Содержание
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………….……………………..2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-НАЧАЛЕ
XIX ВВ. И РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………….5
1.1. Органы власти России в XVIII
в……………………………….……..5
1.2. Особенности коллежского
делопроизводства……………...……..…9
1.3. Изменение в системе
высших и центральных органов
государственного устройства в
начале XIX в……………………... …..11
1.4. Становление министерского
делопроизводства …. ……………….14
2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО МЕСТНЫХ
ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИИ И НА УРАЛЕ В КОНЦЕ
XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ...……………………..……20
2.1. Формирование органов власти
на Урале……………………………………………………………..……..…20
2.2. Становление и развитие органов
самоуправления в Екатеринбурге……….………………….………………………………...22
2.3. Особенности организации
делопроизводства на Урале…………………………………………………………………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………………41
ВВЕДЕНИЕ
18-19 века в России это
период абсолютной власти монарха.
Так же в этот переходный
период произошли изменения, связанные
с реформой территориального
управления России, замены коллегиальной
системы министерской, изменения
в структуре государственного
аппарата.
На Урале в этот период ликвидировали
наместничества и ввели губернии. А
для Екатеринбурга этот период явился
временем сурового испытания, когда решался
вопрос, сохранит ли он свое значение центра
уральской горнозаводской промышленности
и удержит ли лидерство среди городов
Урала.
На высшем и центральном уровне
происходят изменения в составе чиновников,
их полномочий и должностных обязанностей.
Так же в этот период появляется термин
«делопроизводство», вводится однообразие
в ведениях дел, процесс делопроизводства
делится на этапы, регламентируется порядок
составления документов.
На Урале появляются первые
органы местного самоуправления, избираются
чиновники, регламентируются этапы ведения
дел. А в Екатеринбурге формируется своя
специфика делопроизводства, связанная
с особым положением «горного города».
Для того чтобы разобраться
во всех этих вопросах в данной работе
были проанализированы статьи и работы
Н.П. Ерошкина, М.П. Ильюшенко, Е.С. Тулисова.
В монографии Н.П. Ерошкина
«История государственных учреждений
дореволюционной России» излагается
история государственных учреждений,
начиная с Древнерусского государства
до революции 1905 года. Вскрываются социально-экономические
причины их возникновения учреждений,
организационного устройства, направления
деятельности и их взаимодействия, выявляются
причины замены одних государственных
учреждений другими. На основе этого учебного
пособия я проанализировала государственные
учреждения 18-19 веков в России и сделала
выводы об их развитии и функционировании.
Для анализа делопроизводства
в России в 18-19 веках я обратилась к М.П.
Ильюшенко. В его учебном пособии рассматриваются
основные этапы делопроизводственных
процессов государственных институтов,
закономерности и тенденции развития
российского делопроизводства с IX до начала
XX века.
Для того чтобы разобраться
в становлении и развитии государственных
учреждений на Урале мне помог сборник
«История Урала с древнейших времён до
1861 года». В книге исследуются заселение
и освоение края, становление производящего
хозяйства, раннеклассовое общество. В
центре внимания возникновение и развитие
горнозаводской промышленности, превращение
Урала в крупнейший район отечественной
металлургии феодальной эпохи. Рассматриваются
вопросы формирования новых социальных
групп, в частности мастеровых и работных
людей, приписного крестьянства, а также
нарождающегося пролетариата. Уделено
внимание положению башкир, удмуртов и
других народов, населявших Урал. Отдельные
разделы посвящены классовой борьбе, участию
народных масс в Крестьянской войне 1773-1775
гг., культуре и быту населения Урала в
период феодализма.
Чтобы изучить организацию
делопроизводства на Урале, я обратилась
к Е.С. Тулисову. В его статье «Архивные
источники по истории уральского горного
управления и организация делопроизводства
горнозаводской администрации в конце
18-нач. 19 веков Рассматриваются актуальные
проблемы современной исторической науки
в области исследования частной уральской
металлургии XVIII столетия. Акцент при этом
делается на Южно-Уральском регионе второй
половины XVIII в., так как именно в исследовании
данного региона имеется больше всего
«белых пятен». Центральная проблема исследования
- это проблема взаимодействия заводовладельцев
и рабочих на частных металлургических
предприятиях Южного Урала. Вопросы формирования
кадров, социального обеспечения на заводах
- основа данного изыскания.
«Организация делопроизводства
в учреждениях России в конце XVIII – начале
XIX вв. » – одна из важных и актуальных
тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому,
что, несмотря на существенные изменения,
которые претерпела система коллежского
делопроизводства, особенно в начальный
период своего становления, к концу XVIII
в. жизнь требовала более гибких форм делопроизводства
и его ускорения. Для быстро меняющихся
общественных отношений система коллежского
делопроизводства продолжала оставаться
громоздкой и неповоротливой.
Цель работы рассмотреть изменения
государственного аппарата в центральных
органах и местных учреждениях на примере
Урала в конце XVIII -начале XIX вв. А так же
их документационное обеспечение. Для
достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Рассмотреть особенности
органов власти в России в
конце XVIII - начале XIX вв.
2. Выявить изменения в российском
делопроизводстве, которые повлияли на
ведение дел на Урале.
3. На основании теоретического
анализа изучения проблемы, систематизировать
знания о российском делопроизводстве
в конце XVIII- начале XIX вв.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-НАЧАЛЕ
XIX ВВ. И РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.
1.1. Органы власти России в XVIII
в.
Административный хаос, вызванный
отсутствием в приказном делопроизводстве
установленного законом порядка, общих
письменных форм документов, постоянных
сроков для производства дел, побудил
правительство искать новые формы государственного
устройства.
23 марта 1715 года Пётр I
рассматривает предложение о переустройстве
системы государственного аппарата. Согласно
проекту, предлагалось ввести в России
семь коллегии, семь отделов, в которых
сосредоточилось бы всё управление государством.
Вначале намечалось создание семи коллегий:
юстиц-коллегии, канцелярии иностранных
дел, коллегии адмиралтейской, кригс-коллегии,
камер-коллегии, штатс-коллегии, коммерцколлегии.
Но реестр и штат всех коллегий был утвержден
Петром лишь спустя два года 12 (25) декабря
1717 года. Коллегий, по этому реестру оказалось
двенадцать.
Каждая коллегия
состояла из председателя и нескольких
членов. Кроме руководителя в состав коллегий
входили: 4 советника, 4 асессора (заседателя),
секретарь, актуариус, регистратор, переводчик,
подьячие. Дела в каждой коллегии решались
по большинству голосов. Коллегии ведали
всеми отраслями управления, суда и государственного
хозяйства.
Уже в декабре 1718 г. был принят
реестр коллегий: Иностранных
дел, Казенных сборов, Юстиции, Ревизионная
(бюджетная), Военная, Адмиралтейская,
Коммерц (торговля), Штатс-контора
(ведение государственных расходов), Берг-коллегия
(промышленная), Мануфактур-коллегия
(горнодобывающая), Вотчинная (занималась
делами господствующего дворянского сословия), Главный
магистрат (управление городами).
Духовная коллегия, вскоре после
основания, была преобразована в Синод,
юридически приравненный к Сенату.
Создание системы коллегий
завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Четкое распределение
ведомственных функций, разграничение
сфер государственного управления и компетенции,
единые нормы деятельности, сосредоточение
управления финансами в едином учреждении
– все это существенно отличало новый
аппарат от приказной системы. 1
С воцарением на престол Екатерины
II государственный аппарат усложнился.
Теперь в состав Сената входили Главная
Межевая канцелярия, созданная для руководства
генеральным межеванием в 1775 году, а также
учреждена в феврале 1762 года вместо Канцелярии
тайных розыскных дел Тайная экспедиция
Сената. 2
Реформой 15 декабря 1763 года
Сенат разделился на шесть изолированных
друг от друга департаментов: четыре из
них находились в Петербурге, а два других
– в Москве. Первый департамент ведал
вопросами управления. Его возглавлял
генерал-прокурор. Этот департамент охранял
права дворянского сословия, обнародовал
законы, заведовал финансами. В ведомстве
второго департамента находились вопросы
суда, межевания, рассмотрение прошений
на имя императрицы и т.п. Третий департамент
сосредоточил самые разные дела: заведование
путями сообщения и медициной, попечительством
о науках, образовании и искусствах. В
четвёртом департаменте находились заведование
военно-сухопутными и военно-морскими
делами. Московские департаменты, которые
по словам Ерошкина были главными, советовали
петербургским: пятый – первому, а шестой
– второму. Все департаменты, кроме первого,
возглавлялись обер-прокурорами, подчинёнными
генерал-прокурору. Дела в департаментах
должны были решаться единогласно, а в
случаях разногласий – на общих собраниях
департаментов Петербурга и Москвы.
Местная реформа 1775 г. и связанное
с ней значительное расширение прав и
компетенции местных чиновников и учреждений
вызвало упразднение большинства коллегий,
контор и канцелярий. В 1779 г. была закрыта
Мануфактур-коллегия, в 1780 г. - Канцелярия
конфискации, в 1781 г. - Штатс-контора, в
1882 г.- Главный магистрат, в 1883 г. - Берг-коллегия
и Главная соляная контора, в 1885 г. - Камер-коллегия,
в 1886 г. - коллегии: Вотчинная, Юстиции,
Экономии, а также Главная дворцовая контора,
в 1888 г. - Ревизион-коллегия и т. д.
К концу 80-х годов сохранились
фактически только три "государственные"
коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных
дел, а также Медицинская. Не успела сдать
дела до правления Павла I Коммерц-коллегия.
С 1882 г. обособился как самостоятельное
центральное ведо Функции упраздняемых
коллегий, контор и канцелярий передавались
местным учреждениям. Для общего руководства
отдельными отраслями управления в составе
Сената были созданы экспедиции. Экспедиция
о государственных доходах наследовала;
распорядительные функции Камер-и Берг-коллегий,
экспедиция о государственных расходах
- Штатс-конторы, экспедиция о свидетельстве
счетов - Ревизион-коллегии, экспедиция
о государственных недоимках - Канцелярии
конфискации.
В состав Сената входили также
штатные казначейства в Петербурге и Москве
- кассы, заведовавшие приемом, хранением
и распределением денежных средств всего
государства. Остатки денежных средств,
не израсходованных государственными
учреждениями, в течение года передавались
в особые Казначейства остаточных сумм.
В ведении Сената оставались банки.
В 1894 г. Межевая экспедиция Сената
была преобразована в его Межевой департамент,
заведовавший межеванием в России и разбиравшим
межевые тяжбы.
Входя в состав Сената, все эти
экспедиции подчинялись не департаментам
его, а генерал-прокурору; в его же ведении
находились Почтовый департамент, Ассигнационный
банк и чиста формально Тайная экспедиция.
Таким образом, генерал-прокурор превратился
в своеобразного министра по делам всего
внутреннего управления, соединяя в своем
лице звание министра юстиции, финансов,
государственного казначейства и государственного
контроля. С генерал-прокурором сносились
наместники; ему же подчинялся аппарат
местной прокуратуры.
Роль самого Сената резко упала.
Фактически он перестал быть органом,
осуществлявшим общее руководство государственным
аппаратом и всей политикой государства;
его департаменты превратились, в основном,
в высшие судебные инстанции. Отсутствие
самостоятельных центральных учреждений,
заведовавших отдельными отраслями внутреннего
управления, вызывало перегрузку генерал-прокурора
и сенатских экспедиций, что тяжело отражалось
на управлении государством.
В целом коллежское делопроизводство,
сложившееся на базе реформ государственного
управления Петра I и Екатерины II, представляет
собой систему, характеризующиеся высоким
уровнем законодательной регламентации
всех сторон деятельности канцелярий,
строгим закреплением за должностными
лицами и рядовыми работниками их обязанностей.
Коллежское делопроизводство заложило
основы, на которых развивалось российское
делопроизводство в последующие полтора
столетия. 3
1.2. Особенности коллежского
делопроизводства.
В коллежском делопроизводстве
возникло большое число новых документов,
а документы приказного делопроизводства
получили новые названия, что явилось
результатом массированного проникновения
в русский язык заимствованных слов, отразившего
западнический характер всех петровских
преобразований. Прежние учреждения –
думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями,
конторами, ратушами. Появились и новые
названия документов: векселя, облигации,
реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы,
корреспонденция, инструкция; приговоры,
указные грамоты; наказы заменены указами,
регламентами, инструкциями, резолюциями;
челобитные – прошениями; переписка –
памяти и отписки – заменены отношениями,
рапортами, доношениями, реляциями, ведениями,
известиями.4
Коллежское делопроизводство
отличается от приказного обилием видов
государственных документов. Законодательные
и распорядительные акты государственной
власти оформлялись повелениями, указами,
регламентами, инструкциями, наказами,
протоколами. Появилось много форм переписки:
письма, доношения, известия, требования,
ведомости.
Обмен информацией между учреждениями
определялся их соподчиненностью. Вышестоящие
организации направляли подчиненным указы,
подчиненные вышестоящим – рапорты и
доношения, равные инстанции обменивались
предложениями и сообщениями. Формой письменного
обращения частных лиц в государственные
учреждения были челобитные, которые позже
стали называться прошениями. Возник новый
документ, использующийся при ведении
переписки, – справка с краткими вставками
из всех документов по обсуждаемому вопросу,
экстракт.