Делопроизводство местных органов власти в России и на Урале в конце 18 - начале 19 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

На Урале появляются первые органы местного самоуправления, избираются чиновники, регламентируются этапы ведения дел. А в Екатеринбурге формируется своя специфика делопроизводства, связанная с особым положением «горного города».
Для того чтобы разобраться во всех этих вопросах в данной работе были проанализированы статьи и работы Н.П. Ерошкина, М.П. Ильюшенко, Е.С. Тулисова.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………….……………………..2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-НАЧАЛЕ XIX ВВ. И РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………….5
1.1. Органы власти России в XVIII в……………………………….……..5
1.2. Особенности коллежского делопроизводства……………...……..…9
1.3. Изменение в системе высших и центральных органов государственного устройства в начале XIX в……………………... …..11
1.4. Становление министерского делопроизводства …. ……………….14
2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИИ И НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ...……………………..……20
2.1. Формирование органов власти на Урале……………………………………………………………..……..…20
2.2. Становление и развитие органов самоуправления в Екатеринбурге……….………………….………………………………...22
2.3. Особенности организации делопроизводства на Урале…………………………………………………………………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсач 1 курс.docx

— 91.49 Кб (Скачать файл)

Регламентировалось четкое оформление внешних признаков документа. Предписывалось, например, обозначать вид документа: «На каждой бумаге должно бить означено именование оной (указ, сообщение, рапорт и тому подобное)».

Правила написания адресата определялись соподчиненностью учреждений. Равные присутственные места в адресовании документов друг другу употребляли предлог «В» («В Правительствующий Сенат», «В палату гражданского суда»). При направлении документа в нижестоящие учреждения адресат писался в дательном падеже («Тульскому губернскому правлению», «Белевскому уездному суду»).

Текст документа предписывалось разделять на заглавие («приступ»), где излагалась причина издания документа, «изложение обстоятельств» и заключение, в котором давались распоряжения или предписания, высказывались мнение или жалоба. Регламентировалась и лексика отдельных видов документов, формировались устойчивые словосочетания.

Сложились правила подписания документов. Право подписи документов имели начальствующие лица. Вид подписи зависел от характера документа, соподчиненности учреждений и отдельных лиц. На официальных отношениях, отчетах и других документах, посылавшихся в высшие инстанции, ставилась скрепа.

Законодательное установление общего порядка документирования, определение нормативными актами министерств форм документов по отдельным частным случаям делало процесс составления и оформления документов сложным и громоздким. Сами документы, несмотря на требовании законов краткого и ясного изложения, точности фактов, оставались длинными и многословными8.

Итак, в  период конца 18 – начала 19 вв. в России ознаменовался переходом от коллежского делопроизводства к министерскому. В результате реформ появились чёткие правила составления документов, реализации документооборота, появились  новые должности и названия документов: указы, регламенты, архив, протоколы, рапорты, корреспонденция, журналы, инструкция, реляция, прошения (вместо – челобитная), архивариус, инспектор, администратор, которые находят применение и в наше время. Существенные изменения претерпевает форма документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы. Выделяются новые реквизиты.

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИИ И НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ.

2.1. Формирование органов власти на Урале

После подавления Крестьянской войны 1773-1775 гг. самодержавие в целях укрепления дворянского аппарата управления на местах проводит новую административную реформу, которая увеличила число губерний в стране. На территории Урала были созданы более крупные административные единицы – наместничества: Пермское и Уфимское. Каждое, в свою очередь, состояло более из двух областей, которые делились на уезды. Пермское наместничество занимало площадь в 290 тыс. кв. км, превосходя по своим размерам многие европейские государства. Реформа преследовала и фискальные интересы, так как давала «совершенный способ надзирать за населением и собирать доходы…с меньшим убытком».  Было подсчитано, что только по Пермскому наместничеству разные сборы с населения должны возрасти на 0,5 млн. руб. ежегодно.

Указ о создании Пермского наместничества был подписан Екатериной II 27 января 1781 г. Официальное открытие его состоялось 18 октября того же года. Первым наместником, а затем и губернатором был назначен Е.П. Кашкин, проявивший себя человеком либеральных взглядов.

В ходе реформ была ликвидирована Канцелярия главного правления заводов, а в место него создана Горная экспедиция при Пермской казённой палате (1783 г.). Горная экспедиция подчинялась вице-губернатору, чиновники, возглавлявшие её, реальной властью не обладали и «смотрели только за тем, чтобы заводы не останавливались и выплавляли металл, а о ремонте, улучшении, устройстве и расширении действия их не заботились нисколько».

В 1797 г. Наместничества были ликвидированы, а в место них образованны губернии.

В том же году в Екатеринбурге была восстановлена Канцелярия главного управления заводов, её возглавил крупный горные деятель А.С. Ярцов. В подчинении Канцелярии главного правления заводов находились все казённые заводы Урала и основная часть частновладельческих. Канцелярия главного правления заводов просуществовала до 1802 г., когда вместо неё были созданы на Урале три самостоятельных горных начальства: Екатеринбургское, Пермское и Гороблагодатское, подчинявшиеся Берг – коллегии.

Таким образом, в результате реформы местного и центрального аппарата  Урал оказался в сетях многочисленной царской администрации в виде чиновников губернских, уездных и горнозаводских учреждений. Они должны были укрепить чиновничье-дворянскую империю. Именно поэтому многие екатерининские учреждения сохранились до буржуазных реформ 60-70-х годов 19 в., а некоторые и до 1917 г.9

При Александре I, пришедшим к власти в 1801 г. в результате дворцового переворота, происходят новые изменения в административно-территориальном делении и управлении Урала. В 1803 г. было создано единое Сибирское генерал-губернаторство с центром в Иркутске. В него вошла и Тобольская губерния, из которой в следующем, 1804 г. выделяется самостоятельная Томская губерния. В этом же году вышел указ об объединении в генерал-губернаторство Пермской и Вятской губерний.

В Петербурге в 1804 г. был образован специальный  комитет,  который занялся подготовкой «Проекта горного положения для управления заводов хребта Уральского». К этому времени на Урале существовали три самостоятельных горных начальства — Екатеринбургское, Пермское и Гороблагодатское, сменивших в 1802 г. единую Канцелярию главного правления заводов.

В 1806 г. разработанный комитетом и утвержденный царем проект, приобрел силу закона. Высшим органом управления горнозаводской промышленностью страны становился Департамент горных и соляных дел, состоящий при Министерстве финансов. В его ведении находилось Пермское горное правление (начало работать в мае 1807 г.), власть которого распространялась на весь горнозаводской Урал. Главой горного правления считался пермский и вятский генерал-губернатор, хотя фактическое руководство принадлежало его помощнику по горной части — пермскому берг-инспектору.

  Двойное подчинение — с одной стороны, горному департаменту, а с другой — генерал-губернатору, осложняло деятельность горного правления. В 1826 году Николай I устранил это неудобство, учредив должность главного начальника горных заводов хребта Уральского. Главный начальник заводов был независим от губернских властей. Горное правление передавалось в непосредственное подчинение горному начальнику — берг-инспектор становился его помощником. В обязанность главному начальнику вменялось «привести в лучшее устройство горную часть Уральского края вообще, сохранить единство в управлении заводами и иметь необходимый ближайший надзор по всем частям горного устройства». В распоряжении начальника находились горная полиция и три линейных батальона. Первыми главными начальниками были артиллерийские генералы А. А. Богуславский, А. И. Дитерихс, В. А. Глинка.

В 1831 г. Пермское горное правление переводится в Екатеринбург;  со следующего года оно стало называться Уральским горным правлением. Весь промышленный Урал делился на горнозаводские округа. Возглавлялись округа окружными конторами, которым подчинялись заводские конторы. Однако власть горнозаводской администрации на подведомственной территории не была абсолютной. В частных округах она ограничивалась правами заводовладельцев. Главный начальник осуществлял лишь контроль за соблюдением на частных заводах законов. Правом такого же контроля в отношении всех горных округов пользовались губернские и уездные чиновники. Закон недостаточно разграничивал полномочия уральских горных и общегражданских властей, оставляя много поводов для конфликтов и противоборства. Не случайно даже В. А. Глинка, которого писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (безусловно, преувеличивая) называл «диктатором», ставил вопрос о выделении заводской территории в особую губернию, подведомственную одному горному начальнику.10

 

2.2. Развитие органов самоуправления  в Екатеринбурге

В Екатеринбурге далеко не сразу образовался представительный орган, взявший на себя управлением городом. Отправной точкой считают 29 ноября 1745 года – в этот день Правительствующий Сенат  принял решение об учреждение Екатеринбургского посада. С его появлением чётко оформилось территориально-общественное образование, из населяющих его людей – поначалу стихийно – начали выдвигаться деятели, имевшие смелость взвалить на свои плечи груз ответственности за жизнь общества.

Однако в книге «В раннем Екатеринбурге» Николая Корепанова   отмечалось: «…Екатеринбургский завод получил статус города де-факто; ибо ни один завод на Урале не имел посадских людей…В целом по России посады сложились только в двух горнозаводских поселениях – в Петровском заводе и Барнауле».

Здесь уместно вспомнить о том, кто такие посадские на Урале. Ими становились люди, как правило, азартные, предприимчивые, которые искали лучшего места под солнцем, потому что зарабатывали себе на хлеб вольным трудом. Так формировалось особое сословие горожан, объединение интересов и рост численности которых способствовали превращению завода – крепости в полноценное городское сообщество.

Так кто же они были, первые выборные главы Екатеринбургского посада? С чего начала свою деятельность Екатеринбургская ратуша?

В конце января 1751 года состоялись выборы в Екатеринбургскую ратушу. Первым бургомистром Екатеринбурга был выбран купец И.Д. Харчевников. Но в тридцатилетие Екатеринбурга он умирает и новым бургомистром становится И.Д. Долгоруков, а затем в 1760 году И.Д. Дубровик. Именно он привёз в столицу наказ, составленный крепнувшим екатеринбургским купечеством. Купцы отстаивали свои монопольные права на ведение торговли и предпринимательсткую деятельность.  Но надежды уральцев быть услышанными рухнула из-за вспыхнувшей войны во главе с Е. Пугачёвым.

Поводя итоги тридцатилетнего существования екатеринбургской ратуши как формы общественного самоуправления граждан, прежде всего, надо сказать о действительно противоречивом характере воздействия власти горного ведомства на развитие Екатеринбурга. С одной стороны, Горное правление сделало все для того, чтобы Екатеринбургский доменный и медеплавильный завод стал крупнейшим и передовым в техническом отношении предприятием. С другой – отрицало само существование посада, считая, что « он, в самом деле, яко не город, но населённое жительство», дела в котором подлежат «особливому рассмотрению, а не так как в прочих городах». Исследователи выявили немалое число архивных документов, подтверждающих вмешательство заводской администрации даже в торговые дела, касавшиеся, собственно, только купечества. Она, например, самовольно «включила в ведомство своё» местный гостиный двор, регламентируя его торговлю в ущерб купцам. Екатеринбургская ратуша жаловалась в разные высокие инстанции, но без всякого результата. Конечно, всё это тормозило хозяйственный рост города, мешало притоку населения за счёт торговых людей.

Рубежом в истории городской самостоятельности стал 1781 год. В Ноябре 1781 года начался быстрый процесс перехода Екатеринбурга из-под крыла горного начальства в ведение общегородских учреждений, избираемых непосредственно горожанами.

Правда, полтора столетия Екатеринбургу довелось пребывать в ранге уездного города. Но в течение примерно полутора десятилетий он был ещё и ослабленным центром. В это время Екатеринбургская область входила в состав Пермского наместничества и включала в себя уезды Екатеринбургский, Челябинский, Шадринский, Далматовский, камышловский, Ирбитский, Алапаевский, Верхотурский. Взгляните на современную карту Урала и оцените размах тарритории, которой управляли из Екатеринбурга в конце 18 века.

В соответсвии с новым статусом в Екатеринбурге учреждается магистрат, а спустя два года город получает официальный герб: в верхней части щита изображён герб Перми, а в нижней, на зелёном поле – серебряная плавильная печь и рудниковая шахта как символ подземних богатств здешних мест.

В 1783 году Екатеринбург получает статус уезда и области. В Сентябре 1784 года его органами управления становятся магистрат с двумя бургомистратами и четырьмя ратманами, дворянская опека и нижний земский уездный суд.

21 апреля 1785 года Екатерина  II издаёт очень важный документ «Жалованная грамота городам», которая, безусловно, расширила структуру и права местной власти. В этом документе впервые вводится понятие «городская дума» как наименование представительного органа, избираемого непосредственно жителями города.

Впрочем, давайте обратимся непосредственно к тексту «Жалованной грамоты», её шестого раздела «О городской общей думе и городской шестигласной думе.

156.

Городовым обывателям дозволяется составить  общую городскую думу.

164.

Общая городская дума набирает шестигласную городскую думу из своих гласных.

165.

Шестигласная городская  дума составится из голоса  настоящих  городовых  обывателей,  из голоса  гильдейских,  из  голоса цеховых,  из голоса иногородных и иностранных  гостей,  из голоса имянитых граждан и из голоса посадских в председании городскаго главы;  в случае  же убыли  во  время  срока  общая городская дума наполняет место из того же голоса.

Городской   думе    предлежат   попечения:

1.  доставить жителям  города нужное пособие к  127 их прокормлению или содержанию;  2. Сохранять город  от  ссор  и тяжеб с окрестными городами или селениями;  3.  сохранять между  жителями города  мир,   тишину   и   доброе  согласие; 4. возбранять  все,  что  доброму  порядку  и благочинию   противно,   оставляя   однако относящееся  к  части  полицейской  исполнять местам  и людям,  для того установленным;  5. посредством наблюдения доброй веры и  всякимя позволенными   способами  поощрять  привоз  в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей   служить   может;  6.  наблюдать  за прочностию   публичных   городских    зданий,стараться  о  построении всего потребнаго,  о заведении площадей,  для стечения  народа  по торгу,пристаней, анбаров, магазейнов и тому подобнаго,  что   может   быть   для   города потребно,  выгодно и полезно;  7. стараться о приращении городских доходов на пользу города и  для  разпространения  заведений по приказу общественнаго   призрения;8.разрешать сомнения  и недоумения по ремеслам и гильдиям в силу сделанных о том положений.

172.

Общая городская дума,  быв  составлена  из людей, занятых торгами, промыслами и ремеслами, обязана собираться по однажды всякой срок заседания,  или  же,  когда  нужда  и  польза городская потребует, и в другое время.

Информация о работе Делопроизводство местных органов власти в России и на Урале в конце 18 - начале 19 вв