Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

Содержание работы

Введение
Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление
Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по военной психологии.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

А) от силы воздействия –  тот раздражитель, который сильнее  действует на войны, тот и будет  обираться для его внимания; 
Б) от новизны – всякий новый раздражитель обязательно обращает на себя внимание военнослужащего; 
В) от интереса война к данному объекту, предмету, явлению, вопросу занятия; 
Г) от красоты – вечно красивое в жизни воинской деятельности и службе в их отношении к произведениям в искусстве, литературе, привлекает внимание людей вообще, воины в этом не являются исключением; 
Д) от степени развитости чувства ответственности воинов; 
Е) от понимания значимости воинам объекта внимания для жизни и практической деятельности. 
Внимание воина может быть: 
- непроизвольным; 
- произвольным; 
- последовательным. 
Непроизвольное внимание, называется качествами и особенностями самого объекта (предмета), занятия, вопроса, темы, его значимостью для военнослужащего. Оно возникает без специального намерения и волевых усилий. Произвольное внимание возникает в соответствии с поставленной целью и заранее выбранным объектом. Такое внимание характеризуется высокой организованностью, оно целенаправленно, устойчиво, любя активная деятельность военнослужащего невозможна без такого внимания, в том числе деятельность познавательная. Наиболее продуманным вниманием выступает так называемое последовательное внимание. Возникнув вначале как произвольное внимание, оно под влиянием, например интереса, положительного отношения война к предмету, явлению или вопросу переходит в непроизвольное сочетание произвольного и последовательного внимания, даёт как бы смешанный режим его – это вариант наиболее экономичного и продуманного внимания. 
Кроме того, внимание военнослужащего бывает внутреннее и внешнее. 
Внутреннее внимание воина – сосредоточенность его на мыслях, явлениях, и тот и другой вид внимания проявляется одинаково. 
Внимание характеризуется присущим ему свойствами, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключением.

Устойчивость внимания измеряется временем, в течении которого военнослужащий способен сосредотачивать его на каком-либо предмете, явлении или какой-то работе. Нормальным считается положение, когда устойчивость внимания в ходе выполнения задачи познавательной или другой воинской деятельности сохраняется на протяжении примерно 20-30 минут, после чего устойчивость внимания ослабевает. 
Концентрация внимания, это свойство тесно связано с устойчивостью. Это степень сосредоточенности сознания война на том или ином объекте и одновременной отвлечённости его от всего прочего. Чрезмерная сосредоточенность на одном может сопровождаться проявлением рассеянности в отношении чего-то другого. 
Объём внимания. Процесс внимания заключается в выделении военнослужащим из всей массы явлений, вопросов, только часть их которая в данный момент занимает центральное место в его деятельности. Так вот, объём внимания измеряется количеством предметов, явлений, объектов, которые воин в состоянии охватить одновременно и воспринимать их одинаково ясно и отчётливо. Обычно объём внимания физически здорового война составляет не более шести объектов. 
Распределение внимания - это такое свойство, которое характеризует возможность человека (воина) заниматься различными видами деятельности одновременно, одинаково и чётко их сознавая. Обычно оно в состоянии удержать в сознании только один сложный вид деятельности одновременно. Вместе с тем, если какой-то вид деятельности стал для воина привычным, то он может выполнять, также чётко осознавая и другой вид деятельности. 
Переключение внимания состоит в переводе его входе деятельности война с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. 
Развитие у воинов умение переключить внимание является очень важной составной частью профессионального и воинского мастерства. 
Наряду с характеристикой свойств внимание, важно очень иметь представление и о таких явлениях, как отвлекаемость внимания и рассеянность. 
Отвлекаемость внимания чаще всего является результатом безответственного отношения война к своим обязанностям и следствием того, что он не проявляет никакого интереса к данному предмету, чтобы сосредоточится на нём. 
Рассеянность обычно противопоставляет вниманию, оно бывает двух видов: 
А) Когда воин долго ни на чём не может сосредоточиться, его внимание постоянно переходит от одного объекта к другому, это невоспитанное внимание, и борьба с такой рассеянностью предполагает не только воспитание и организацию внимания война, но и воспитание воли, характера его; 
Б) Может быть рассеянность в следствии, как уже отмечалось, чрезмерной сосредоточенности воина на своих мыслях, переживаниях или к конкретной деятельности, при этом он подчас не замечает многое вокруг себя, забывает даже о том, что нужно было сделать обязательно иногда это называют “профессорской рассеянностью”. Здесь бывает достаточно переключить внимание война на другой объект. 
Представление – воспринятый воином на занятиях по боевой или политической подготовке учебный материал отражается в его сознании в виде представлений. По существу, именно из представлений складывается духовный мир военнослужащего, его знания, опыт.

Представление носит комплексный  характер, это совокупность зрительных, слуховых, обонятельных ощущений и  восприятий. 
Определены наиболее важные показатели, по которым можно оценить представления военнослужащего: 
- содержание (в начале службы, боевой учёбы, политической подготовки и в конце представления о предмете, явлении, процессе, у различных воинов различны по содержанию, содержание мира представлений у воинов различно); 
- запас, объём (это качественная характеристика, раскрывающая широту знакомства воина с действительностью); 
- связь с действительностью, действенность (то, насколько представления позволяют военнослужащему принимать правильное решение и выполнить действие с учётом обстановки); 
- яркость, отчетливость, образность, изменчивость, конкретность, обобщенность, активность (способность воина в нужный момент представить нужные образы).  
Представления бывают двух видов: 
- единичные; 
- общие. 
Единичные представления – это образы отдельных конкретных предметов, явлений, людей, ситуаций из жизни и воинской (боевой) деятельности воинов. 
Общие представления – создаются в сознании военнослужащих на основе восприятия множество сходных предметов и явлений, они выражаются определёнными понятиями. Это даёт основание для утверждения: представление – это своеобразный участок, своеобразное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению. 
Между отдельными представлениями и воинов существуют различные связи. Среди них выделяются связи по сходству, контрасту, а также по сложности. 
А может ли воин представлять предметы, явления, события и т.д., которые он раньше не воспринимал? 
Военная психология отвечает утвердительно, да, может. 
В связи с этим представления могут быть: 
- по памяти; 
- по воображению. 
В представлении по воображению в осознании воина строится необходимая обстановка. Именно под влиянием мысленных представлений совершаются движения – так называемые идеомоторные акты. 
Память в неразрывной связи с другими психологическими процессами, образованьями, свойствами, состояниями, именно благодаря памяти, образы восприятий сохраняются в сознании воина в виде самых различных представлений. Память – это отражение всего того, что человеком ранее делалось, воспринималось, осмысливалось, т.е. прошлого опыта. Это непременное условие функционирования мышления воина приобретения им профессиональных и жизненных знаний, умений и навыков развития необходимых морально-бытовых качеств, всей личности. 
Механизмами памяти являются: 
А) Механизм повторения; 
Б) Механизм связи каждое знание о чём-то вплетается в знание о других вещах; 
В) Механизм отношений, опирающихся на жизненную и практическую значимость предмета, явления, события и т.д. 
Основными процессами памяти являются: 
- запоминание; 
- сохранение; 
- воспроизведение. 
Запоминание – это запечатление в нашем сознании каких-то факторов. Успешность (продуктивность) памяти прежде всего зависит от: степени завершения, степени запоминания, от интересов и склонностей личности воина, от эмоционального настроя, от волевого усилия. 
Запоминание может быть: механическим, смысловым (логическим), непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). 
Что же человек может запомнить? Военнослужащему человеку (человеку вообще) могут запомниться: движения: зрительное, слуховое и другие образы, переживания, отдельные мысли, обороты речи. В зависимости от этого память бывает следующих видов: 
- двигательная (моторная) позволяющая усвоить и запомнить двигательные умения и навыки; 
- наглядно-образная память; 
- эмоциональная память; 
- словестно-логическая память.

Сохранение – это дальнейшее осмысливание и овладение материалов. В ходе процесса устанавливаются связи, с ранее запомнившимся, выделяется главное, осуществляется систематизация. Запомнить и сохранить в памяти можно многое. Лучшее сохраняется то в памяти, что осмыслено и связанно с профессиональным и жизненным опытом военнослужащего. В зависимости от длительности сохранения памяти может быть кратковременной, длительной и промежуточной. Обратный сохранению процесс называется забыванием. 
Он может быть частичным или полным, длительным или временным. Это зависит от того, повторяется ли учебный материал или нет, в каком физическом и психологическом состоянии находится военнослужащий, получает ли запомнившийся учебный материал применения в решении практических задач. 
Важную роль играют такие психологические познавательные процессы, как воображение и особенно мышление. Воображение – это преобразование имеющихся у человека представлений и создание на основе новых представлений и понятий. Это создание новых образов и образцов из материалов прошлых восприятий. 
Велика роль воображения в деятельности человека вообще, в том числе в деятельности военнослужащего, нет ни одной фантазии, ни одного предвидения баз опыта прошлого. 
Воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). При характеристике их прослеживаются аналоги с характеристикой непроизвольного и произвольного восприятия, внимания и т.д. 
Произвольное (активное) воображение, связанное с намерениями воина, его стремлениями, являются продуктивными, оно способствует решению задач воинской деятельности. 
Выделяются две основные формы произвольного воображения – воссоздающее и творческое. 
Воссоздающее воображение – это такое, при котором на основе уже имеющихся у военнослужащего представлений и понятий посредством словесного описания (рисунка, чертежа, схемы) создаются понимаемых ранее. 
Наиболее распространенным приёмом такого воображения являются теоретического переучивания личного состава на новую технику и оружия. 
Часто бывает так: сама техника в часть ещё не поступила, на учебные занятия по её изучению уже начались – читают лекции преподавателям, используются наглядные пособия, описания макеты и т.д. На основе всего этого у военнослужащих создаются представления и понятия, создаётся в сознании образ самого основного оружия, которое они раньше не видели. 
Творческое воображение – это такое, когда на основе имеющихся в сознании военнослужащего представлений и понятий, благодаря их переработке с учётом реальной действительности создаются представления о таких предметах, которые ранее не воспринимались никем и нигде не описывались в литературе. Обычно творческое воображение характерно писателям, учёным и конструкторам. Оно безусловно должно быть и у военнослужащего, без него нельзя добиваться желаемой и необходимой эффективности воинской деятельности. 
Процесс творческого воображения связан с использованием приёмов создания новых образов: 
- комбинирование признаков и свойств разных объектов; 
- акцентирование, подчёркивание тех или иных черт предмета; 
- преувеличение или уменьшение предметов или явлений действительности; 
- типизация, т.е. создание типичного образа.  
По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное. 
Пассивное воображение характеризуется созданием образом, которое не воплощается в жизни или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при дрёме, во сне (вспомните, что нам иногда спится). Преднамеренное пассивное воображение создаются образы, не связанные с волевыми действиями, они называются грёзами.

Активное  воображение выступает в форме внутренней деятельности, заключающейся в сознании образа желаемого будущего – мечты. 
Мечта – это представление человека о чём-то желаемом будущем. Полезная мечта воина связана с реальной действительностью, активизирует целеустремлённость его деятельности и в жизни в целом. 
Способствует процессу самосовершенствования. Пустая, вредная, только расслабляет волю человека, тормозит его деятельность, вызывает пассивность. Как и другие психические познавательные процессы воображения развиваются при усидчивости и включении волевых усилий в случае, когда становится задача, когда имеется в наличие интерес к деятельности. 
Речь – это процесс отражения объективной реальности языковых или иных символов в их последующего звукового или письменного воспроизведения. В военной психологии под ручью обычно понимается процесс общения людей между собой посредством языка. 
Органической составной частью всей психической познавательной деятельности военнослужащего является речь. 
По существу ни один психический познавательный процесс не может проходить так, чтобы в ходе него “не присутствовала речь”. Мышление воина обязательно протекает в единстве с речью. Как отмечали классики: “Язык есть непосредственная действительность мысли”. 
Особая роль речи состоит в воспроизведении воинами познания материала на занятиях и в ходе выполнения учебно-боевых задач и служебных задач. С помощью речи в условиях воинской деятельности обеспечиваются взаимные согласованные условия военнослужащих, их взаимодействия. 
Физиологический основой механизма речи выступает образование под воздействием слова (основой единицы языка) временных нервных связей – второй сигнальной системе, позволяющий человеку сознательно управлять психическими процессами. 
Речь человека имеет ряд различных характеристик. Прежде всего она выполняет ряд функций, среди них такие, как функции выражения мысли, функции воздействия других людей, сообщение информации, обозначение предметов и объектов. 
Второй характеристикой речи выступают свойства речи. Среди них такие как: сдержанность, выразительность, понятность. 
Выразительность обеспечивается и достигается посредством использования: тональности, громкости, ритмичности, применения юмора, иронии сарказма. 
В понятности не должно быть двусмысленности и недоговоренности. Ясность, чёткость, определённость, краткость вот в чём обеспечивается понятность. 
Следующей характеристикой речи: виды. 
Речь может быть внутренней и внешней. 
Внутренняя речь – это когда человек как бы говорит сам с собой. Она может быть активной – когда мы говорим и пишем, а может быть пассивной – когда мы слушаем и читаем. 
Внешняя речь бывает: устной и письменной, двигательной и сигнальной. Внешняя речь устная – в этом случае человек произносит слова, которые воспринимаются на службе. Такая речь прежде всего весьма эмоциональна, но вечна. История сохранила нам такую как письменная – это когда используется язык жестов, сигналы флажками, руками и т.д. Может быть звуковой сигнал: сигнал трубы, сирены. внешняя речь сигнальная – в ней используется цвет красок и знаков: красный флаг – победа, белый – капитуляция и т.п. 
Следующей характеристикой является форма. 
Нам известна командирская речь, речь политработника, речь пропагандиста, речь живого общения. Каждая из них имеет свои особенности: краткая, логична, лаконична, ясна и четка, выражает уверенность в безусловном выполнении, пользуется командирской терминологией. 
Речь хорошо поддаётся развитию. Каковы же пути развития речи у себя и подчинённых? 
- расширение запаса слов. Это достигается чтением художественной литературы, мемуарной и специально-технической; 
- расширение практики выступления воинов по различным вопросам перед своей аудиторией; 
- примерность речи офицера, ибо неправильность его речи, копируется его подчинёнными; 
- копирование, конспектирование первоисточников, усвоение словарного запаса и примера речи политических деятелей прошлого и современного. 
И наконец, рассмотрим последний, психический, познавательный процесс – мышление. 
Мышление – это высший психический познавательный процесс. Ему принадлежит главная роль на логической ступени, процесса познания объективной действительности, в усвоении учебного материала каждым воином. Мышление – это обобщение, отражение действительности. То, что нельзя познать с помощью других психических, познавательных процессов познаётся посредством мышления. 
Физиологическую основу мышления составляет единство и взаимодействие первой и второй сигнальной системы действительности, имеющих место в работе коры головного мозга человека. Ведущую роль в этом взаимодействии исполняет вторая сигнальная система – система коротких связей, которая обеспечивает отражение действительности на основе слов, понятий и соответствующих им образов. 
Мышление, как психический познавательный процесс характеризуется следующими особенностями. Так мышление военнослужащего имеет посредственный характер: устанавливая связи и отношения между вещами, любой военнослужащий опирается не только на  непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные всего предшествующего опыта, сохранившегося в его памяти. Далее мышление исходит воина из живого созерцания, но не сводится к нему. Мышление любого из нас есть отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме, и наконец, мышление военнослужащего (как и любого человека вообще) органически связано с практической деятельностью, в своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Мышление человека имеет сложную структуру. Оно включает в себя: фазы, операции, формы, методы и имеет различные виды и обладает определёнными качествами.

Рассмотрим  их по порядку: 
Фазы мышления – это осознание проблемы формирования гипотезы, проверка гипотезы различными средствами, разрешение задачи, осуществление действий на практике. 
Военный психологией принято выделять следующие мыслительные операции:  
- Анализ, он предполагает осмысленное расчленение целого на части или выделение в целом отдельных свойств; 
- Синтез, представляет собой операцию осмысленного соединения составляющих, восстановить то целое, которое подвергалось анализу, но с выделением новых связей, предметов; 
- К сравнению прибегают для сопоставления в целом выявления сходства или различий между ними; 
- Исключение из объекта одних свойств и выделение других есть абстрагирование (то есть, абстракция или отвлечение); 
- Немаловажное значение имеет и конкретизация, служащая как бы проверкой обобщения и систематизации; 
- Абстрагирование подготавливает такую мысленную операцию, как обобщение, т.е. осмысленное выделение общего в предметах и явлениях; 
- На основе сходства или систематизация мышления (классификация). 
Военная психология также выделяет три формы мыслительного процесса: 
- как понятие, в котором отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений; 
- формы суждения и рассуждения – суждение состоит в утверждении или отрицании чего-либо; 
- умозаключение – это вывод нового суждения из одного или нескольких других суждений. Если умозаключение осуществляется от частных к общему, то оно называется индивидуальным, а если от общих к частным, то такое умозаключение называется дедуктивным. 
Индуктивные дедуктивные формы мышления ещё рассматривают как методы мышления. 
Дедукцией называется умозаключение, в котором из ранее известных общих положений делается вывод об определённых частных случаях. 
Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на наблюдаемые случаи. 
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без глубокого и всестороннего изучения всех условий и деталей. Мышление военнослужащего при решении задач имеет существенные особенности: умение предвидеть, умение быстро думать, необходимость обстоятельного изучения обстановки для правильного решения боевой задачи и успешного его осуществления. 
Самостоятельность – способность к самостоятельному мышлению, без него невозможно принять твёрдого мышления. 
Выводы к которым приходит военнослужащий должны быть чёткими и определёнными, без лишних гипотез. Инициативность в сочетании с предусмотрительностью, целеустремленностью, мобильностью. 
В военной психологии (как и в целом в психологической науке) принято выделять три основных вида мышления: 
- наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью перебора практических действий. Наглядно-действенное мышление воина представляет собой отражение предметов и межпредметных связей непосредственно включённых в его практическую воинскую деятельность, т.е. такое мышление включено в деятельность любого военнослужащего; 
- наглядно-образное характеризуется представлением ситуации. Образное мышление – это такое отражение в сознании воина объективной действительности, которая осуществляется в виде зрительных, слуховых и различных других образов и представлений, воспринимающихся воином раньше; 
- отвлечённое мышление, или как его называют практическое мышление, словесно-практическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций для формулирования выводов. Наличие у военнослужащего отвлечённого мышления на основе всесторонней образованности, общей развитости и большого практического опыта. 
Наряду с этим, при характеристики мышления военнослужащего принято выделять профессиональное мышление. В нём своеобразно проявляются и взаимодействуют все основные виды мышления: наглядно-действенное, образное и отвлечённое. 
Качество мышления: 
- гибкость ума - отсутствие шаблонности, умение подойти к решению одного и того же вопроса с разных точек зрения; 
- самостоятельность – качество ума, обеспечивающее возможность самостоятельно видеть возникающие задачи и пути их решения; 
- глубина ума характерна для военнослужащего, который не удовлетворяется поверхностными знаниями, проявляет любознательность; 
- широта ума – способность схватить мышлением большую совокупность предметов и явлений; 
- целеустремленность мышления – качество, дающее возможность воину сконцентрировать свои мысли на главном, не отвлекаясь на второстепенную; 
- мобильность – способность быстро и полно привлечь необходимые знания для решения задачи, в течении очень короткого времени, собрать имеющиеся сведения, проанализировать их и сделать вывод. 
Мышление воина связано с другими его психическими проявлениями с другими психическими познавательными процессами, с чувствами, волей, а также уровня обязанности воина его профессионального мастерства, развитости таких психических образований как знание, умение, навыки по конкретной военной специальности и должности.

Информация о работе Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов