Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

Содержание работы

Введение
Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление
Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по военной психологии.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Психика воина  и в частности его мышление, должна быть подготовлена к нормальному функционированию в условиях боя. Боевые условия исключительно сложные: в бою трудно оставаться хладнокровным, сохранить ясность и твёрдость мысли. Поэтому ещё в мирное время воин должен подготовить своё мышление к войне, к хладнокровной и продуктивной работе в самых напряжённых условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
III. Условия и  пути развития и активизации  психических познавательных процессов у воинов в различных видах воинской деятельности

 
В условиях современной войны  резко возросло значение творческой изобретательности в познании, умении быстро определить ценности тех или иных единиц информации. Действительно, усложнился объект познания, возрос объём информации поступающих к воину. В этих обстоятельствах важно быстро выделить в потоке информации жизненно важные компоненты, правильно оценить их значение, учесть при принятии решения. 
Критический подход воина, к получаемой в боевых условиях информации, особенно о противнике, всесторонняя проверка на прочность различных вариантов действия всегда были отличительными чертами воинской деятельности. 
Способность к интуитивным находкам и решениям, обеспечивающим выполнение боевой задачи, формируется на базе глубоких знаний и большого опыта. Она является признаком достаточно высокой интеллектуальной зрелости, синтезирует в себе важнейшие черты творческого мышления. 
В формировании военных знаний большое место занимают психически познавательные процессы, ощущения и восприятия, представления и память, внимание и мышление. 
Рассмотрим условия и пути ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, воображения. 
А) ОЩУЩЕНИЕ, ВНИМАНИЕ. 
Для организации высокой деятельности важны знания о взаимодействии ощущений, так как оно вызывает нередко изменение чувствительности анализаторов, раздражитель ощущается по-иному, под влиянием других раздражителей. 
Слабые звуки повышают зрительную чувствительность. Окраска может изменять восприятие, явление контраста, расстраивать внимание и наоборот, стабилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Это следует учитывать в воинской деятельности, чтобы создавать оптимальную рабочую обстановку, особенно скажем на подводной лодке, в кабинах боевых машин, где человеку длительное время приходится действовать в замкнутом пространстве. 
Все условия и пути выявления на чувствительность можно разбить на две группы: объективны и субъективные. К первой группе относятся условия среды и прежде всего условия деятельности человека. 
Развитие чувствительности под влиянием деятельности доказано эмпирически и экспериментально. Например: профессионалы занимающейся окраской ткани, различают до 60 оттенков чёрного цвета; опытные водители на слух по едва уловимому шуму мотора могут обнаружить неполадки в нём, чувствительность пальцев тактильных анализаторов опытного водолаза, например, позволяет в абсолютной подводной темноте через ткань рукавиц безошибочно узнавать (отличить) взрывоопасные предметы от остальных металлических предметов. 
Ко второй группе относятся следующие средства: 
- психологические (обострение чувства ответственности, бдительности, повышение интереса, поднятие настроения, расширение знаний о предмете и т.д.); 
- физиологические (гимнастические упражнения, гипервентиляции лёгких, обтирание холодной водой); 
- фармакологические (чай, кофе); 
- специальные (тренировка органов чувств специальными упражнениями: аппаратурные и без аппаратурные). 
Развитие внимательности в процессе обучения способствует установка на внимательность, формируемая командиром перед началом каждого занятия, лекции, беседы и т.д. Формированию качеств внимания, необходимых воину-специалисту, максимально способствуют психологические упражнения (аппаратурные – не тренажёрах, без аппаратурные – например, поиск имитированной неисправности пробора, оружия, техники, определение координат целей и т.п., на карте или миниатюр полигоне со сложной тактической и огневой обстановкой). 
Организуя подобные упражнения, командиру важно знать и учитывать индивидуальные особенности: внимание каждого воина. Жизнь диктует необходимость упражнения нужных воину качеств внимания, в обстановке максимально приближенной к боевой (по совокупности, количеству и качеству помех и раздражителей). 
Важно развивать у воинов стремление к самовоспитанию внимания, стремления, следовать правилу “Всегда и во всём быть внимательным”. 
Этому способствует воспитание высокой сознательности, чувства долга и ответственности за порученное дело, развития интереса к своей специальности и деятельности: тренировка постоянных волевых усилий, произвольного внимания в повседневной деятельности и специальных упражнениях (на тренажёрах, тестах), создание в коллективном мнении атмосферы нетерпимости а проявлению невнимательности, рассеянности. 
Б) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. 
Развитие представлений в процессе боевой и политической подготовки зависит главным образом от характера воинской деятельности. Например, полевая, воздушная и морская выучка, войск максимально приближенная к боевым условиям, формирует правильные представления о современной войне, о характере современного боя и условиях в которых придётся действовать воину в бою. 
Очень важно поэтому представления воинов формировать на основе их собственной практической деятельности.

Для развития необходимых  представлений из области общественной жизни крайне целесообразно, помимо вовлечения воинов в общественно-полезную деятельность, максимально приобщать их к чтению военно-политической, военно-художественной, военно-исторической и военно-мемуарной литературе. 
Развитие представлений у воина обуславливается прежде всего направленностью его личности. Именно от потребностей, интересов, желаний и мировоззрения личности зависит, какие особенности наблюдаемых воинов предметов и явлений закрепляется в его сознании. 
Огромную роль в формировании представлений у воинов играет слово. Известно, что восприятие объекта, а следовательно и формирование представления о нём практически чаще всего осуществляется путём наблюдения за этим объектом и сопровождается словесным пояснением. В современных условиях, когда войска оснащены сложной боевой техникой и оружием, понятное описание занимает важное место в ряду средств, направленных на формирование у воинов необходимых технических представлений. Все представления, формируются у воинов в процессе воспитания, определяются с помощью слова. 
Функциональная направленность в современном процессе обучения воинов усиливается результатами абстрагирующей деятельности человека: чертежами, схемами, картами, буквенными выражениями, составляющими всякого рода формулы. Наблюдение чертежей, схем, овладение буквенными обозначениями способствуют формированию у воинов правильных представлений о таких явлениях, как например, протекание тока в электрических цепях, физические и химические взаимодействия между исследуемыми объектами и т.т. Аналогичные процессы невозможно понять, если воин не сумеет абстрагироваться от всех специфических особенностей, отдельных объектов и не представит себе существенные и общие для всех объектов одного и того же класса признаков. Чертёж, схема, формула, воспринимаемые воином вызывает в его сознании представления, которые связанны не только с непосредственно воспринимаемыми частями оружия, но и с разъяснениями командира, благодаря этому воин познаёт то, что не в состоянии непосредственно воспринять. 
Переработка последних приводит к осознанию чрезвычайно сложных процессов, с которыми имеет дело военный специалист. Результаты абстрагирующей деятельности в этом случае используются в качестве чувственной опоры при формировании соответствующих понятий. 
В) ПАМЯТЬ. 
Чтобы материал лучше запоминался и припоминался в нужной обстановке, необходимо использовать все возможности устной и письменной речи: красоту рассказа, выразительность сравнений, остроту противопоставлений и т.д. 
Воины отличаются друг от друга объёмом длительности и готовности памяти, т.е. качествами. Встречаются воины с ярко выраженными преобладаниями того или иного вида памяти. У одних лучше развита обзорная память, а у других словесно-логическая. Многие воины одинаково хорошо запоминают как образный, так и словесно-логический материал. Есть воины у которых лучше развита зрительная, слуховая или двигательная память. 
Специфические условия деятельности в свою очередь способствуют интенсивному развитию тех или иных особенностей памяти воина. 
Развитие памяти у воинов идёт одновременно с развитием всех сторон его личности. Воспитание направленности, характера, развитие способностей, формирование интеллектуальных и волевых качеств, возникновение и протекание чувств самым тесным образом связаны с развитием памяти воина. Эта связь взаимная и возникает и осуществляется по законам материалистической диалектики. 
Исследованиями выявлено, что решающую роль в запоминании оператором радиолокационной станции зоны отражений от местных предметов необходимо для своевременного обнаружения маловысотных целей играет словесно-логическая память. Вот почему отличные операторы могут рассказать, какие импульсы от местных предметов и когда появляются в зависимости от влажности и температуры воздуха, времени суток, наличие осадков и т.п. поэтому следует подробно объяснить оператору особенности зоны, побуждать его выявлять их. Большую пользу приносят зарисовки, фотографирование зоны отражений, вычерчивание её по памяти с последующей сверкой рисунков с экраном и выявлением ошибок. 
Нередко при овладении сложным учебным материалом у воина формируется установка на запоминание, вместо установки на напоминании материала. Объясняется это тем, что иногда проще и легче механически запомнить текст, схему, чем понять их. Такая подмена подводит к формализму в обучении, к выработке привычки прибегать к зазубриванию, к задержке в развитии мышления и словесно-логической памяти. Стремление воина выучить материал путём повторения без понимания порочно и при обучении недопустимо. Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание – процесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию тем более глубоким, чем реже включается определённый материал, в деятельности воина, тем не менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей воина. То, что включаясь в деятельность воина, остаётся значимым и интересным для него, забывается. 
Память воина развивается вместе с развитием направленности личности, характера и способностей, обобщением, его сознания, системой знаний, умений и навыков, с совершенствованием его мышления, воображения, речи и воли, с совершенствованием его мышления, воображения, речи и воли. Поэтому забота командиров о всестороннем развитии личности воина ведёт и к совершенствованию его памяти. 
Воображение – как и другие психические процессы – развиваются по мере накопления воином опыта и осуществлении той или иной деятельности. Свою роль и деятельность в бою воин может конкретно представить себе лишь на основе переработанных с помощью воображения учебных материалов, произведений художественной литературы., кино, живописи, скульптуры. В этом деле велика роль командира. Именно он способен организовать приобретение воином опыта, необходимого для эффективного развития воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

