Основными из них являются:
учить
войска тому, что необходимо на войне;
сознательность,
активность и самостоятельность обучаемых;
систематичность,
последовательность и комплексность в
обучении;
обучение
на высоком уровне трудностей;
прочность
овладения знаниями, навыками и умениями;
коллективизм
и индивидуальный подход в обучении.
Взятые в единстве
и взаимосвязи, эти принципы определяют
систему требований к направленности,
содержанию, организации и методике обучения
личного состава подразделений, частей.
Эти принципы выведены
на основе научного осмысления наследия
прошлого и обобщения современного передового
опыта подготовки частей к ведению боя.
Основные принципы обучения
Основные принципы обучения
1.Научность обучения.
Формирование у личного состава
в ходе обучения научного мировоззрения,
вооружение воинов научными знаниями
- в этом главный смысл научности.
И здесь каждый должен понять,
что с развалом СССР и образованием суверенных
государств возможности государств в
научных исследованиях стали ограниченными.
Естественно, что на первый план выходят
проблемы экономические и социальные.
Но, имея собственные Вооруженные Силы,
необходимо заниматься и военной наукой.
Этими вопросами сейчас и занимаются военные
ученые.
Реализация принципа научности
в процессе боевой, государственно-правовой
подготовки обеспечивается через соблюдение
системы педагогических требований. Как
показывает опыт, главное состоит в том,
чтобы:
- руководствоваться в
ходе занятий и учений передовой
методологией, рассматривать все
вопросы военного дело в развитии
и взаимосвязи, видеть закономерности
л противоречия учебного процесса, пути
его совершенствования и развития;
- тесно связывать учебный
процесс с требованиями МО РБ и Главного
Штаба ВС РБ;
- излагать учебный материал
с позиции последних достижений
науки и техники;
- органически связывать
изучаемое с жизнью страны, Вооруженных
Сил, с повседневной практикой личного
состава;
- использовать достижения
науки и техники других государств.
На практике все эти требования
проявляются в единстве и взаимосвязи.
Их нельзя отделять друг от друга. Важно,
чтобы научный подход имел место в ходе
всего учебного провеса.
2. Учить войска тому, что необходимо
на войне.
Этот принцип определяет содержание
обучения и условия боевой подготовки
воинов, придает учебному процессу военно-практическую
направленность, обеспечивает его связь
с опытом прошлых войн и современным уровнем
развития военного дела.
Принцип учить войска тому,
что необходимо на войне, выражает связь
теории с практикой. Им руководствовались
все выдающиеся полководцы прошлого. Однако
требования этого принципа не остаются
неизменными. Они получают свое развитие
вместе с развитием и усложнением военного
дела и в решающей степени зависят от объективных
условий ведения войны в каждый исторический
период. В наше время этот принцип получил
качественно новое содержание. Он предъявляет
широкие требования к обучению личного
состава. Прежде всего военнослужащие
должны хорошо усвоить характер и особенности
современной войны, основные положения
военной доктрины и военной науки о ведении
современного боя и войны в целом, изучить
боевые свойства и поражающие факторы
оружия массового поражения , приобрести
навыки защиты от них, верить в силу своего
оружия, в возможность успешно действовать
в современных средствах защиты и быть
готовыми добиться победы в бою.
Этот принцип требует и детального
изучения потенциального противника.
Учить войска тому, что необходимо
на войне, - значит максимально приближать
обстановку к боевым условиям, не допускать
на занятиях и учениях упрощений и послаблений.
Главное здесь в том, чтобы личный состав
почувствовал реальную обстановку боя,
действовал в условиях опасности и риска
с полным напряжением сил, не допускал
условностей субъективного характера.
3. Принцип сознательности, активности
и самостоятельности обучаемых.
Принцип сознательности, активности
и самостоятельности обучаемых требует
такой постановки обучения, при которой
воины ясно понимают свои задачи, осмысленно
приобретают знания, сознательно применяют
их и проявляют при этом активность, инициативу
и самостоятельность.
Сознательность в обучении
- это понимание сущности изучаемого вопроса,
это убежденность в правильности полученных
знаний, навыков и умений, это положительное
отношение обучаемого к изучаемому предмету.
Активность - это деятельное
состояние психологии человека. Она проявляется
в интенсивной умственной и физической
деятельностью.
4. Принцип наглядности в обучении.
Требует такой организации
боевой подготовки, когда воины усваивают
знания и формируют навыку и умения на
основе чувственного восприятия реальных
образцов оружия и боевой техники, различных
явлений и предметов
или их изображения в процессе практической
деятельности на стартовой позиции, на
плацу, в классе и т.д.
Необходимость наглядности
в обучении обусловлена тем, что живое
созерцание (зрительные, слуховые, осязательные
ощущения и восприятия) является исходным
началом всякого познания, в процессе
обучения.
При обучении личного состава
комплексно применяются следующие виды
наглядности:
- натуральная или естественная
наглядность - реальные образцы техники,
оружия, приборов, полигоны и т.д.;
- изобразительная наглядность
- мишени, макеты, имитаторы, стенды, схемы,
кино- и диафильмы, диапозитивы, плакаты,
рисунки, чертежи, таблицы, диаграммы;
- словесно-образная наглядность
- яркие словесные описания боевых
действий, эпизодов, подвигов героев,
использование сравнений, эпитетов,
метафор.
5. Принцип систематичности, последовательности
и комплексности в обучении.
Овладеть знаниями и умениями
можно лишь тогда, когда учебный
предмет изучается по определенной
системе, в соответствии с его внутренней
логикой. Систематизированные знания
необходимы человеку для успешной практической
деятельности.
Принцип систематичности, последовательности
и комплексности реализуется через всю
организацию процесса обучения. Чтобы
успешно действовать в бою, на боевом дежурстве,
при выполнении сложных задач, знания,
навыки и умения воинов, приобретаемые
ими на занятиях по различным дисциплинам,
должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены,
представлять собой единый комплекс. Он
формируется путем установления межпредметных
связей, связей между темами и разделами
внутри учебной дисциплины. А главное,
он нужен при организации практической
деятельности воинов, особенно в ходе
тактической, тактико-специальной подготовки,
требующей комплексного применения знаний,
навыков, умений.
Для достижения систематичности,
последовательности и комплексности в
обучении необходимо:
- последовательно распределять
содержание учебных предметов
по годам и периодам обучения, логически
связанно располагать учебный материал
по каждому отдельному предмету,
чтобы, излагая новый материал, увязывать
его с ранее проеденным, последовательно
расширяя круг представлений и понятий
обучаемых;
- строго руководствоваться
всеми тонирующими документами,
учебными планами, программами и
расписаниями занятий;
- изучая материал по
частям, выделить в нем главные
моменты, ясно сформулировать и
раскрыть общую идею занятий;
- направлять и развивать
логическое мышление обучаемых,
приучать к самостоятельному
анализу и обобщению фактов;
- переходить к изучению
последующего, пока не усвоено
предыдущее;
- хорошо знать содержание
не только данной темы, но и
последующих тем, всей учебной
дисциплины;
- систематически руководить
самостоятельной работой подчиненных,
знать их успехи и недостатки,
повышать у них чувство ответственности
за учебу, побуждать работать
с полным напряжением сил.
6. Обучение на высоком уровне
трудностей.
Этот принцип отражает зависимость
уровня физического и интеллектуального
развития обучаемых от характера их деятельности.
Реализация этого принципа
обеспечивается через отбор, распределение
и дозировку учебного материала на каждом
занятии. Правилом этого принципа является:
учить, переходя от известного к неизвестному,
от менее трудного к более трудному, от
менее сложного к более сложному.
7. Прочность овладения знаниями,
навыками и умениями.
Чтобы успешно действовать
в условиях современной войны, знания,
навыки и умения личного состава долины
быть исключительно прочными и основательными,
т.к. солдату в бою придется не только выполнять
приказы командиров, но и решать самостоятельные
задачи, опираясь на свои знания и опыт.
8. Коллективизм и индивидуальный
подход в обучении.
Основой развития коллективизма
(единства воли, действий и ответственности)
является организация коллективных действий
на занятиях по боевой и государственно-правовой
подготовке, в процессе всей службы воинов.
Руководство коллективным учебным трудом
требует от командира понимать психологию
коллектива, учитывать общие мнения, настроения,
запросы, активизировать познавательную
и практическую деятельность обучаемых.
Важное место занимает постановка коллективных
учебных задач, совместное обсуждение
и отбор лучших решений, выводов, предложений,
товарищеская критика и самокритика.
Коллективизм в обучении взаимосвязан
с индивидуальным подходом. Чтобы обеспечить
индивидуальный подход в обучении, необходимо
систематически изучать людей, выявлять
их особенности и возможности, постоянно
проявлять внимание ко всем воинам, учитывать
их учебные интересы, осуществлять постоянный
контроль за учебой.
Методы и формы обучения
Метод - слово
греческого происхождения. Оно означает
способ, прием теоретического исследования
или практического осуществления чего-либо.
Методы
обучения - это пути и способы, с помощью
которых достигается сообщение и усвоение
знаний. Нормирование навыков и умений,
выработка высоких морально-боевых навыков
и умений, а также обеспечивается боевое
слаживание подразделений и частей.
На современном этапе в армии
активно используются в различном сочетании
такие методы обучения, как устное изложение
учебного материала; обсуждение изучаемого
материала, показ, упражнение, практическая
работа, самостоятельная работа.
Эти методы обучения являются
общими, основными, они применяются при
обучении воинов всех родов войск, всех
специальностей.
Сущность методов
обучения и требований, предъявляемых
к ним:
1. Устное изложение учебного
материала, как метод
обучения применяется с целью сообщения
новых знаний, объяснения порядка тех
или иных действий, устройства оружия,
боевой техники и т.д.
Основными разновидностями
метода устного изложения являются рассказ,
объяснение, инструктирование и лекция.
Рассказ - это образное, живое,
эмоциональное и последовательное изложение,
преимущественно фактического материала
в описательной или повествовательной
форме.
Объяснение - в отличие от рассказа
в наибольшей степени ставит акцент на
раскрытии смысла явлений, процессов,
действий, их причинно-следственных связей
и отношений.
Инструктирование - краткие,
лаконичные, четкие указания о выполнении
того или иного действия (задачи).
Лекция - развернутое изложение
крупных теоретических и практических
проблем. Она позволяет обстоятельно раскрыть
наиболее сложные понятия, закономерности,
идеи, в ней тесно сочетается элементы
описания и повествования, доказательства
и объяснения, анализа фактов и примеров,
обобщения и выводы.
2. Широко применяется обсуждение
изучаемого материала. Если устное изложение
материала обеспечивает одностороннюю
связь, то обсуждение, как метод
обучения, обеспечивает обратную связь,
предполагает коллективную работу обучаемых
и обучающих. Основными разновидностями
этого метода являются: беседа, классно-групповое занятие и семинар.
Беседа - способ вооружения
обучаемых знаниями путем кратких, лаконичных
ответов на заранее полноценные вопросы.
Она представляет собой диалогический
и вопросно-ответный путь излечения знаний,
когда содержание их или в определенной
степени зависимо, или не представляет
большой познавательной трудности, или
близко к жизненной практике воинов.
Классно-групповое занятие - во многом напоминает
развернутую беседу. Однако теоретические
и практические вопросы здесь обсуждаются
более основательно. Слушатели глубоко
анализируют факты и явления, доводят
их понимание до уяснения сущности, выявления
причинно-следственных связей и отношений.
Наиболее глубоко и обстоятельно
изучаемый материал обсуждается на семинаре.