Анализ организации работы кадровой службы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточным вниманием многих организаций к вопросам документационного обеспечения работы с персоналом. Большинство работодателей не учитывают всех особенностей кадрового делопроизводства и лишь поверхностно выполняют требования законодательства в этой области. Это обуславливается в первую очередь рекомендательным характерам нормативно-законодательных актов, регулирующих эту область, а также недостаточной их проработанностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ….4
1.1. Основы деятельности кадровой службы…………………………... ………6
1.2. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы……………...…..9
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………11
2.1. Основные требования к работе с приказами по личному составу………13
2.2. Ведение трудовых книжек……………………………………………...…..15
2.3. Номенклатура дел отдела кадров ……………………………………….…16
2.4. Формирование личных дел ………………………………………………...18
2.5. Хранение дел………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.19 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ….4

1.1. Основы деятельности кадровой службы…………………………... ………6

1.2. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы……………...…..9

ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………11

2.1. Основные требования  к работе с приказами по  личному составу………13

2.2. Ведение трудовых книжек……………………………………………...…..15

2.3. Номенклатура дел отдела кадров ……………………………………….…16

2.4. Формирование личных дел ………………………………………………...18

2.5. Хранение дел………………………………………………………………...20

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия развития экономики и конкуренции на рынке  диктуют свои правила управления организацией. В настоящее время  успех любой компании в первую очередь зависит от возможности  оперативно и своевременно получать необходимую и актуальную информацию, а, следовательно, от организации работы с документированной информацией  внутри организации.

Однако особое внимание следует  уделять именно документированию управления персоналом, так как организация  и регулирование его работы влияют на успех всей компании. Следовательно, все направления деятельности, имеющие  непосредственное отношение к управлению персоналом, отличаются от других сфер и имеют свои особенности. К этим особенностям в первую очередь стоит  отнести особую правовую и социальную ответственность, которую работодатель несет перед своими работниками. Документирование работы с персоналом является непосредственным отражением и фиксацией отношений между  работодателем и работниками, то есть закрепляет эту ответственность  «на бумаге».

Актуальность выбранной  темы обуславливается недостаточным  вниманием многих организаций к  вопросам документационного обеспечения  работы с персоналом. Большинство  работодателей не учитывают всех особенностей кадрового делопроизводства и лишь поверхностно выполняют требования законодательства в этой области. Это  обуславливается в первую очередь  рекомендательным характерам нормативно-законодательных  актов, регулирующих эту область, а  также недостаточной их проработанностью.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО  КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

 В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Служба по подбору персонала и управлению им представляет собой самостоятельное структурное подразделение коммерческой либо некоммерческой организации, главными направлениями деятельности которой являются:

  • документирование трудовых отношений;
  • осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов;
  • формирование стабильно работающего трудового коллектива;
  • создание кадрового резерва;
  • организация системы учета кадров.

Таким образом, роль деятельности кадровой службы в общей системе  управления обуславливается ее функциями, основой которых как раз и  является деятельность, связанная с  документированием трудовых отношений  и организацией работы с персоналом.

Документирование трудовых отношений - неотъемлемая часть деятельности любой организации. Документированная  информация составляет основу управления. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В  современных условиях для повышения  эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию  работы с документами, так как  всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном  документе.

Организация работы с документами  влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда  управленческих работников. За счет более  совершенной системы документационного  обеспечения управления достигается  более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение, использование и правильный отбор на государственное хранение. То есть, деятельность всего аппарата управления упрощается, ускоряется, становится более четкой и организованной.

Руководство каждого предприятия  должно учитывать, что документы  по личному составу, отражающие трудовую деятельность работников и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, играют особую роль в жизни  человека. Недопустимо отсутствие этой документации в организации, а также  ведение кадрового делопроизводства с нарушением требований Трудового  кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что  документация по личному составу  подлежит передаче в государственные  архивы для длительного хранения.

Руководитель предприятия  несет персональную ответственность  за документированный фонд, образующийся на предприятии, и должен быть знаком с основами трудового законодательства.

Не менее важным для  администрации предприятия является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками. Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет  не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и  его оформление в соответствии с  действующими нормативными актами, то есть придание документу юридической  силы. Именно ошибки, допускаемые при  подготовке документов, отсутствие в  них отдельных реквизитов или  неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче  в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового  кодекса РФ и правильном их применении.

Таким образом, кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в  жизни каждого трудоспособного  человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной и в условиях развития рыночных отношений. Так как служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.

Все это доказывает значимость кадрового делопроизводства в деятельности любой организации. Необходимо уделять  особое внимание документированию работы с персоналом и учитывать все  особенности работы с кадровыми  документами.

Следовательно, деятельность кадровой службы имеет большое значение для любой организации. От того, насколько  профессионально организованно  ведение кадрового делопроизводства зависит успех управленческой деятельности в целом.

 

    1. Основы деятельности кадровой службы

Организация деятельности любого подразделения должна начинаться с  составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие  положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность.

В разделе «Структура»  указан порядок разработки и утверждения  структуры отдела, его численный  состав, конкретные направления работы и закрепленные за ними подразделения  отдела.

Численный состав и структура  кадровых служб зависят в основном от масштабов организации. В зависимости  от размеров конкретной организации  выделяются следующие организационные  формы осуществления кадровой работы:

  • самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;

 

  • выполнение функций кадровой службы отдельным сотрудником организации;
  • выполнение функций кадровой службы по совместительству с выполнением другой работы.

Функциональные обязанности  кадровой службы заключаются в следующем:

  • разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации;
  • оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • учет личного состава;
  • хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
  • контроль исполнения руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
  • изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
  • анализ состава специалистов организации, деловых качеств работников с целью их рационального использования;
  • создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
  • работа по созданию резерва на выдвижение;
  • подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников;
  • подготовка и систематизация материалов для аттестационной

комиссии;

  • подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
  • принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников;

 

  • организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
  • ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

В ходе взаимодействия с  другими подразделениями организации  кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики  отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения  направляются:

  • сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
  • копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
  • копии приказов об утверждении (изменении). Правил внутреннего трудового распорядка;
  • сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей  силе, справки о заработной плате  для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца  и т.п.

В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы  о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных  отпусках работников и т.п.

Кадровая служба, как правило, наделена следующими полномочиями:

  • требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
  • принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
  • взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
  • требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Положение об отделе кадров устанавливает ответственность  начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций  и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.

        1. Должностная инструкция сотрудника

кадровой службы

Что касается должностной  инструкции работника отдела кадров, то она, как и любая другая должностная инструкция, согласно пункту 5 постановления Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должна состоять из трех разделов: «Должностные обязанности», «Требования к знаниям» и «Требования к квалификации».

Информация о работе Анализ организации работы кадровой службы предприятия