Военная психология в  России во второй половины Х1Х - начале ХХ века выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свою систему и структуру психологических знаний, свой предмет, методы и задачи.

С самого начала личность воина была важнейшей проблемой и предметом  военной психологии. Вместе с тем  столь же пристально осуществлялось изучение социально-психологических явлений в армии. Они также были предметом исследований военных психологов. Психологам удалось создать классификации групп, психологических явлений в массах военнослужащих, вскрыть механизм и способы управления различными общностями военнослужащих в разных условиях. Воинская деятельность как реальность, объединяющая усилия личности и коллектива, исследовалась с учетом ее особенностей в условиях мирного времени и боевая деятельность - с выделением содержательных характеристик.

Офицеры должны формировать у воинов творческий подход к явлениям действительности вообще. Поощрение воина за творческое отношение к службе стимулирует  развитие у него творческого воображения. Этому же способствуют и другие виды работы офицера с воинами, побуждающие их к творчеству: рекомендации специальной литературы, обсуждения и дискуссии по научно-техническим вопросам на занятиях по боевой и политической подготовке, организация экскурсий, культпоходов, обучения их способности воображения у воинов могут сыграть олимпиады, викторины, конкурсы, различные виды соревнования. 
Одним из главных направлений формирования у воинов необходимых качеств психики является максимальное приближение их учебной деятельности к боевым действиям войск. Известно, что возникающие иногда в боевой обстановке ошибочные мысли и эстетические чувства и эмоциональные состояния могут быть причиной появления у воинов образов непроизвольного воображения, отрицательно воздействующих на его поведение. Чтобы такие чувства и мысли не возникали, воин должен быть приучен активно действовать в сложных, трудных и опасных условиях современного боя ещё в мирное время. Научить воина овладеть своим воображением можно лишь в том случае, если он получить большой опыт самостоятельных действий в подобных условиях в процессе боевой подготовки, и особенно в ходе полевой, морской и воздушной выучки войск. Воображение неизбежно вызывает положительные или отрицательные психические состояния. Знание и учёт общих и частных закономерностей психических процессов, особенностей их протекания у каждого воина необходимых для успешной организации процессов ратного труда, обучения, воспитания и психологической подготовки. 

                                Список используемой литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузов / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2000. – 339 с.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. –352с.
  5. Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986. – 443 с.
  6. Вопросы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин. - Москва, 1985г. - 178 с.
  7. Дворсков, К.П. О стиле и культуре руководства / К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. – Новосибирск: Экономист, 1995. – 214 с.
  8. Емельянов, Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии / Ю.Н. Емельянов. - М.: Россмен, 1991. – 338 с.
  9.   Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
  10. Мальцев, Л. С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины / Л.С. Мальцев. – Мн.: Воениздат. 1998. – 339 с.
  11.   Проблемы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин, Москва - 1979. - 273 с.
  12. Психология личности: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. П.Н.Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
  13.   Психология / И.В. Дубровина [и др.]. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 464с.
  14. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  15. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога: сб.науч.ст. / ГУ по работе с л/с; Л.С. Мальцев. – Минск, 1992. – 98 с.
  16. Пулейкин, Т.Л. Психологическая профилактика - основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах / Т.Л. Пулейкин // Куйбышевец. – 1994. - N 5. – С. 19 - 28.
  17. Роббер, М. А. Психология индивида и группы / М.А. Роббер. - М.: Прогресс, 1988 - 374с

Информация о работе Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов