Автоматизация делопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

В современном учреждении основными технологическими инструментами работы с документами являются компьютеры, установленные на рабочих местах исполнителей и объединенные в сеть. Если компьютерная сеть охватывает все рабочие места делопроизводственного персонала в структурных подразделениях организации, то появляется возможность использовать сеть для перемещения документов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности автоматизации делопроизводства…………………………4
1.1. Принципы автоматизации делопроизводства…………………………….4
1.2. Принципы технологии электронного документооборота……………….5
Информационные технологии в делопроизводстве…………………….10
Формы автоматизации регистрации документов……………………….10
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат по делопроизводству.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

При этом необходимо отметить, что  автономные компьютеры на рабочих местах делопроизводителей или даже небольшие  сети в канцеляриях или секретариатах  принципиально не способны решить проблему автоматизации документооборота. Фактически они просто позволяют вести те же картотеки или журналы, пусть  и в ином качестве.

Принципиальным решением является компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных  подразделениях организации. В этом случае сведения о работе с документами, вводимые с рабочих мест в подразделениях, могут автоматически собираться и накапливаться на сервере сети, формируя базу данных о состоянии  и истории документооборота организации.

Для организации такой работы с  использованием сети наиболее продвинутые  из систем автоматизации делопроизводства и документооборота (далее - АС ДОУ) позволяют как отслеживать бумажный документооборот, так и организовать перемещение по сети и работу с  электронными документами. Чем большее число рабочих мест, связанных с обработкой документов, охватывает такая система, тем эффективнее осуществляется управление. Желательно, чтобы система доходила хотя бы до каждого структурного подразделения, в котором осуществляется учет и контроль.

В идеале же она должна охватывать все рабочие места сотрудников, осуществляющих собственно работу с  документами. В этом случае при минимизации  трудозатрат делопроизводственного  персонала обеспечивается полный контроль над документационной деятельностью  организации в реальном масштабе времени.

Изучая основные функции систем автоматизации делопроизводства, можно  выделить некий минимальный набор  характеристик, которым должна соответствовать  полноценная система автоматической регистрации документов.

В первую очередь это возможность  создания документа Документ может  создаваться либо самостоятельно в  соответствующем редакторе (текстовом, графическом), либо на основе подготовленных шаблонов.

Система обеспечивает автоматическую регистрацию документа. Для каждого  учетного документа формируется  регистрационно-контрольная карточка, в которую заносятся сведения о документе. Система может регистрировать как созданные непосредственно  в ней документы, так и импортированные  извне.

Система позволяет работать с корреспонденцией. Эта функция как правило характеризуется  тем, что связующим началом пакета документов является адресат - отправитель, даже в том случае, если он пишет  по разным вопросам.

Система поддерживает технологии регистрации, обработки и контроля распорядительных документов: внешних - постановлений, указов, распоряжений вышестоящих организаций; внутренних - протоколов, приказов, распоряжений. Отличается от технологии обработки  переписки тем, что на контроль ставится не только документ в целом, но и  отдельные пункты, переписка и  контроль ведется по каждому из них  в отдельности.

Позволяет формировать рабочие папки пользователя. Понятие папки используется в системе для объединения документов по определенным признакам. Причем, зачастую в папке хранится не сам документ, а ссылка на него. Пользователь может свои рабочие папки создавать, удалять и обмениваться ими с другими пользователями.

Система осуществляет контроль исполнения документов. Реализуется контроль исполнения документов, как на уровне автора резолюции, так и централизованный контроль с возможностью формирования сводок об исполнении контрольных документов. При контроле исполнения распорядительных документов на контроль ставится не только документ в целом, но и отдельные  пункты.

Обработка и хранение собственно документов К регистрационной карточке может  быть «прикреплено» любое число  файлов, содержащих собственно документ в компьютерной форме представления (например, текст, аудио или видеоматериал  и т.д.). Система должна обладать возможностью слияния документов, позволяющей  сводить воедино отдельные файлы  текстов и графики, формируя законченный  документ. Современные системы, в  том или ином виде, обеспечивают управление бумажными документами (они, как правило, зарегистрированы в архиве, но их тело находится на вполне материальной полочке и по требованию сотрудника перемещается на его рабочий стол).

Работа с взаимосвязанными документами поддерживается возможность установления ссылок между регистрационными карточками документов, связанных тематически, отменяющих или дополняющих друг друга, повторными и т.д. Работая с документом, всегда можно просмотреть всю переписку по вопросу, ее историю, разосланные копии карточек по другим подразделениям, имея мгновенный доступ к каждой интересующей карточке.

Движение документов, ввод резолюций  и замечаний Механизм движения документов обеспечивает обработку и передачу документов между пользователями системы. При этом основанием для автоматической передачи документа от одного должностного лица другому является факт вынесения  резолюции или факт оформления отчета об исполнении документа. Маршрутизация  движения документа может быть жестко заданной или может задаваться пользователем. Путь прохождения документа с  момента передачи его руководителю на первичное рассмотрение до списания в дело фиксируется в зоне исполнителей регистрационной карточки.

Поддержка вложенных подсистем. В  систему делопроизводства организации  входят подсистемы подразделений с  своими функциями (учет, контроль, движение документов и др.)

Отслеживание версий одного документа. При совместной работе нескольких пользователей  над одним документом, много времени  и сил отнимает проблема «версий» и проблема «копий и оригиналов».

Учет номерных документов, формирование отчетности.

Распределенная обработка, отправка документов по почте. Процесс обработки  документов должен быть единым для  всех пользователей системы, независимо от территориального расположения рабочих  станций, серверов, степени их удаленности  и используемых видов связи. Для  обмена информацией между пользователями в системе предусматривается  электронная почта, в функции  которой входит: служебная и личная переписка; автоматическая рассылка сообщений  и уведомлений. Система позволяет  формировать списки рассылки.

Работа через сеть Интернет. В  системе реализуется Web- сервер делопроизводства, обеспечивающий доступ к данным о  документах и самим документам с  любого локального или удаленного компьютера через сеть Internet. Пользователю предоставляется возможность для формирования запроса на поиск документа или группы документов, зарегистрированных в системе.

Возможность поиска документа по различным  критериям. Поиск документа может  осуществляться по реквизитам, по теме, по указанным заранее ключевым словам. Существует возможность поиска документов по контексту, то есть по полному значению текстового поля или по отдельным  словам или их частям. Причем поиск  производится не только в регистрационной  карточке, но и непосредственно в  документе.

Система позволяет архивировать документы. После обработки, подписанные документы  помещаются в архив. Документы из архива редактировать нельзя, их можно  читать или удалять. АРМ администрирования  архива позволяет настраивать режимы архивирования и восстановления документов, устанавливать права  доступа к архивам.

Списание документа в дело По завершении работы над документом он списывается в дело. Далее документ либо передается на архивное хранение, либо уничтожается в соответствии с  правилами архивного хранения, принятыми  на предприятии. В автоматизированной системе списание документа в  дело осуществляется путем занесения  в регистрационную карточку соответствующей  записи.

Ведение и автоматическое обновление словарей и справочников. К справочникам системы относятся: пользователи, подразделения, организации, граждане, тематические рубрикаторы  документов, стандартные тексты, номенклатуры дел, грифы доступа, списки рассылки. В некоторых системах можно самостоятельно создавать новые таблицы справочников.

Обеспечение автоматизации справочно-аналитической  работы. В системе формируются  типовые отчеты и графики (справки, сводки, журналы, списки документов). Так  же имеется возможность загружать  генератор отчетов и графиков. При работе регистрируются действия системы, действия пользователей.

Регламентация прав доступа. Права  пользователя в системе регламентируют как права доступа к картотекам и документам в соответствии с  их грифами, так и набор функций, доступных данному пользователю (регистрация, редактирование, списание документа в дело, снятие с контроля и т.д.). При необходимости сотрудникам  подразделений можно дать возможность  работать только с документами своего подразделения. Документы других подразделений  будут им недоступны вообще или доступны только для просмотра.

Делегирование права подписи. В  системе предусмотрена электронная  подпись документов и резолюций  на документы. При необходимости  возможно делегирование права подписания одного документа или настройка  автоматического делегирования  для всех документов, поступающих  на подпись к руководителю.

Защита информации. Каждое рабочее  место может быть защищено паролем  от попытки несанкционированного доступа  к информации и выполнения действий от лица пользователя. При этом система  должна соответствовать существующей делопроизводственной практике, поддерживать полный жизненный цикл документа  в организации: от его первичной  регистрации до списания в дело. Система должна пройти государственную  сертификацию на соответствие ГОСТов по делопроизводству.

Создание систем делопроизводства для организаций, имеющих особые требования по защите информации, проводятся с учетом того, что необходимо обеспечить совместимость системы с любыми специальными средствами защиты информации, в том числе сертифицированными, что позволит согласовать ее использование  с уже действующими стандартами  безопасности.

В случае, если документ необходимо сделать  общедоступным, это происходит двумя  основными путями, либо через систему  электронной почты, путем рассылки, либо через Internet, путем публикации на Web-сервере. Второй способ применим в  случае, если лица, которым может  понадобиться документ, заранее неизвестны. Использование электронной почты  же более подходит для направления  документов к исполнителям.

Системой, обеспечивающей маршрутизацию  документов, является система электронной почты, которая осуществляет параллельное распространение документов. Маршрутизация отличается от распространения или рассылки тем, что маршрутизируемый документ возвращается в начало маршрута, например к инициатору, а рассылаемый документ уходит к исполнителю без контроля факта возврата. С помощью дополнительных приложений система электронной почты может обеспечивать последовательную маршрутизацию документов.

Для каждого пользователя создается  почтовый ящик. Передачу сообщений  между почтовыми ящиками внутри локальной сети осуществляет программный  модуль- марштуризатор. Но пользователи должны иметь возможность не только работать с электронной почтой в пределах интрасети, но и обмениваться сообщениями через Internet.

Итак, электронная почта выполняет  следующие функции:

- обмен сообщениями между пользователями;

- обмен документами между пользователями;

- обмен данными между приложениями;

- оповещение пользователей о  наступлении определенных событий.

Но внедрение мощных системы  управления электронными документами  не всегда приводит к получению ожидаемого эффекта. Причина кроется в том, что огромное количество оперативной  и справочной информации по-прежнему остается на бумажных носителях. Ручная обработка таких бумажных хранилищ становится узким звеном функционирования многих крупных корпораций. Решением может стать использование технологии построения корпоративного электронного архива.

В рамках отрасли или корпорации речь идет даже не о традиционной автоматизации  каталогов библиотек, а о построении интегрированной системы глобального  масштаба, обеспечивающей эффективный  доступ и хранение огромных объемов  документов в электронном виде. Причем, технология должна включать как средства создания/наполнения супербанка данных, так и средства обеспечения его  должного функционирования и развития. Однако, если потребность в такой  технологии назрела уже много  лет назад, то техническая возможность  ее реализации появилась относительно недавно, как следствие появления  дешевых носителей, повышение эффективности  высокоскоростных вычислительных систем и сетей, новые информационные технологии индексирования сверхбольших массивов данных, наметилось направление внедрения  средств искусственного интеллекта, позволяющих моделировать и анализировать большие массивы информации.

Общую идею можно обрисовать следующим  образом. Организуется развертывание  высокопроизводительной сети, включающей графические рабочие станции  и мощные серверы ввода и обработки  информации. Для ввода документов с бумажных носителей низкого  качества, используются промышленные сканеры потокового ввода. Система  обеспечивает эффективное индексирование и полнотекстовый поиск информации большого объема. Данные, необходимые  для поиска документов, хранятся в  высокопроизводительной и отказоустойчивой системе памяти, а графические  образы документов - в виде изображений  на носителях, характеризуемых длительным временем хранения и дешевизной. Специфическая  черта корпоративного электронного архива - обеспечение полнотекстового  поиска. Построение и поддержка системы  атрибутивного поиска, характерного для систем управления документооборотом, оказывается неприемлемым вследствие временных и стоимостных ограничений.

Информация о работе Автоматизация делопроизводства