Тактика следственного осмотра и освидетельствования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Осмотр - одно из наиболее часто используемых средств в арсенале следователя в деле обнаружения и собирания материальных следов преступления. Говоря об освидетельствовании, необходимо отметить, что в учебной литературе не оспаривается, что освидетельствование является следственным действием, которое предусмотрено ст. 206 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК). В практической деятельности оно встречается довольно редко, хотя возможность его проведения предусмотрена не только на стадии предварительного расследования, но и в ходе судебного следствия (ст. 343 УПК).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….. 3
2.Понятие, сущность, задачи следственного осмотра………....5
3. Тактика освидетельствования………………………………19
4.Тактика осмотра мест происшествия связанных с нарушением Государственной границы Республики Беларусь ...28
5.Заключение…………………………………………………... 30
6.Список используемых источников…………………………. 31

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

Под местом происшествия понимается участок местности или помещение, где непосредственно произошло  событие, подлежащее следственному  осмотру. Обычно таким событием считается  какое-либо преступление (убийство, изнасилование, кража и т. д.). Однако понятие "происшествие" шире понятия "преступление", так  как, например, происшествием является не только убийство, но и самоубийство, несчастный случай (казус). Местом происшествия будет как место совершения каких-либо общественно опасных деяний (причинение телесных повреждений, кража и т. д.), так и место обнаружения, например, трупа, похищенных предметов с прилегающей  территорией.

Своевременно, полно и  правильно проведенный осмотр места  происшествия позволяет выяснить:

-  сущность происшедшего  события (преступления);

-  место и время его  совершения;

-  число лиц, участвовавших  в событии;

-  мотивы и цели преступления;

-  способ совершения  преступления;

-  действия преступников  на месте происшествия, пути их  прихода и ухода;

-  физические и психические  особенности погибшего, возможные  действия лица перед смертью  (если преступное действие было  направлено на человека) и др.

Согласно п. 4 Инструкции об организации кинологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 26 сентября 2005 г. № 299, специалисты  служебного собаководства (начальники питомников, старшие инспекторы-кинологи, инспекторы-кинологи, младшие инспекторы-кинологи, милиционеры-кинологи, начальники команд служебного собаководства, проводники патрульно-розыскных собак, вожатые  служебных собак) в установленном  порядке могут участвовать со служебной собакой в осмотрах мест происшествий в составе следственно-оперативных  групп; мероприятиях по выявлению и  пресечению преступлений, поиску, преследованию  и задержанию лиц, подозреваемых  в их совершении, а также поиску трупов, предметов, могущих иметь  значение для выявления преступлений [12].

Кинолог на месте происшествия:

- совместно со следователем  определяет границы осмотра места  происшествия и порядок его  проведения с целью отыскания  следов и предметов, имеющих  значение для применения служебной  собаки;

- участвует по указанию  следователя в осмотре места  происшествия. В целях наиболее  эффективного применения служебной  собаки совместно с другими  сотрудниками органов внутренних  дел изучает обстоятельства и  характер события, устанавливает  время совершения преступления, количество преступников, их приметы  и направления, откуда они пришли  и куда скрылись, выясняет другие  факторы, имеющие значение для  розыска преступников по горячим  следам;

- участвует в обнаружении,  фиксации, изъятии и упаковке  предметов и следов, которые могут  быть использованы для поиска  преступника с применением служебной  собаки в ходе проведения первоначальных  оперативно-розыскных мероприятий  или следственных действий;

- вносит руководителю  следственно-оперативной группы  предложения (в пределах своей  компетенции) по фиксации, изъятию,  упаковке и использованию для  выявления преступления различных  запахоносителей, пригодных для  применения служебной собаки (следов, предметов) и обнаруженных на  месте происшествия или по  пути следования преступников;

- применяет служебную  собаку для розыска преступника  по его запаховым следам;

- обследует с применением  служебной собаки места возможного  укрытия преступников до или  после совершения преступления;

- применяет служебную  собаку на осмотр местности  или помещений для поиска вещей,  предметов, следов, а также оружия, гильз, пуль, если в ходе осмотра  места происшествия получены  данные, свидетельствующие об использовании  или наличии у преступников  огнестрельного оружия;

- совместно с другими  сотрудниками органов внутренних  дел применяет личный сыск  с целью установления и задержания  лиц, причастных к совершенному  преступлению. При наличии возможностей  применяет служебную собаку для  одорологического обследования  лиц, совершивших преступление, или  вещей (предметов);

- при установлении преступника,  в случаях если последний оказывает  сопротивление или пытается скрыться, применяет служебную собаку на  задержание;

по окончании работы служебной  собаки составляет акт о ее применении. В случаях, когда применение служебной  собаки позволило выявить преступление либо обнаружить вещественные доказательства, составляется справка (п. 176 Инструкции) [12]. С учетом данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, следователь оперативно выдвигает версии о происшедшем событии, лицах, совершивших преступление, поручает проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, планирует производство неотложных следственных действий.

Промедление с осмотром места  происшествия может привести к изменению  обстановки, невосполнимой утрате следов и иных вещественных доказательств, что значительно затруднит дальнейшее расследование. Упущения и ошибки, допущенные при организации и проведении осмотра места происшествия (также  как и других первоначальных оперативно-розыскных  и следственных действий), как правило, в дальнейшей работе восполнить или  исправить очень трудно или невозможно. Однако не следует отказываться от осмотра места происшествия, когда от момента события до осмотра прошло много времени и обстановка места события (преступления) изменена. Даже при таком запоздавшем осмотре могут быть обнаружены весьма важные для расследования вещественные доказательства.

Осмотр жилища или иного  законного владения проводится:

  1. С согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц. Согласно п. 28 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 "О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества" "под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т. п.). В понятие "жилище" не могут включаться помещения, не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)" [13].

Под законными владениями граждан понимаются иные, обособленные от жилых построек строения (гаражи, погреба, амбары и другие хозяйственные  постройки), а также любые иные объекты правомерного владения. По закону требуется получить согласие всех совершеннолетних лиц на проведение осмотра (об этом делается отметка во вводной части протокола осмотра).

2.Без согласия собственника. В таких случаях следователем, органом дознания выносится постановление о проведении осмотра, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. В данном случае постановление предъявляется до начала осмотра.

Согласно ч. 51 ст. 38 УПК  министр внутренних дел Республики Беларусь, председатель Комитета государственной  безопасности Республики Беларусь, заместитель  председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директор Департамента финансовых расследований  или лица, исполняющие их обязанности, в пределах своей компетенции  при производстве предварительного расследования возглавляемым ими  органом уголовного преследования  по уголовным делам выносят мотивированное постановление о производстве осмотра  жилища или иного законного владения [2]. Такое постановление указанных  лиц не требует санкционирования прокурором. Копия постановления  в течение 24 часов направляется генеральному прокурору Республики Беларусь или  лицу, исполняющему его обязанности.

Закон предусматривает возможность  проведения осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и  без санкции прокурора - по постановлению  следователя, органа дознания. "Орган  дознания" в данном случае означает, что постановление дознавателя  должно быть утверждено начальником  органа дознания.

Проведение осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания возможно в следующих случаях:

- жилище или иное законное  владение являются местом происшествия;

- жилище или законное  владение являются местом хранения  орудий преступления, других предметов  со следами преступления, а также  веществ и предметов, за хранение  которых предусмотрена уголовная  ответственность.

Осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и  без санкции прокурора - по постановлению  следователя, органа дознания проводится в том случае, если он не терпит отлагательства. По общему правилу под "случаями, не терпящими отлагательства" понимаются ситуации, когда откладывание осмотра  места происшествия ведет к утрате доказательств. Например, следы преступления разрушатся сами по себе, будут смыты, стерты в силу непреодолимых сил. О проведенном осмотре следователь сообщает прокурору в течение 24 часов.

Закон категоричен в вопросе  участия понятых при проведении осмотра жилища и иного законного  владения: их участие обязательно. Кроме  этого при осмотре жилища и  иного законного владения обязательно  присутствие проживающего в нем  совершеннолетнего лица, а в случае невозможности его присутствия  приглашается представитель жилищно-эксплутационной  организации или местного исполнительного  и распорядительного органа и  лишь при невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при  проведении осмотра жилища или иного  законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается  проведение осмотра без участия  указанных лиц (ч. 8 ст. 204 УПК).

Осмотр трупа человека проводится, как правило, с участием врача - специалиста в области  судебной медицины, а при невозможности  его участия - иного врача.

Специалистами в области  судебной медицины являются эксперты Государственной службы медицинских  судебных экспертиз. Согласно п. 2.1 указа  президента Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 808 "О Государственной службе медицинских судебных экспертиз" служба медицинских судебных экспертиз  является государственным учреждением, которое подчиняется непосредственно  генеральному прокурору Республики Беларусь и реализует функцию  государственного регулирования в  сфере организации, производства, научно-методического  и кадрового обеспечения всех видов медицинских судебных экспертиз  в Республике Беларусь [6].

По сложившейся следственной практике факт обнаружения трупа  человека рассматривается как происшествие, поэтому место обнаружения трупа  всегда считается местом происшествия независимо от того, где наступила  смерть данного человека. Согласно Правилам работы государственного медицинского судебного эксперта при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь, утвержденным 1 июля 1999 г. № 38-с, при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) государственный медицинский судебный эксперт выступает в качестве врача-специалиста в области судебной медицины, в связи с чем основной ролью его при этом следственном действии является оказание помощи следователю по вопросам, относящимся к компетенции государственного медицинского судебного эксперта [14].

Прибыв на место обнаружения  трупа, государственный медицинский  судебный эксперт или иной врач прежде всего должен установить, имеются  ли у "трупа" достоверные признаки смерти, и в случае их отсутствия поставить об этом в известность  следователя, который обязан вызвать  скорую медицинскую помощь, а государственный  медицинский судебный эксперт должен лично принять необходимые меры по реанимации (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца и др.), используя для этого имеющиеся  у него приспособления и медикаменты. При отсутствии положительного эффекта  от принятых реанимационных мероприятий  в протоколе осмотра трупа  на месте его обнаружения (происшествия) надлежит указать, какие реанимационные меры были приняты, время их начала и окончания, а также основания  для их прекращения. При осмотре трупа на месте его обнаружения государственный медицинский судебный эксперт обязан установить и сообщить следователю для внесения в протокол наружного осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) следующие сведения:

- положение трупа, его  позу, расположение конечностей,  предметы, находящиеся на трупе  или под ним, состояние поверхности  ложа трупа;

- состояние и положение  одежды и обуви на трупе  (ее целость, загрязнения, наложения,  помарки, состояние застежек и  петель, наличие следов, похожих  на кровь, или же выделений);

- не снимая одежду (только  расстегивая и приподнимая ее), определить пол, примерный возраст,  телосложение, цвет кожных покровов, видимых слизистых оболочек, состояние  зрачков, роговиц, состояние естественных  отверстий, при наличии в естественных  отверстиях инородных тел и  выделений указать их характер, цвет и особенности;

- особые приметы (рубцы,  татуировки, родимые пятна, физические  недостатки и пр.);

- характер ранних трупных  изменений с указанием времени  их исследования: расположение и  характер трупных пятен (цвет, изменения цвета при дозированном  давлении и время (в секундах), необходимое для восстановления  первоначальной окраски); реакция  поперечнополосатых мышц на механическое  и электрическое воздействие;  характер зрачковых реакций на  электрическое и химическое раздражение;  степень охлаждения закрытых  и открытых частей тела на  ощупь; температура тела (электротермометром  и обычным медицинским термометром  с указанием участка тела и  времени измерения температуры), а также указать температуру  окружающей среды;

- при наличии поздних  трупных изменений (гниение, мумификация,  жировоск, торфяное дубление и  пр.) указать степень их выраженности  и локализацию;

Информация о работе Тактика следственного осмотра и освидетельствования.