Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:50, реферат
В пятидесятых годах прошлого века широкое распространение получили газотурбинные двигатели (ГТД) различных классов. Турбореактивные моторы разгоняли авиацию до сверхзвуковых скоростей, а по воде и железным дорогам двигались локомотивы и корабли с первыми моделями газотурбинных двигателей. Предпринимались попытки оснастить такими моторами и грузовики, однако эти эксперименты оказались неудачными. Подобные силовые установки, при всех своих плюсах – экономичности на номинальном режиме работы, компактности и возможности применять различные типы топлива – не были лишены недостатков. Прежде всего, это слишком большой расход топлива при разгоне или торможении, что в итоге и определило нишу, в которой ГТД нашли свое применение. Одним из итогов различных экспериментов с такой силовой установкой стал советский танк Т-80. Но достижение всемирной известности было далеко не простым делом. От начала работ по созданию танкового ГТД до начала его серийного производства прошло почти два десятка лет.
Введение………………………………………………………………………………………………..2.
Основные характеристики ГТД танка Т-80………………………………………………………….3.
Сравнительные показатели дизельного двигателя и ГТД…………………………………………6.
Пути повышения экологичности двигателей………………………………………………………9.
Заключение…………………………………………………………………………………………14.
Литература…………………………………………………………………………………………15.
Появление на танке Т-80У автономного газотурбинного агрегата ГТА-18 создало благоприятные условия для экономии топлива на стоянках и сократило потери на холостом ходу основного двигателя.
По техническим данным расход топлива у ГТД выше, чем у дизеля, особенно на частичных нагрузках, но следует учитывать, что любой двигатель является потребителем еще ряда составляющих или, как принято говорить, ГСМ. В ГТД отсутствует трение скольжения, поэтому при равной мощности двигателей система подачи и фильтрации масла ГТД намного компактнее и проще в техническом обслуживании. По подсчетам расход масла у ГТД в 10-20 раз меньше, чем у дизеля. Если добавить к этому целый ряд конструктивных мероприятий, проведенных в последние годы на модернизированном Т-80, направленных на снижение эксплуатационного расхода топлива, то по показателю "стоимость - эффективность" газовая турбина не уступает любому поршневому двигателю соответствующей мощности. Высокий технический ресурс ГТД и реальные возможности для его двух-трехкратного увеличения дают ему право на дальнейшее совершенствование.
Время подготовки танка для движения у газотурбинного двигателя короче, чем у дизеля, особенно это заметно на морозе. При подготовке к маршруту, у экипажей дизельных танков на прогрев машин уходит около часа времени. А танки Т-80 с ГТД после запуска готовы к маршруту. У него упрощенная система обогрева экипажа: горячий воздух поступает от компрессора газотурбинного двигателя. А к поршневому дизелю приходится приспосабливать дополнительный теплообменник с вентилятором.
Машины,
имеющие газотурбинные
В последних модификациях этой машины, осуществлен целый комплекс научно-технических решений, снизивших эксплуатационный расход топлива более чем в 1,3 раза. Расчёты показывают, что при доведении температуры газов на входе в турбину до 1316–1370°С (что возможно при применении керамических материалов) реально получить расход топлива до 86 г/квт.ч (117 г/л.с.ч.), а тепловой КПД – 53%. Это меняет представление об экономичности газовой турбины.
У ГТД огромные, неисчерпаемые потенциальные возможности для совершенствования, что прекрасно сегодня демонстрируют авиационные двигателестроители.
Пути повышения экологичности двигателей
Приведем данные по уровню токсичности отработавших газов для транспортных ГТД и дизельных двигателей, полученные при эксплуатации в штате Калифорния (США).
Двигатель |
Содержание в отработавших газах, г/квт ч | |
HC+NOX |
CO | |
дизель без наддува |
22 |
8,2 |
дизель с турбонаддувом |
10,3 |
6,8 |
дизель с разделённой камерой сгорания |
8–11 |
13,5–4,0 |
ГТД (2 S/350K фирмы «Бритиш Лейланд») |
3,8 |
3,5 |
Улучшение качества процесса смесеобразования и распыливания топлива позволяет повысить предел обеднения рабочей смеси и увеличить полноту ее сгорания.
Подогрев впускного
Существенное влияние на состав оказывает регулировка системы холостого хода. Оптимальная регулировка позволяет снизить содержание СО на 30%, СНх на 15% при некотором увеличении до 5% содержанияNOx в ОГ.
Для предотвращения попадания в атмосферу СхHy,CHx с картерными газами используют замкнутую систему вентиляции картера, а пары топлива поглощают в адсорберах. В адсорбере пары топлива накапливаются При работе двигателя через адсорбер просасывается воздух, который уносит накопившиеся пары топлива во впускную систему. На двигателе с адсорбером количество СхHy, попадающее в атмосферу при испарении топлива уменьшается в 5 раз.
Для дизелей уменьшение угла
опережения впрыска топлива на 1
градус существенно снижает
Уменьшение токсичности ОГ путем их нейтрализации в выпускной системе. Применяют нейтрализаторы, их классифицируют:
- по принципу работы- каталитические (вступают в реакцию с вредными элементами) и жидкостные (проходя через жидкость газы очищаются).
- по количеству компонент-
однокомпонентные (реагируют только на
выбросы NOx); двухкомпонентные (реагируют
на два компонента СО и СНх); трехкомпонентные
(реагируют на три самых распространенных
- по количеству ступеней (одно- или двухступенчатая очистка).
- окислительные и
NOx®N2+O2; СНх+СО®СО2+Н2О.
В настоящее время применяют
каталитические нейтрализаторы. Катализатор
снижает энергию активации
- проблема нейтрализации
выхлопа при непрогретом
- проблемы, связанные с
работой неотрегулированного
- через 80-100 тыс. км пробега возникает необходимость регенерации нейтрализатора;
- температурный режим
нейтрализатора предъявляет
- применение нейтрализатора приводит к потере мощности двигателя на 5-7% за счет увеличения противодавления на выпуске.
Сущность процессов
В каталитических нейтрализаторах используют платину, палладий, родий, а также оксиды меди, хрома, никеля. Набивка- это носитель, на который наносятся металлы или оксиды металлов. В качестве носителей используются гранулы или монолиты. Гранулированные носители- это сферы, кольца, пирамиды с размером гранул 2-5 мм.
Для снижения концентрации всех трех загрязняющих веществ применяют двухкамерные или однокамерные нейтрализаторы. В двухкамерном нейтрализаторе в первой камере NOx восстанавливаются до азота, во второй- в присутствии дополнительно вводимого воздуха СО и СНх окисляются до СО2. В однокамерном нейтрализаторе для протекания одновременного протекания окислительно-восстановительных процессов необходимо, чтобы состав смеси, поступающей в камеры сгорания, поддерживался в узких пределах (a=1). Максимальная эффективность такого нейтрализатора достигается при его работе в контуре автоматической системы управления подачи топлива, которая содержит помимо нейтрализатора, кислородный датчик и электронный блок управления.
Большое внимание уделяется вопросам разработки и применения сажевых фильтров и каталитических дожигателей сажи для двигателей.
В дизелях применяются только окислительные нейтрализаторы.
Кроме метода катализа для
снижения токсичности ОГ есть методы,
нейтрализации продуктов
Уменьшение токсичности ОГ путем совершенствования систем зажигания и подачи топлива ДВС.
Первый способ- применение бесконтактного электронного зажигания, которое обеспечивает мощный разряд на свечах зажигания и стабильно работает. Второй способ- форкамерное зажигание. В малой форкамере богатая смесь поджигается электрической искрой, а образующийся при этом мощный факел пламени зажигает основную часть более бедной рабочей смеси в цилиндре. Такие двигатели позволяют уменьшить выброс всех токсичных компонентов при экономии до 10% топлива.
Совершенствование процессов подачи топлива. Это непосредственный впрыск топлива во впускной трубопровод или в цилиндры, это изменение клапанного механизма с целью более тонкого распыления и лучшего перемешивания смеси при поступлении ее в цилиндр. Так, конструкция двигателя с двумя свечами и тремя клапанами позволяет оптимизировать процесс сгорания топлива и снизить выбросы вредных веществ в ОГ на 50%.
В дизельных двигателях содержание СО и СНх в ОГ объясняется его особенностью рабочего процесса, в котором коэффициент избытка воздуха a=1.3-1.4 (особенно сильно смесь обедняется при работе дизеля на холостом ходу). Недостатком дизеля является повышенное в ОГ содержание сажи, соединений серы и неприятный запах.
Применение перспективных
Перспективное топливо. Перспективность- это:
- наличие достаточных энерго-сырьевых ресурсов;
- возможность массового производства;
- приемлемые токсичные
и экономические показатели
- безопасность и безвредность эксплуатации.
Углеводородные газы. Токсичность двигателя работающего на газовом топливе, значительно ниже, чем работающего на жидком.
Причины:
- качественное смесеобразование,
большая антидетонационная
- меньшая температура в камере сгорания приводит к снижению в ОГ NOx;
- герметичная система
топливопередачи исключает
К недостаткам, кроме указанных ранее недостатков, является большая масса топливной системы, затрудненный пуск двигателя в холодную погоду, возможность взрыва газового баллона.
Водотопливные эмульсии. Применение воды в рабочем процессе. Это водотопливные эмульсии- жидкое топливо с мельчайшим каплями равномерно распределенной по объему топлива воды. Добавка воды снижает содержание некоторых токсичных веществ в ОГ за счет уменьшения максимальных температур в камере сгорания. Так, количество NOx снижается на 40-50%, снижается также дымность в результате протекания реакции С (сажа)+Н2О(NOx)®СО2+N2.
Синтетические спирты. В качестве топлива для ДВС нашли применение метанол и этанол, как в чистом виде, так и в составе многокомпонентных смесей. С энергетической точки зрения преимущество спиртовых топлив заключается в высоком КПД рабочего процесса и высокой антидетонационной стойкости топлива, но теплота сгорания спиртов примерно вдове ниже, чем у основных применяемых жидких топлив. Это ведет к увеличению удельного расхода топлива. Высокие антидетонационные показатели спиртов позволяют повысить степень сжатия ДВС до 14-15 единиц. Использование спиртовых топлив снижает содержание токсичных веществ в ОГ, особенно NOx, в 5-8 раз, что связано с меньшей температурой горения топлива.
Водородное топливо. Использование водорода связано с его высокими энергетическими показателями, отсутствием большинства токсичных веществ в продуктах сгорания (остается только NOx). При переводе на водородное топливо мощность двигателя снижается на 20-25%. Это связано с ухудшением наполнения цилиндров из-за низкой плотности водорода. Поэтому устанавливается специальная система подачи водорода в цилиндры- при впрыске под давлением. Состав смеси колеблется в широком диапазоне a=0.2-5.
Информация о работе Сравнительные характеристики ГТД и дизельного двигателя танка т-80