняют
не только контрольную функцию,
но и функции обучения, воспитания,
развития, психологической подготовки.
Кроме того, командир и зам. по
воспитательной работе анализируют
качество своей работы.
Основными видами
проверки и опенки знаний, навыков и умений
являются: предварительная, текущая, контрольная,
итоговая и инспекторская.
Цель предварительной
проверки - определить уровень подготовленности
воина к овладению программным материалом
по конкретной дисциплине. Предварительная
проверка знаний и умений осуществляется
путем индивидуальных бесед командира
с каждым прибывшим в подразделение воином
и целенаправленного наблюдения за действиями
военнослужащих в первые же дни занятий.
Текущая проверка
знаний, навыков и умений осуществляется
повседневно в процессе всех проводимых
с личным составом занятий.
Контрольная проверка
проводится с целью определения уровня
боевой готовности подразделений, частей,
качества подготовки личного состава
путем учебно-боевых тревог, контрольных
занятий, учений, смотров оружия и боевой
техники, строевых смотров, смотров учебно-материальной
базы.
Итоговая проверка
проводится в завершение определенного
периода обучения, Основная цель - выявить
объем и полноту знаний, навыков и умений,
уровень умственного и физического развития,
а также психологической подготовки к
боевым действиям.
Инспекторская
проверка проводится по распоряжению
вышестоящих начальников специальной
назначенной комиссией.
В настоящее время
существуют технические средства
контроля за уровнем знаний, навыков и
умений. Это и механические приборы, электрические,
ну и, конечно, ЭВМ.
Характерно, что контролирующие
устройства позволяют в короткое
время проверить знания большого
количества воинов. И, все-таки, проверка
знаний с помощью технических
средств контроля имеет существенный
недостаток: воин сам не формирует
ответ, а только выбирает один
из вариантов ответа.
Результаты контроля
выражаются в оценке знаний, навыков
и умений. Оценивая подготовленность
подчиненных, необходимо учитывать:
объем знаний по учебной дисциплине,
нормативу и т.д.; надежность, прочность
и гибкость навыков и умений;
наличие ошибок, их количество, характер
и значимость в боевой работе;
степень понимания изучаемого; последовательность,
уверенность и самостоятельность
действий; умение соблюдать правила
эксплуатации оружия и боевой
техники, требования техники безопасности.
Конкретные нормативы
оценок по различным учебным
дисциплинам предусмотрены соответствующими
наставлениями и инструкциями. В
этих документах и принципы
выведения обшей оценки уровня
подготовленности подразделения
и части в целом.
Во всех случаях
оценка должна быть объективной
и справедливой, ясной и понятной
для воина.