Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Решение задачи становления
личности во многом зависит от школы,
от того, насколько организация
В то же время самореализация
учащихся в образовательном процессе
всегда связана с решением вопросов
соотношения необходимости
Проблема военно-
Значительный интерес
для нашего исследования представляют
работы, в которых рассмотрены
сущность и структура военно-
Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что, несмотря на большое количество выполненных работ, в настоящее время в данной сфере сохраняется разброс теоретических и практических исследований, остаются нерешенными ряд вопросов: нет единства в определении понятия и критериев и процессов механизма военной деятельности, методов диагностики военных способностей и исследования качеств личности. Выработке однозначного представления о центральном звене исследования военного дела, препятствовали различные познавательные барьеры, связанные в первую очередь с традициями, сложившимися на пути понимания природы военного дела.
Изучая тенденции развития российского общества за последние годы, можно отметить, что на современном этапе значительно изменяется спектр и характер угроз безопасности личности, общества, государства. При этом одной из самых незащищенных категорий граждан являются дети. По данным статистики, именно они наиболее часто оказываются в экстремальных и опасных для жизни ситуациях. В силу этого проблема формирования культуры безопасности жизни и жизнедеятельности подрастающего поколения должна стать насущной потребностью государства. Для решения обозначенной проблемы в общеобразовательных учреждениях 27 мая 1991 г. приказом Министерства образования был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В качестве главной задачи данного курса была определена проблема создания необходимых условий для формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, формирования у них безопасного типа поведения. В то же время формирование такого типа поведения во многом должно сочетаться с процессом развития у учащихся способности принимать нестандартные решения, мыслить, так как зачастую происходящие чрезвычайные ситуации требуют от человека принятие быстрого и нестандартного решения.
Противоречие:
- между необходимостью
целенаправленного проведения
Проблема заключается в поиске путей повышения эффективности проведения военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Объект – процесс изучения основ безопасности жизнедеятельности учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет – процесс военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза – военно-
- данный процесс организуется в рамках изучения раздела «основы военной службы» в курсе ОБЖ 10-11 классов;
- подготовка к военной
службе рассматривается в
- с учащимися проводятся военно-спортивные игры.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предопределили задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к изучению проблемы развития военно-профессиональной ориентации.
2. Определить сущностные
характеристики, содержание, структуру военно-
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
4. Разработать методику
реализации педагогических
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции и теории: развития личности (Л.С. Выготский и др.); учебно-познавательной деятельности, характеризующие различные подходы к её осуществлению (Л.С.Выготский, В.И. Андреев, В.А.Беликов и др.); развития военно-профессиональной ориентации (В.И.Андреев, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, М.В.Копосова, В.Ю.Лешер, В.Г. Рындак, А.И. Санникова, Г.С. Ялмурзина и др.).
Большое значение для нашей работы имели идеи организации педагогического процесса с позиций следующих научных подходов: системного (Ю.К.Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин и др.); личностно-ориентированного (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Канн-Калик, В.Я.Ляудис, И.С. Якиманская и др.); деятельностного (В.А. Беликов, П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.).
Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38. Всего в исследовании на различных этапах приняли участие 52 ученика 10-11 классов.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; комплексная диагностика с использованием анкетирования, тестирования; включенное наблюдение учебной деятельности учащихся в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов деятельности учащихся; беседа; эксперимент; анализ, обобщение, систематизация, синтез результатов эксперимента; методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов).
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены сущностные характеристики, содержание и структура военно-профессиональной ориентации учащихся, на их основе выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны: методика реализации педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, оценочно - критериальный инструментарий диагностики развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных теоретико-методологических позиций; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных учащихся; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: выступления в рамках студенческой научно-исследовательской конференции (2010 г.) и в процессе прохождения педагогической практики в МОУ СОШ № 38.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, приложений.
В данном параграфе рассмотрены принципиально важные для данного исследования понятия.
Ориентация — определение человеком направления своего поведения, формирование психологических установок для этого. Результатом ориентации является способность ориентироваться в чем-либо.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Военная профессия — необходимый для вооруженной защиты Отечества род трудовой деятельности, требующий специальной военно-теоретической и практической подготовленности, определенных индивидуально-психологических качеств.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Военная служба исполняется на воинских должностях гражданами, имеющими военно-учетную специальность.
Военная специальность — комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности на воинских должностях, в рамках той или иной военной профессии.
Военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего (военнообязанного) и его принадлежность к виду Вооруженных Сил, войск (сил) или службе.
Воинская должность — служебное положение и место выполнения должностных обязанностей. Должностные (служебные) обязанности военнослужащего определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему функций и задач. Они определяют требуемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовленности должностного лица, совокупность и состояние индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного исполнения должностных обязанностей.
Классы сходных воинских должностей представлены в приложении 1.
Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе