Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Военная служба включает в себя следующие основные элементы воинской деятельности: боевую подготовку, общественно-государственную подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
Боевая и общественно-
Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время, имеет коллективную (групповую) сугубо практическую (боевую) направленность с известной долей условности при организации и осуществлении ее мероприятий.
Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащему сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни.
Служебно-боевая деятельность включает в себя дежурство (боевую службу), караульную и внутреннюю службы.
Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и сохранение здоровья военнослужащих.
Реальные боевые действия — воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника. Она характеризуется экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), интенсивными физическими и психическими нагрузками на военнослужащих.
Являясь на сегодняшний день основой комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военная служба по призыву имеет большое значение для обеспечения боевой готовности соединений и воинских частей и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.
При формировании у учащихся психологической готовности к военной службе по призыву определяющим для преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, преподавателей-предметников, других должностных лиц образовательных учреждений должна явиться выработка у молодых людей соответствующих мотивов деятельности.
К целям подготовки к военной службе относятся: - формирование готовности к призыву на военную службу,
- формирование готовности
к обучению по программам
В процессе проведения военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями решается важная задача по формированию у них готовности к призыву на военную службу.
На первом этапе формирования готовности к призыву на военную службу важную роль играет военно-профессиональное информирование, которое должно содержать информацию:
О нормативной правовой базе, определяющей прохождение военной службы и подготовку к ней (определена федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», Положением «О подготовке граждан Российской Федерации к воинской службе»);
О комплектовании Вооруженных Сил, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления на военную службу;
О статусе военнослужащих (устанавливается федеральным законом).
Информация наряду с военно-патриотическим должна носить и профориентационный характер.
Необходимо довести до учащихся положение о том, что военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости видом деятельности.
3 педагогическое условие:
с учащимися проводятся военно-
Игра́ — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса — доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. У животных стремление играть наблюдается в ювенальном существовании и исчезает по мере взросления. Человек в этом отношении отличается от животных тем, что сохраняет игровое поведение долго после окончания ювенального этапа развития. Кроме того, человеческие игры, в том числе и детские, являются культурно опосредованными.
Таким образом, в первой главе мы проанализировали развитие военно-профессиональной ориентации как психолого-педагогическую проблему; уточнили признаки содержания базового понятия «военно-профессиональная ориентация»; определили сущностные характеристики, структуру, содержание военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов; выделили и теоретически обосновывали педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Главная цель ВПО заключается в формировании военно-профессиональной направленности учащихся:
- военно-профессиональная направленность – понимание и принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по конкретной военно-учетной специальности, желание активно совершенствовать свою подготовку к военной службе.
- военно-профессиональная направленность характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью, действенностью.
Таким образом, в первой главе мы проанализировали развитие военно-профессиональной ориентации как психолого-педагогическую проблему; уточнили признаки содержания базового понятия «военно-профессиональная ориентация»; определили сущностные характеристики, структуру, содержание военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов; выделили и теоретически обосновывали педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
В первой главе были рассмотрены
теоретические основания
Во второй главе формулируются цель, задачи и принципы организации экспериментальной работы, рассмотрена методика реализации выделенных педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, приводится интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.
В данном параграфе мы раскроем цель экспериментальной работы, ее задачи и принципы организации.
Цель экспериментальной
работы заключалась в экспериментально
С практической стороной развития военно-профессиональной ориентации личности учащегося, связан вопрос о диагностике его развития. Это необходимо для организации исследования по поиску путей эффективного развития военно-профессиональной ориентации, определению педагогического обеспечения данного процесса.
В соответствии с выдвинутой целью мы выделили несколько этапов экспериментальной работы:
1. Организационно – диагностирующий этап включает в себя следующие операции:
- определение цели экспериментальной работы;
- выбор предмета
- формулирование гипотезы экспериментальной работы;
- определение задач
и принципов организации
2. Содержательно – процессуальный (образовательный) этап. Данный этап включает в себя:
- определение содержания экспериментальной работы;
- проведение эксперимента;
- сбор информации.
3. Аналитико – корректирующий этап. Связан с:
- анализом полученных
- сверкой аналитического
- коррекцией экспериментальной работы;
- сбором послекоррекционного
- статистической обработкой
- осмыслением и аналитическим
изложением материалов и
В соответствии с общим замыслом дипломной работы на организационно – диагностирующем этапе развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности нами были поставлены задачи:
- определение критериев и
- изучение исходного уровня
развития военно-
- обоснование основных
На содержательно – процессуальном (образовательном) этапе – решались задачи:
- разработка и подбор методик
развития военно-
- изучение динамики
развития военно-
- выяснение правильности
предположений о предложенных
средствах развития военно-
На аналитико – корректирующем этапе нами были поставлены задачи:
- определение уровней
развития военно-
- подтверждение эффективности
развития военно-
- уточнение сформулированных
Для получения необходимой информации о процессе развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности мы использовали апробированные в педагогике и психологии методики: прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, сравнение, качественный и количественный анализ экспертных оценок и самооценок учащихся, изучение и анализ процесса и результатов военной деятельности учащихся, методы компьютерной обработки результатов. В целом такой инструментальный комплекс дал возможность целостного определения уровней развития военно-профессиональной ориентации учащихся.
На организационно-
На содержательно-
На заключительном – аналитико-корректирующем этапе мы использовали методы: теоретические (количественный, качественный, сравнительный анализ результатов эксперимента, синтез, обобщение и систематизация материала), эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение); анализ образовательного процесса, методы компьютерной обработки результатов педагогического эксперимента и их наглядного представления.
Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе