Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, реферат
Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.
Введение
Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление
Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности
Заключение
Список литературы
Психика воина и в частности его мышление, должна быть подготовлена к нормальному функционированию в условиях боя. Боевые условия исключительно сложные: в бою трудно оставаться хладнокровным, сохранить ясность и твёрдость мысли. Поэтому ещё в мирное время воин должен подготовить своё мышление к войне, к хладнокровной и продуктивной работе в самых напряжённых условиях.
III. Условия и
пути развития и активизации
психических познавательных процессов
у воинов в различных видах воинской деятельности
В условиях современной войны
резко возросло значение творческой
изобретательности в познании, умении
быстро определить ценности тех или иных
единиц информации. Действительно, усложнился
объект познания, возрос объём информации
поступающих к воину. В этих обстоятельствах
важно быстро выделить в потоке информации
жизненно важные компоненты, правильно
оценить их значение, учесть при принятии
решения.
Критический подход воина, к получаемой
в боевых условиях информации, особенно
о противнике, всесторонняя проверка на
прочность различных вариантов действия
всегда были отличительными чертами воинской
деятельности.
Способность к интуитивным находкам и
решениям, обеспечивающим выполнение
боевой задачи, формируется на базе глубоких
знаний и большого опыта. Она является
признаком достаточно высокой интеллектуальной
зрелости, синтезирует в себе важнейшие
черты творческого мышления.
В формировании военных знаний большое
место занимают психически познавательные
процессы, ощущения и восприятия, представления
и память, внимание и мышление.
Рассмотрим условия и пути ощущения, восприятия,
внимания, представления, памяти, воображения.
А) ОЩУЩЕНИЕ, ВНИМАНИЕ.
Для организации высокой деятельности
важны знания о взаимодействии ощущений,
так как оно вызывает нередко изменение
чувствительности анализаторов, раздражитель
ощущается по-иному, под влиянием других
раздражителей.
Слабые звуки повышают зрительную чувствительность.
Окраска может изменять восприятие, явление
контраста, расстраивать внимание и наоборот,
стабилизировать тот или иной рецептор,
т.е. повышать его чувствительность. Это
следует учитывать в воинской деятельности,
чтобы создавать оптимальную рабочую
обстановку, особенно скажем на подводной
лодке, в кабинах боевых машин, где человеку
длительное время приходится действовать
в замкнутом пространстве.
Все условия
и пути выявления на чувствительность
можно разбить на две группы: объективны
и субъективные. К первой группе относятся
условия среды и прежде всего условия
деятельности человека.
Развитие чувствительности под влиянием
деятельности доказано эмпирически и
экспериментально. Например: профессионалы
занимающейся окраской ткани, различают
до 60 оттенков чёрного цвета; опытные водители
на слух по едва уловимому шуму мотора
могут обнаружить неполадки в нём, чувствительность
пальцев тактильных анализаторов опытного
водолаза, например, позволяет в абсолютной
подводной темноте через ткань рукавиц
безошибочно узнавать (отличить) взрывоопасные
предметы от остальных металлических
предметов.
Ко второй группе относятся следующие
средства:
- психологические (обострение чувства
ответственности, бдительности, повышение
интереса, поднятие настроения, расширение
знаний о предмете и т.д.);
- физиологические (гимнастические упражнения,
гипервентиляции лёгких, обтирание холодной
водой);
- фармакологические (чай, кофе);
- специальные (тренировка органов чувств
специальными упражнениями: аппаратурные
и без аппаратурные).
Развитие внимательности в процессе обучения
способствует установка на внимательность,
формируемая командиром перед началом
каждого занятия, лекции, беседы и т.д.
Формированию качеств внимания, необходимых
воину-специалисту, максимально способствуют
психологические упражнения (аппаратурные
– не тренажёрах, без аппаратурные – например,
поиск имитированной неисправности пробора,
оружия, техники, определение координат
целей и т.п., на карте или миниатюр полигоне
со сложной тактической и огневой обстановкой).
Организуя подобные упражнения, командиру
важно знать и учитывать индивидуальные
особенности: внимание каждого воина.
Жизнь диктует необходимость упражнения
нужных воину качеств внимания, в обстановке
максимально приближенной к боевой (по
совокупности, количеству и качеству помех
и раздражителей).
Важно развивать у воинов стремление к
самовоспитанию внимания, стремления,
следовать правилу “Всегда и во всём быть
внимательным”.
Этому способствует воспитание высокой
сознательности, чувства долга и ответственности
за порученное дело, развития интереса
к своей специальности и деятельности:
тренировка постоянных волевых усилий,
произвольного внимания в повседневной
деятельности и специальных упражнениях
(на тренажёрах, тестах), создание в коллективном
мнении атмосферы нетерпимости а проявлению
невнимательности, рассеянности.
Б) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
Развитие представлений в процессе боевой
и политической подготовки зависит главным
образом от характера воинской деятельности.
Например, полевая, воздушная и морская
выучка, войск максимально приближенная
к боевым условиям, формирует правильные
представления о современной войне, о
характере современного боя и условиях
в которых придётся действовать воину
в бою.
Очень важно поэтому представления воинов
формировать на основе их собственной
практической деятельности.
Для развития необходимых
представлений из области общественной
жизни крайне целесообразно, помимо
вовлечения воинов в общественно-полезную деятельность, максимально
приобщать их к чтению военно-политической,
военно-художественной, военно-исторической
и военно-мемуарной литературе.
Развитие представлений у воина обуславливается
прежде всего направленностью его личности.
Именно от потребностей, интересов, желаний
и мировоззрения личности зависит, какие
особенности наблюдаемых воинов предметов
и явлений закрепляется в его сознании.
Огромную роль в формировании представлений
у воинов играет слово. Известно, что восприятие
объекта, а следовательно и формирование
представления о нём практически чаще
всего осуществляется путём наблюдения
за этим объектом и сопровождается словесным
пояснением. В современных условиях, когда
войска оснащены сложной боевой техникой
и оружием, понятное описание занимает
важное место в ряду средств, направленных
на формирование у воинов необходимых
технических представлений. Все представления,
формируются у воинов в процессе воспитания,
определяются с помощью слова.
Функциональная направленность в современном
процессе обучения воинов усиливается
результатами абстрагирующей деятельности
человека: чертежами, схемами, картами,
буквенными выражениями, составляющими
всякого рода формулы. Наблюдение чертежей,
схем, овладение буквенными обозначениями
способствуют формированию у воинов правильных
представлений о таких явлениях, как например,
протекание тока в электрических цепях,
физические и химические взаимодействия
между исследуемыми объектами и т.т. Аналогичные
процессы невозможно понять, если воин
не сумеет абстрагироваться от всех специфических
особенностей, отдельных объектов и не
представит себе существенные и общие
для всех объектов одного и того же класса
признаков. Чертёж, схема, формула, воспринимаемые
воином вызывает в его сознании представления,
которые связанны не только с непосредственно
воспринимаемыми частями оружия, но и
с разъяснениями командира, благодаря
этому воин познаёт то, что не в состоянии
непосредственно воспринять.
Переработка последних приводит к осознанию
чрезвычайно сложных процессов, с которыми
имеет дело военный специалист. Результаты
абстрагирующей деятельности в этом случае
используются в качестве чувственной
опоры при формировании соответствующих
понятий.
В) ПАМЯТЬ.
Чтобы материал лучше запоминался и припоминался
в нужной обстановке, необходимо использовать
все возможности устной и письменной речи:
красоту рассказа, выразительность сравнений,
остроту противопоставлений и т.д.
Воины отличаются друг от друга объёмом
длительности и готовности памяти, т.е.
качествами. Встречаются воины с ярко
выраженными преобладаниями того или
иного вида памяти. У одних лучше развита
обзорная память, а у других словесно-логическая.
Многие воины одинаково хорошо запоминают
как образный, так и словесно-логический
материал. Есть воины у которых лучше развита
зрительная, слуховая или двигательная
память.
Специфические условия деятельности в
свою очередь способствуют интенсивному
развитию тех или иных особенностей памяти
воина.
Развитие памяти у воинов идёт одновременно
с развитием всех сторон его личности.
Воспитание направленности, характера,
развитие способностей, формирование
интеллектуальных и волевых качеств, возникновение
и протекание чувств самым тесным образом
связаны с развитием памяти воина. Эта
связь взаимная и возникает и осуществляется
по законам материалистической диалектики.
Исследованиями выявлено, что решающую
роль в запоминании оператором радиолокационной
станции зоны отражений от местных предметов
необходимо для своевременного обнаружения
маловысотных целей играет словесно-логическая
память. Вот почему отличные операторы
могут рассказать, какие импульсы от местных
предметов и когда появляются в зависимости
от влажности и температуры воздуха, времени
суток, наличие осадков и т.п. поэтому следует
подробно объяснить оператору особенности
зоны, побуждать его выявлять их. Большую
пользу приносят зарисовки, фотографирование
зоны отражений, вычерчивание её по памяти
с последующей сверкой рисунков с экраном
и выявлением ошибок.
Нередко при овладении сложным учебным
материалом у воина формируется установка
на запоминание, вместо установки на напоминании
материала. Объясняется это тем, что иногда
проще и легче механически запомнить текст,
схему, чем понять их. Такая подмена подводит
к формализму в обучении, к выработке привычки
прибегать к зазубриванию, к задержке
в развитии мышления и словесно-логической
памяти. Стремление воина выучить материал
путём повторения без понимания порочно
и при обучении недопустимо. Память развивается
в борьбе с забыванием. Забывание – процесс,
обратный запоминанию. Подобно запоминанию
тем более глубоким, чем реже включается
определённый материал, в деятельности
воина, тем не менее значимым становится
он для достижения актуальных жизненных
целей воина. То, что включаясь в деятельность
воина, остаётся значимым и интересным
для него, забывается.
Память воина развивается вместе с развитием
направленности личности, характера и
способностей, обобщением, его сознания,
системой знаний, умений и навыков, с совершенствованием
его мышления, воображения, речи и воли,
с совершенствованием его мышления, воображения,
речи и воли. Поэтому забота командиров
о всестороннем развитии личности воина
ведёт и к совершенствованию его памяти.
Воображение – как и другие психические
процессы – развиваются по мере накопления
воином опыта и осуществлении той или
иной деятельности. Свою роль и деятельность
в бою воин может конкретно представить
себе лишь на основе переработанных с
помощью воображения учебных материалов,
произведений художественной литературы.,
кино, живописи, скульптуры. В этом деле
велика роль командира. Именно он способен
организовать приобретение воином опыта,
необходимого для эффективного развития
воображения.
Военная психология в России во второй половины Х1Х - начале ХХ века выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свою систему и структуру психологических знаний, свой предмет, методы и задачи.
С самого начала личность воина была
важнейшей проблемой и
Офицеры должны формировать у воинов
творческий подход к явлениям действительности
вообще. Поощрение воина за творческое
отношение к службе стимулирует
развитие у него творческого воображения.
Этому же способствуют и другие виды
работы офицера с воинами, побуждающие
их к творчеству: рекомендации специальной
литературы, обсуждения и дискуссии по
научно-техническим вопросам на занятиях
по боевой и политической подготовке,
организация экскурсий, культпоходов,
обучения их способности воображения
у воинов могут сыграть олимпиады, викторины,
конкурсы, различные виды соревнования.
Одним из главных направлений формирования
у воинов необходимых качеств психики
является максимальное приближение их
учебной деятельности к боевым действиям
войск. Известно, что возникающие иногда
в боевой обстановке ошибочные мысли и
эстетические чувства и эмоциональные
состояния могут быть причиной появления
у воинов образов непроизвольного воображения,
отрицательно воздействующих на его поведение.
Чтобы такие чувства и мысли не возникали,
воин должен быть приучен активно действовать
в сложных, трудных и опасных условиях
современного боя ещё в мирное время. Научить
воина овладеть своим воображением можно
лишь в том случае, если он получить большой
опыт самостоятельных действий в подобных
условиях в процессе боевой подготовки,
и особенно в ходе полевой, морской и воздушной
выучки войск. Воображение неизбежно вызывает
положительные или отрицательные психические
состояния. Знание и учёт общих и частных
закономерностей психических процессов,
особенностей их протекания у каждого
воина необходимых для успешной организации
процессов ратного труда, обучения, воспитания
и психологической подготовки.
Информация о работе Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов