Тактика следственного осмотра и освидетельствования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Осмотр - одно из наиболее часто используемых средств в арсенале следователя в деле обнаружения и собирания материальных следов преступления. Говоря об освидетельствовании, необходимо отметить, что в учебной литературе не оспаривается, что освидетельствование является следственным действием, которое предусмотрено ст. 206 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК). В практической деятельности оно встречается довольно редко, хотя возможность его проведения предусмотрена не только на стадии предварительного расследования, но и в ходе судебного следствия (ст. 343 УПК).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….. 3
2.Понятие, сущность, задачи следственного осмотра………....5
3. Тактика освидетельствования………………………………19
4.Тактика осмотра мест происшествия связанных с нарушением Государственной границы Республики Беларусь ...28
5.Заключение…………………………………………………... 30
6.Список используемых источников…………………………. 31

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

- имеется ли на трупе,  в том числе изо рта, какой-либо  запах (алкоголя, эфира и пр.). Запах  изо рта лучше ощущается при  надавливании на грудную клетку;

- наличие на трупе и  одежде насекомых и их личинок  (место наибольшего скопления  и их характер). При необходимости  для установления наступления  смерти насекомые и их личинки  подлежат изъятию и передаче  следователю для направления  их на энтомологическое исследование;

- состояние кистей рук,  содержимое ладоней (зажатое в  кулак и между пальцами), содержимое  в подногтевых пространствах;

- состояние кожных покровов  под молочными железами у женщин;

- наличие повреждений  на трупе, их локализация, характер, размеры, форма, особенности краев,  характер наложений, включения,  потеки, похожие на кровь (п. 1.5-2.11 Правил) [14].

Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и  дактилоскопированию (ч. 2 ст. 205 УПК). Согласно постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь "О постановке на централизованный учет Министерства внутренних дел Республики Беларусь сведений об отдельных категориях захороненных лиц" специализированная организация, которая осуществляет погребение, на основании документов о погребении и записи акта о смерти обязана  составлять акт о захоронении  неопознанных трупов и умерших (погибших). Один экземпляр акта о захоронении  в трехдневный срок направляется в информационно-аналитическое управление органов внутренних дел (подп. 1.1 и 1.2 Постановления) [8].

В случаях мертворождения или гибели новорожденного при родах, произошедших вне организации здравоохранения, обнаружения неопознанного трупа, трупа несовершеннолетнего, иностранного гражданина, задержанного, лица, содержащегося  под стражей или в местах лишения  свободы, признаков насильственной смерти (обоснованного подозрения на нее), наступления смерти при неясных  обстоятельствах, несогласия близких  родственников на оформление факта  смерти без проведения вскрытия при  неясном диагнозе, поступления заявления (сообщения) гражданина или должностного лица государственного органа и иной организации о преступлении, выявления  иных сведений, указывающих на возможное  совершение преступления, медицинский  работник, сотрудник органа внутренних дел обязаны незамедлительно  сообщить об этом в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел и до прибытия следственно-оперативной  группы в пределах предоставленных  им законодательством полномочий удалить  всех посторонних с места происшествия либо очертить (обозначить) границы  участка, которые нельзя переходить посторонним. До прибытия следственно-оперативной  группы категорически запрещается  нарушать обстановку на месте происшествия, изменять положение и позу трупа (если это не вызвано необходимостью уточнения факта наступления  биологической смерти), смывать следы, похожие на кровь, другие загрязнения, прикасаться к предметам, которые  могли служить орудием преступления. Сотрудник органа внутренних дел  обеспечивает охрану места происшествия, при необходимости выполняет  неотложные действия, предусмотренные  актами законодательства Республики Беларусь. По прибытии следственно-оперативной  группы докладывает ее руководителю о конкретных обстоятельствах, послуживших  основанием для вызова группы, и  о проведенных проверочных мероприятиях.

При поступлении в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел заявления (сообщения) оперативный дежурный органа внутренних дел организует выбытие  на место происшествия следственно-оперативной  группы из числа прокурорских работников, сотрудников органа внутренних дел, врача - специалиста в области  судебной медицины и других специалистов. Выбытие прокурорского работника  в составе следственно-оперативной  группы является обязательным, за исключением  случаев поступления заявлений (сообщений) о преступлениях, уголовные дела о которых подследственны другим органам уголовного преследования [21, с. 39].

Согласно п. 6 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информации об исчезновении лиц и организации их розыска, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. № 205/16, дознаватель незамедлительно  после получения заявления, сообщения  и иной информации об исчезновении лица, обязан провести совместно с  работником уголовного розыска осмотр жилища, места пребывания, личных вещей  и документов, транспортного средства разыскиваемого лица с обязательным участием специалиста (эксперта-криминалиста, биолога), осуществляющего изъятие  и закрепление фрагментов отпечатков пальцев, образцов волос и иных предметов, имеющих значение для осуществления  розыска и отождествления личности исчезнувшего; в ходе осмотров изъять рукописи с образцами почерка  без вести пропавшего лица, в том  числе письма, дневники, записные книжки, содержащие сведения о его связях и личной жизни [11].

Согласно п. 2 Инструкции о мерах безопасности при осуществлении  осмотров сотрудниками органов внутренних дел мест дорожно-транспортных происшествий, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23 марта 2004 г. № 66, под местом ДТП  понимается ограниченный по периметру  участок дороги (проезжая часть, обочина, тротуар, полоса отвода и др.), на котором  расположены объекты, относящиеся  к ДТП (транспортные средства, отделившиеся детали транспортных средств, выпавший груз, осыпи грунта, стекла, потеки жидкости, следы перемещения транспортных средств и др.) [11].

Осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями, а также  представительствами и учреждениями иностранных государств и международных  организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим  иммунитетом, а равно в помещениях, в которых проживают сотрудники этих представительств и учреждений и их семьи, может проводиться  лишь по просьбе или с согласия главы соответствующего представительства  или учреждения и в его присутствии (ч. 10 ст. 204 УПК). Такое согласие испрашивается  через Министерство иностранных  дел Республики Беларусь. При проведении осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя этого министерства (ч. 11 ст. 204 УПК).

2 вопрос. Тактика  освидетельствования.

Далее перейдем к раскрытию  сущности понятия "освидетельствование". Освидетельствование - это следственное действие, заключающееся в осмотре тела живого человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется проведения экспертизы [20, c. 46].

Под особыми приметами  понимают врожденные или приобретенные  аномалии анатомического строения тела живого лица (укороченность конечностей, шестипалость или отсутствие одного или нескольких пальцев на руках  или ногах либо отдельных фаланг, искривление позвоночника, горб, послеоперационные  рубцы, шрамы и т. п.); аномалии функционального  характера (особенности походки, речи, голоса, жестикуляции, мимики и т. п.); врожденные или приобретенные особенности  кожного покрова (родимые пятна, бородавки, татуировки и следы их удаления, необычная окраска кожного покрова и т. п.) [21, c. 339]. Следы преступления представляют собой различные материальные изменения, возникшие на теле живого человека вследствие фактов, событий, явлений или действий, неразрывно связанных с расследуемым преступлением. Они могут выражаться в виде пятен или частиц различных веществ, которые попадают на тело освидетельствуемого лица, во-первых, с лиц, находившихся с ним в контакте в момент совершения преступления (следы крови, спермы, пота, волос, иных выделений и отделений организма человека); во-вторых, с орудий преступления или с предметов и веществ, находившихся на месте преступления; в-третьих, текстильные волокна и микрочастицы почвы, растительности, пыли, горюче-смазочных веществ, ржавчины, пороховых газов и т. п. [21, с. 46].

Одной из задач освидетельствования  является выявление состояния опьянения. Законодатель не конкретизировал характер опьянения и вызвавшие его  причины. Известно, что опьянение  может быть следствием приема алкоголя, спиртосодержащих веществ, некоторых  видов лекарств, наркотиков и психотропных веществ. Оно может возникнуть и  вследствие воздействия токсических  веществ, а равно патологических факторов. Определить истинный вид  опьянения может лишь специалист, прежде всего врач-нарколог. Важно также установить и степень опьянения, для чего необходимы специальные знания и медицинские исследования.

Наиболее характерным  примером временного расстройства психики  является алкогольный делирий. В  связи с кратковременностью острого  психоза его могут наблюдать  свидетели, потерпевшие, следователь  или же врач при наблюдении подэкспертного в первые часы или дни после  противоправного действия. Судебно-психиатрические  эксперты при производстве экспертизы признаков такого расстройства могут  уже не наблюдать. Их диагностическое  и экспертное заключение полностью  основывается на материалах уголовного дела и медицинских документах при  их наличии. Вот почему следователю, дознавателю необходимо получить более  полную информацию в отношении обвиняемого  в кратчайшее время после совершенного проступка, так как следователь  сам может наблюдать признаки психического расстройства либо о них  еще хорошо помнят свидетели и  пострадавшие.

Освидетельствование - разновидность  осмотра (осмотр тела живого человека). Необходимость выделения самостоятельного следственного действия обусловлена  спецификой данного осмотра. Так, объектом освидетельствования является тело живого человека. Цель освидетельствования - обнаружение особых примет, следов преступления именно на теле человека. Освидетельствование носит ярко выраженный принудительный характер, проводится только в отношении определенных участников процесса. Согласно ст. 206 УПК освидетельствовать можно подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего с его согласия (в случае совершения в отношении его тяжкого или особо тяжкого преступления). На одежде человека локализуются многообразные признаки, благодаря которым появляется возможность строить предположения относительно его пола, роста, иных анатомо-физиологических данных. Одежда может содержать информацию об общефизических, антропологических и этнографических особенностях лица, которому она принадлежит, а в некоторых случаях - о его профессии и роде занятий. В процессе совершения ряда преступлений, особенно направленных против личности и сопровождающихся сопротивлением со стороны потерпевшего, на одежде преступника (равно как и на одежде потерпевшего) возникает значительное количество различных следов, обнаружение которых позволяет устанавливать отдельные обстоятельства расследуемого преступления. При этом следы, как правило, возникают на теле и одежде одновременно. В связи с этим целесообразно производить одновременное изучение тела освидетельствуемого лица и его одежды. Это даст возможность, например, не только доказать причастность подозреваемого лица к совершению преступления, но и решить другие вопросы, связанные с определением взаимного расположения подозреваемого и потерпевшего, расположения предметов одежды освидетельствуемого относительно участков его тела, где обнаружены повреждения. Задачи освидетельствования и осмотра одежды близки и направлены главным образом на обнаружение следов и других вещественных доказательств, возникновение которых связано с преступлением. Таким образом, решение одной и той же задачи, состоящей в обнаружении следов преступления на взаимосвязанных объектах, решается двумя процессуальными действиями: освидетельствованием и осмотром одежды [20, c. 47].

Принято выделять фактическое  и юридическое основания проведения освидетельствования.

Фактическое основание - это  содержащиеся в деле данные, которые  указывают на то, что на теле освидетельствуемого  могут быть обнаружены следы преступления, особые приметы.

Юридическое основание - вынесенное следователем, дознавателем постановление.

 

Согласно ст. 10.14 Процессуально-исполнительного  кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для обнаружения  на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения  или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведения экспертизы, может  быть проведено освидетельствование  физического лица, в отношении  которого ведется административный процесс, потерпевшего физического  лица [4]. Физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются  достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии  алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических  средств, психотропных, токсических  или других одурманивающих веществ, подлежит освидетельствованию в  порядке, устанавливаемом законодательством  Республики Беларусь.

Порядок медицинского освидетельствования  водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта  употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения установлен Положением о порядке медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 1773. Освидетельствование производится круглосуточно в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в наркологических кабинетах центральных районных больниц, в приемных отделениях иных организаций здравоохранения и передвижных наркологических пунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Освидетельствование осуществляется по направлению государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел. Во всех случаях врачу, производящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (п. 2 и 4 Положения) [7]. Отдельно регламентирован порядок освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения.

Согласно п. 2 Положения  о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для  установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических  средств и состояния опьянения, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 февраля 2003 г. № 10, освидетельствование  производится: в специальных кабинетах  наркологических диспансеров, наркологических  кабинетах центральных районных больниц, приемных отделениях организаций  здравоохранения и госпиталях, медико-санитарных частях, медицинских научно-исследовательских  организациях, медицинских научно-практических центрах, клинике медицинского учреждения образования, передвижных наркологических  пунктах врачами-наркологами и  врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике  алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, круглосуточно. Согласно п. 5 этого Положения данное освидетельствование производится по письменным направлениям сотрудников государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, правоохранительных органов, суда, организаций здравоохранения, должностных лиц организаций по месту работы освидетельствуемого или без направления при наличии лица, сопровождающего освидетельствуемого. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. Допускается проведение освидетельствования по личному обращению без письменного направления должностных лиц, государственных органов и иных организаций, указанных в п. 5 Положения. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением его просьбы о проведении освидетельствования.

Информация о работе Тактика следственного осмотра и освидетельствования.