Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, реферат
Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.
Введение
Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление
Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности
Заключение
Список литературы
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Контрольная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Военная психология» |
«Психические познавательные процессы, их учёт и развитие у воинов»
Выполнил(а): студентка курса
заочного отделения
Психологического факультета
Фомичева И. А. |
(Ф.И.О.)
|
Проверил:
(Ф.И.О.)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.
С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:
Общая характеристика
познавательной деятельности воинов.
Познавательная деятельность – необходимая
составная часть человеческой деятельности
вообще. В условиях Вооруженных Сил без
познавательной деятельности невозможно
осуществлять боевую учёбу, формировать
у личного состава нужных для эффективного
выполнения учебно-боевых задач и нанесения
службы.
В настоящее время в частях и на кораблях
осуществляется решительный курс на повышение
качества полевой, воздушной, морской
выучки, на максимальное приближение обучения
и воспитания воинов к условиям боевой
действительности. Особенно внимание
уделяется развитию у воинов морально-боевых
качеств, укреплению порядка и воинской
дисциплины, усилению физической закалки
военнослужащих, формированию у них способности
преодолевать трудности характерные для
современного боя.
В военной психологии сложился чёткий
научный подход, определяющий логическую
последовательность изучения психических,
познавательных процессов. В соответствии
с этим подходом, применительно к учебно-познавательной
деятельности воинов, в ней выделяются
три этапа:
1. Восприятия войнами учебного материала;
2. Творческое осмысление и усвоение научных
знаний;
3. Запоминание и воспроизведение познаваемого.
На каждом этапе познавательной деятельности
принимают участие познавательные процессы,
процесс познания идёт сразу на всех уровнях.
Вместе с тем, на тех или иных этапах решающая
роль принадлежит строго определённым
процессам. Поэтому, в методических целях
психические, познавательные процессы
целесообразно рассматривать в последовательности
соответствующих этапам познавательной
деятельности: вначале – ощущение, восприятия
учебного материала каждым военнослужащим;
затем – воображение и мышление, благодаря
им главным образом обеспечивается творческое
осмысление и усвоение знаний, и наконец
память и речь, активно работающие на этапе
запоминания и воспроизведения учебного
материала.
Итак, психические, познавательные процессы
– вот те психологические механизмы, через
которые происходит познавательная деятельность
военнослужащих в ходе боевой и политической
подготовки, несения службы. С них начинается
процесс превращения, содержания педагогического
воздействия командиров подразделений
в факт сознания, знания, представления,
понятия военнослужащих.
I. Понятие о
психологических
В обеспечении взаимодействия человека
с внешним миром ведущую роль
играет свойства личности, её мотивы установки.
Регуляция деятельности начинается уже
на уровне восприятия, с психических, познавательных
процессов. С них логично начинать рассмотрение
психических явлений.
В разном труде, службе, на занятиях и учениях,
воин осуществляет определённую познавательную
деятельность. Он усваивает разнообразные
знания, развивает навыки, приобретает
умение в работе с техникой, оружием, приборами,
у него формируется представление о характере
современного боя и т.д. Вместе с тем он
трудится и развивается физически. Познавательная
деятельность и физический труд, учение
и бой – всё это осуществляется на основе
психических, познавательных процессах
и психофизиологических реакциях. Поэтому,
принято сочетать любой вид деятельности,
в том числе и каждый вид боя, имеет свою
психологическую характеристику.
Боевая учёба составляет значительную
часть воинской службы. Воин овладевает
политическими, специальными военно-техническими
знаниями, изучает уставы, инструкции,
познаёт армейскую жизнь, у него формируются
прочные знания, навыки, умения и привычки.
Бой как всякая сложная воинская деятельность
предъявляет к психике в целом и к различным
сторонам её своеобразные требования.
Успех боевой ратно-трудовой познавательной
деятельности прежде всего зависит от:
политической сознательности, активности,
дисциплинированности; от умения мастерски
владеть оружием и техникой в бою. Успех
во многом зависит и от того, насколько
и как развиты органы чувств человека,
совершенна и точна его реакция, развито
ощущение, внимание, память, мышление и
другие психические, познавательные процессы.
Отсюда непреложный практический вывод,
в ходе боевой гуманитарной педагогической
подготовки, необходимо наряду и на основе
формирования боевых, моральных качеств,
вооружения воинов знаниями, умениями
и навыками, развивать у солдат, сержантов
психические, познавательные процессы.
Следует иметь ввиду, что каждый психический
процесс носит личностный характер: в
нём неизбежно отражается личность с её
особенностями. На всех этапах и в каждом
акте усвоения учебного материала слушателем
функционирует все психические процессы,
в единстве проявляется свойства и состояния
личности.
Однако в целях более
детального выяснения механизма
превращения материала в
II. Материалистическая
природа психических познавательных процессов:
ощущение, восприятия, внимание, представление
память, воображение, речь и мышление
Согласно гносеологии процесс
познания человеком окружающей действительности
от живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике. Первая (чувствительная)
ступень познание “живое созерцание”
включает ощущение, восприятие, внимание,
представление, память и воображение.
Познание начинается с непосредственного
контакта органов чувств человека с окружающими
предметами, явлениями, вещами, с ощущений.
ОЩУЩЕНИЕ – это отражение
в сознании человека отдельных свойств,
качеств предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на наши органы чувств.
Человек ощущает свет, холод, тепло, твёрдость,
форму и т.д.
Ощущение считается элементарным психическим,
познавательным процессом, отражающим
отдельные свойства предметов и явлений
материального мира, а также внутреннее
состояние организма при непосредственном
воздействии материальных раздражителей
на соответствующие рецепты. Материалистическое
учение об ощущении утверждает, что предметы
и их свойства первичны, ощущение же является
результатом воздействия материи на органы
чувств. При этом ощущения дают нам верный
образ объективной действительности и
как бы представляют строительный материал
для представлений, воображения, для мышления
и памяти.
Физиологической основой ощущения является
нервно-физиологический процесс, протекающий
в анализаторе. Анализатор – это нервно-физиологический
аппарат, посредством которого человек
отражает ту или иную область окружающей
действительности.
Окружающий человека мир исключительно
разнообразен. И каждый предмет, каждое
явление имеет множество качеств. Возможность
познания объективного мира во всём многообразии
его качеств достигается благодаря тому,
что у человека есть несколько анализаторов.
На основе работы различных органов чувств
отражаются многочисленные свойства и
качества предметов и явлений. Существуют
следующие виды ощущений, в которых раскрываются
в человеческом сознании отдельные качества
и стороны внешнего мира:
1. зрительное;
2. звуковое (слуховое ощущение);
3. двигательные;
4. ощущение координации движений;
5. вибрационное;
6. ощущение положения тела;
7. вкусовые;
8. обонятельные;
9. осязательные;
10. болевые;
11. ощущение температуры (ощущение тепла);
12. ощущения органические (голод, жажда).
Без исключения все ощущения и, следовательно
органы чувств, имеют большое значение
в воинской деятельности. при определении
пригодности призывника к службе
принимаются во внимание общее состояние
их органов чувств, качество различных
видов ощущений, во время службы осуществляется
тренировка и развитие.
Тренировка органов чувств воинов к точному
ощущению качеств и свойстве военных предметов
и обстановки составляет важный раздел
психологической подготовки личного состава
к ведению боевых действий. Для организации
такой подготовки офицер должен учитывать
общие закономерности процесса ощущения
и специфические особенности органов
чувств. К числу этих закономерностей
относится минимальный и максимальный
пороги, порог различения, адаптация, явление
контрастностей и последовательные образы.
Полноценное развитие личности невозможно
без ощущений, источников наших знаний
об окружающем мире и о самом человеке.
ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЯ – восприятием называется
отражение в сознании человека предметов
и явлений действительности при непосредственном
их воздействии на органы чувств. В отличии
от ощущений, которые отражают отдельные
качества и свойства предметов, восприятие
отражает предмет в целом, в совокупности
его свойств и взаимосвязи их друг с другом.
ВОСПРИЯТИЕ - это
не сумма ощущений, получаемых от того
или иного предмета, а качественно
новая ступень чувственного познания
с присущим ей особенностями. В восприятии
мир отражается полнее, в пространственных
и временных отношениях.
Наиболее важными
особенностями восприятия являются:
А) Предметность и Объективизация
(вынесение образа во вне). Воспринимая
какой-либо предмет диск, копьё, книгу
и др., мы осознаём его не как наше субъективное
переживание, а как объективный, вне нас
ориентирующий предмет. Без этого восприятия
не может выполнять свою ориентирующую
и регулирующую функцию в практической
деятельности человека.
Б) Целостность. В отличие от ощущений,
отражающих отдельные свойства предмета,
восприятие всегда имеет целостной характер.
Компоненты целого могут действовать
одновременно или последовательно на
один и тот же анализатор ил на разные
анализаторы (например, при восприятии
спортивного поединка одновременно действуют
зрительные и звуковые раздражения). Последовательные
компоненты могут действовать непосредственно
один за другим или с некоторыми паузами.
Целостность образа складывается на основе
обобщения знаний об отдельных свойствах
и качествах предмета.
В) Константность. Несмотря на значительную
вариантность условия (освещённость, расстояние,
положение в пространстве и пр.), в которых
происходит процесс восприятия, образ
воспринимаемых нами предметов отличаются
определённым постоянством (константностью):
по форме, величине, цвету и т.п. при восприятии
одного и того же предмета мы каждый раз
воспринимаем его более или менее одинаково,
подчас не замечая возникших в ней изменений.
Известно, что при приближении предмета
изображение его увеличивается и наоборот.
Однако при изменении расстояния до объекта
его величина воспринимается как неизменная.
Г) Осмысленность. Образы восприятия всегда
имеют определённое смысловое значение.
Воспринимая предметы или явления человек
истолковывает их в соответствии с полученными
ранее знаниями, истолковывает их в соответствии
с полученными ранее знаниями и своим
практическим опытом, тот час же обозначает
их словами и всегда относит наблюдаемый
предмет или явление к определённой группе,
классу. Даже при виде незнакомого предмета
мы пытаемся уловить в нём сходство со
знакомым нам объектом.
Д) Изобретательность. Процесс восприятия
имеет избирательный характер, в котором
появляется активность сознания. Внешний
вид настолько многообразен, что мы можем
воспринимать одновременно лишь самую
незначительную его часть. В связи с эти
качество процесса восприятия, как изобретательность,
становится неизбежным.
Общие закономерности
восприятия:
1. Апперцепция, в переводе на русский язык
означает зависимость прошлого опыта.
Апперцепция бывает двух видов.
а) временная;
б) устойчивая.
Временная апперцепция возникает под
влиянием прошлых восприятий, мимолётного
знакомства с данными явлениями и в прямой
зависимости от чувств, воображение, опыта
и знаний.
Устойчивая апперцепция зависит от глубоких
знаний, навыков, умений и опыта действий
в условиях, сходных с обстоятельствами.
устойчивая апперцепция вырабатывается
в моделях той или иной деятельности, в
которых учтена и представлена вся совокупность
факторов, под воздействием на человека.
2. Иллюзион - неправильные, поверхностные
искажения восприятия предметов реальной
действительности. Практическое отношение
к этой закономерности двоякое, с одной
стороны, иллюзии используются в маскировке
оружия, техники, позиции, личного состава,
намерений, с другой – иллюзии учитываются
с целью не допустить ошибок в деятельности
своих воинов.
Вид восприятия.
Различают преднамеренные и непреднамеренные
восприятия. Первым из них обязательно
присуще волевое усилие. Особой и наиболее
важной для воинов формой восприятия являются
наблюдение, преднамеренное, планомерное,
длительное, целенаправленное и организованное
восприятие. Успешность восприятия зависит
от твёрдого знания наблюдателем своих
задач, от чёткой постановки цели наблюдения,
от предварительной специальной подготовки.
Наблюдение более эффективно, если наблюдатель
обладает широким кругозором в наблюдаемой
области деятельности, развитым мышлением,
памятью, вниманием.
Внимание
– это преимущественная устремлённость
сознания человека на определённый объект
или явление, в результате чего они отражаются
полнее, отчетливее, глубже. Внимание это,
не самостоятельный психический познавательный
процесс, а сторона всех познавательных
процессов, всей психики военнослужащего,
человека вообще. Без проявления внимания
немыслима никакая практическая деятельность.
Физической основой внимания является
работа оптимального возбужденного участка
головного мозга человека. В основе внимания
лежит образование в одних участках корня
стойких очагов возбуждения и наличие
меньшего возбуждения или даже заторможенности
в основной части.
Внимание военнослужащего имеет своё
внешнее отражение, движение к объекту,
направление взгляда к объекту внимания,
некоторые задержания дыхания, задержание
лишних движений, характер вопросов и
реплик в ходе учебных занятий со стороны
военнослужащих, ведут ли войны какие-либо
записи на занятиях и т.д.
Избирательная
направленность внимания воинов зависит
от многих факторов и прежде всего:
Информация о работе Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов